Rai Al Youm (Великобритания): что происходит за кулисами между Саудовской Аравией и Америкой? Не отказалась ли администрация Байдена от своих обязательств по защите королевской семьи?
Решение о переносе визита министра обороны США принял Эр-Рияд, заявил саудовский принц Саттам. Автор подчеркивает, что это первый случай, когда такая риторика используется членом правящей семьи в отношении исторического союзника. Какую месть готовит Белый дом и что известно о визите в королевство Леонида Слуцкого — размышляет главред «Рай аль-Яум».
Вне всякого сомнения, отношения между Саудовской Аравией и его историческим союзником Соединенными Штатами становятся все хуже и хуже, и последние две недели мы наблюдаем беспрецедентный рост напряженности, способный перерасти в политическое и экономическое противостояние в ближайшем будущем.
Можно выделить несколько событий, свидетельствующих об ухудшении отношений двух государств.
Во-первых, как сообщило авторитетное информационное агентство Associated Press, близкое к лицам, отвечающим за принятие решений в Белом доме, администрация президента Джо Байдена свернула все свои системы противоракетной обороны (Patriot и передовые THAAD), направленные Саудовской Аравии для защиты ее стратегических объектов в 2019 году, после массивной атаки хуситского движения «Ансар Аллах» с применением ракет и беспилотных летательных аппаратов. Как известно, хуситы нанесли удар по объектам компании Aramco — фундаменту нефтяной промышленности в регионе Абкайк. В качестве доказательства американское информационное агентство опубликовало спутниковые снимки районов к юго-востоку от Эр-Рияда, где располагались данные системы, включая авиабазу принца Султана. Судя по всему, снимки принадлежат Пентагону.
Во-вторых, «из-за проблем с графиком» министр обороны США Ллойд Остин отменил визит в королевство, запланированный на конец прошлой недели в рамках турне по таким странам Персидского залива, как Катар, Кувейт и Бахрейн.
В-третьих, можно было наблюдать настойчивые попытки саудовского руководства опровергнуть американскую версию о причинах отмены визита. Так, молодой принц Саттам бен Халед Аль Сауд опубликовал в Твиттере следующий текст: «Решение о переносе визита приняла Саудовская Аравия. Наша великая держава не следует чьему-либо диктату, действуя на основе общих интересов и взаимного уважения». Вероятно, это первый случай, когда такая трактовка используется членом правящей семьи.
В-четвертых, принц Саттам, близкий соратник принца Мухаммеда ибн Салмана, фактического правителя страны, упомянул: «Когда наше великое Королевство отменило визит министра Остина, оно принимало Леонида Слуцкого, председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по международным делам». Эти слова можно расценивать как прямую угрозу Вашингтону о наличии российской альтернативы, что является смелым, но опасным и, возможно, дорогостоящим шагом.
В-пятых, принц Турки аль-Фейсал, бывший глава саудовской разведки, появился в эфире CNBC, призвав Соединенные Штаты выполнить свои обязательства перед его страной, то есть оставить ракетные системы на ее территории.
По словам американских экспертов, и среди них Кристиан Ульрихт, Соединенные Штаты начали применять принцип «Америка прежде всего» и отказались от своих союзников в регионе Персидского залива, особенно Саудовской Аравии, чтобы сосредоточиться на новой угрозе — китайско-российском союзе, ставшем абсолютным приоритетом для нынешней администрации.
Сворачивание американских ракетных систем произошло в очень непростое для Саудовской Аравии время, поскольку движение «Ансар Аллах» и его союзники стали чаще наносить ракетные удары по нефтяным объектам Aramco, а также военной и гражданской инфраструктуре. Последнее нападение было совершено на международный аэропорт Абха, в результате которого пострадали 8 человек и было уничтожены несколько самолетов, и оно стало ответом на налеты саудовской авиации на силы, связанные с хуситами. Целью было помешать их продвижению в стратегическом городе Мариб.
Американские ракеты Patriot оказались бесполезными в борьбе с баллистическими ракетами хуситов, атакующими большинство объектов Aramco. Кроме того, это очень дорогое оружие — одна ракета стоит три миллиона долларов. Саудовцы запускают от двух до трех единиц таких ракет против баллистических ракет хуситов, стоимость которых, по западным оценкам, не превышает трех тысяч долларов.
Саудовское руководство ищет альтернативы, и российская система С-400, доказавшая высокую эффективность, является хорошим вариантом, но есть и риски. Соединенные Штаты считают покупку российских ракет красной линией и в связи с этим могут предпринять ответные меры.
Заявление администрации Джо Байдена о намерении рассекретить многие документы о терактах 11 сентября и причастных к ним лицах, совпавшее с отменой визита министра обороны США в Саудовскую Аравию можно назвать первой прямой угрозой королевству. Обнародование информации, возможно, подтверждающей финансовую или иную поддержку саудовских властей исполнителям терактов, позволит американским судам начать рассмотрение исков семей жертв данных нападений с требованием компенсации. Сумма последней может достичь триллионов долларов.
Не стоит забывать, как Америка сфальсифицировала данные об оружии массового уничтожения в Ираке. Она без всяких колебаний может подготовить документы, подтверждающие причастность королевской семьи к данным атакам, и в ее распоряжении множество лжесвидетелей из Саудовской Аравии, готовых дать соответствующие показания.
Администрация Байдена отодвинула саудовцев на задний план в Афганистане и сделала Катар своей главной политической, военной и дипломатической базой в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке. Данный шаг уже можно рассматривать как удар в спину Саудовской Аравии и конец стратегическому союзу двух государств, основанному почти восемьдесят лет назад. Одним из ярких примеров их сотрудничества можно назвать период 1980-х, когда Саудовская Аравия направила в Афганистан миллиарды долларов и тысячи моджахедов для разгрома советской армии в отместку за американские поражение во Вьетнаме.
Не стоит верить Америке, ведь она с легкостью бросает союзников. Спросите последнего из них, президента Афганистана Ашрафа Гани, бежавшего в Эмираты, который, кстати, свободно говорит на арабском языке. Он с легкостью ответит на все ваши вопросы.