Японский поворот в энергетике. Водород становится главным энергетическим ресурсом Страны восходящего солнца

отметили
27
человек
в архиве

источник: ng.ru

В конце мая в японском порту Кобе прессе был представлен первый в мире танкер для перевозки сжиженного водорода Suiso Frontier, построенный корпорацией Kawasaki Heavy Industries Ltd (KHI). До конца текущего финансового года в Японии (31 марта 2022 года) группа японских компаний проведет технико-экономическое обоснование транспортировки водорода из Австралии в Японию с использованием этого танкера.

Это будет проверка одного из важнейших звеньев в постепенно набирающей обороты долгосрочной стратегии Японии по переходу страны на водород как «основной источник энергии» в энергетическом балансе страны. Переход начинался с инициатив бизнеса и во все большей степени поддерживается в различной форме правительством.

Ставка на импорт

Япония бедна природными энергетическими ресурсами. Все послевоенные экономические планы и программы сопровождались предложениями путей обеспечения энергетического баланса страны. В 1950–1960-х годах «основным источником энергии» в них был уголь, вначале собственный, затем импортный, для тепловых электростанций (ТЭС). Уголь, который сменили нефть и нефтепродукты из месторождений Персидского залива. Эта ставка обеспечивала беспрецедентный в сравнении с другими странами ежегодный рост в 10% ВВП страны.

ТЭС имели много преимуществ. Например, быстрота и дешевизна строительства, сравнительно низкая себестоимость вырабатываемой электроэнергии. Но, с другой стороны, они несли страшный урон окружающей среде, с которым граждане не могли мириться. Пришлось принять курс «на умеренные темпы роста» с учетом экологической обстановки.

Вспомнили об атомной энергетике. С начала 1970-х годов был принят курс на ее развитие. Долгосрочной целью ставилось доведение доли АЭС в энергетическом балансе до 50% к 2050-м годам. Она была бы выполнена, как и многие экономические планы страны. К началу нынешнего века доля АЭС уже превышала четверть потребностей страны в электроэнергии. Но катастрофа на АЭС «Фукусима-1» 11 марта 2011 года привела к пересмотру всей энергетической политики не только Японии, но и большинства стран в мире.

Руководству Японии было ясно, что придется отказаться от курса на то, чтобы атомная энергетика развивалась как «основной источник энергии». Но и ресурсы возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в стране во многом ограничены. Начался поиск новых источников энергии в первую очередь с изучения мирового опыта.

Хотя и в Японии многие крупные корпорации и компании в своих структурах искали возможные пути использования того же водорода. Например, автомобильные гиганты пытались создать агрегаты, способные напрямую использовать его в качестве топлива, как Mazda Motor Corp. в своем роторном двигателе еще в 1990-х годах. Но все же наиболее перспективными оказались автомобили с силовыми электродвигателями, питаемыми от водородных топливных элементов (ВТЭ).

Руководство Японии на различных уровнях, в разных аудиториях и формах объявляло о намерении построить «водородное общество», определив водород как главный безуглеродный энергетический ресурс. Достижение этой цели замедляют не только технические трудности, но и общий недостаток возможностей наращивания энергетических мощностей за счет ВИЭ в самой Японии.

В таких проектах должно учитываться и то, что при производстве водорода из ископаемого сырья также будет выделяться СО2. Поэтому, организуя за рубежом производство водорода, необходимо предусматривать технологии сбора и утилизации СО2 и других отходов.

Выбор внешнего поставщика

Первоначально внимание как поставщика водорода в Японию привлекла Норвегия. Во многом потому, что страна не использует ТЭС для электрогенерации. Внутреннее потребление всей электроэнергии в Норвегии на 95% покрывается гидростанциями. Дополнительно строятся только ветряные электростанции. Генерация повседневно превышает потребление, но излишки мощностей направляются на пополнение уровня воды в резервуарах ГЭС, что обеспечивает стабильность нагрузки генераторов ГЭС при перепадах спроса потребителей.

Но предварительные переговоры о совместном проекте производства водорода на основе избыточных мощностей норвежских ВИЭ показали достаточно прохладное отношение деловых кругов Норвегии. Последних больше устраивают прямые поставки излишков электроэнергии из Норвегии в страны Европы. Норвегия уже имеет кабельные силовые линии электропередачи с Данией и Нидерландами. Она не случайно наращивает мощности ВИЭ, которые обеспечат стране возможность полнее участвовать в будущей энергетической системе Европы. С этой же целью, иметь возможность продавать избытки энергии своих ГЭС, Норвегия завершает прокладку самого протяженного в мире подводного силового кабеля North Sea Network Link Норвегия–Великобритания протяженностью 720 км. Идут работы по прокладке силового кабеля протяженностью 623 км по дну Северного моря между Норвегией и Германией.

Поэтому в Токио было решено сосредоточиться на формировании моста поставок водорода из Австралии, которая сама стремится развить производство водорода на экспорт, а водород, который не выделяет CO2 во время сгорания, рассматривается как топливо следующего поколения. Планируя стать крупной страной, поставляющей водород, Австралия наметила свою «Национальную водородную стратегию» в ноябре 2019 года. В документе правительство намечает довести экспорт водорода к 2040 году до 10 млрд австралийских долларов (830 млрд иен).

По данным Японской организации внешней торговли (JETRO), по состоянию на апрель этого года более 10 японских компаний участвуют в проектах, связанных с водородом, в Австралии. Лидерство в импорте водорода стремится завоевать и удержать корпорация Kawasaki Heavy Industries. Руководство корпорации изучает возможность использования бурого угля из богатых его месторождений в австралийском штате Виктория. Использование австралийского угля потребует весьма сложного оборудования для удаления СО2 и шлаков и захоронения их в старых нефтяных или газовых скважинах.

Компания Idemitsu Kosan Co., крупный оптовый поставщик нефти, стремится создать «Водородную долину» в юго-восточном австралийском штате Новый Южный Уэльс совместно с местными компаниями и организациями, которая будет служить базой для производства и экспорта водорода.

Крупная японская торгово-инвестиционная корпорация Itochu Corp. подписала меморандум о взаимопонимании с местной компанией для изучения коммерческого потенциала производства водорода и аммиака из угля. Toyota Motor Corp. создала производственную и заправочную станцию для транспортных средств на топливных элементах на окраине Мельбурна.

Но в то же время сохраняется интерес к пока отложенным планам возможных поставок водорода из Норвегии, где водород планируется получать при высокотемпературном электролизе воды, используя энергию ГЭС и ветряных электростанций. Основными участниками проекта выступают с японской стороны KHI, с норвежской – Nel Hydrogen, предполагается участие японской корпорации Mitsubishi Corp. и норвежской Statoil.

Подготовка к новой энергетической эпохе

Экономисты Японии в большей своей части уверены, что водород станет важным энергетическим ресурсом следующего поколения, во всяком случае на транспорте. Деловому миру Японии хотелось иметь комплексную оценку перспектив водорода. Поэтому в январе 2017 года по инициативе компаний Toyota Motor Corp. и Air Liquide был создан Международный совет по водородным технологиям (Hydrogen Council).

В него вошли около 30 концернов, фирм и компаний автопроизводителей и энергетических секторов мирового уровня, таких как Audi, BMW, Daimler, Honda и Hyundai, Shell и Total. Основная цель совета – подготовка оценочных рекомендаций в форме научных докладов в сфере возможностей использования водорода.

Внимание привлек уже первый доклад совета, подготовленный к началу работы климатической конференции ООН в Бонне. По приведенным в докладе расчетам, внедрение водорода на транспорте позволит сократить ежегодные выбросы углерода на 6 млрд т к 2050 году. Но для этого нужно перевести на водород 400 млн легковых автомобилей, около 40 млн грузовиков и автобусов. Начать внедрение водорода на железнодорожном, морском и авиационном транспорте. А для этого, как подсчитано, уже к 2030 году потребуются инвестиции в размере 280 млрд долл., из них около 110 млрд для финансирования технологий получения водорода, 80 млрд – в создание структуры его хранения, транспортировки и распределения, 70 млрд – для разработки ВТЭ под конкретные цели.

Руководство Японии, видимо исходя из подобных долгосрочных прогнозов роста использования водорода в глобальном масштабе, заранее создает прочную базу у себя в стране. В этих целях был создан правительственный фонд в размере 2 трлн иен для поддержки технологических инноваций в широком спектре мер в интересах декарбонизации, сообщает Yomiuri Shimbun. Но прежде всего ставится задача содействовать быстрому расширению использования водорода в сфере автомобильного транспорта.

Можно отметить, что правительство страны, предполагая быстрый рост спроса на сжиженный водород, начинает содействовать формированию внутреннего его рынка своим участием в создании хабов производства и сбыта водорода.

В небольших масштабах уже налажено опытное производство сжиженного водорода на территории Японии. По сообщениям в СМИ, компания The New Energy and Industrial Technology Development Organization (NEDO) запустила установку по производству водорода с использованием энергии солнечной электростанции (СЭС) в префектуре Фукусима.

Можно отметить комплексный подход в Японии к внедрению водорода в быт в этом случае. Задолго до начала летних Олимпийских игр в Токио было объявлено, что корпорация Toyota Motor Corp. направит более 400 автомобилей с ВТЭ для перевозки участников. После наладочного процесса в конце 2019 года установка начала работать. Тогда она стала одной из крупнейших в мире по производству водорода с использованием энергии солнечной электростанции (СЭС). По современным оценкам, мощность ее небольшая, но была достаточной для обеспечения водородом всех машин с ВТЭ на прошедшей Олимпиаде.

Из-за противоковидных мер многое на Олимпиаде было задействовано без массовых мероприятий, в том числе оказался не сильно востребован и автотранспорт. И тем не менее считается, что сотни автомобилей с ВТЭ стали на Олимпиаде «ягодкой на торте» в демонстрации технических достижений страны, в повышении имиджа Японии в мировом сообществе. В Токийском порту был организован хаб для хранения водорода, том числе и его приема в случае доставки на судах, станции заправки автомобилей водородом.

Общая цель этих и ряда других малозаметных мероприятий – расширение спроса на водород в стране, на первом этапе в транспортной сфере. В перспективе рост использования водорода внутри страны позволит расширять экспорт оборудования и техники с ВТЭ, да и самих ВТЭ на внешний рынок, где спрос на такую технику растет, констатирует газета Yomiuri Shimbun.

Подготовка хаба в Кобе

По всей видимости, водородный хаб в порту Кобе (Западно-Центральный экономический регион Японии) более основательно планируется на долгосрочную перспективу как район приема импортного водорода и последующей доставки его на места потребителям в регионе. Подготовительные работы начались с 2017 финансового года. Строительство ведется корпорацией Kawasaki Heavy Industries и несколькими другими компаниями при содействии городской администрации Кобе. В 2018 году было начато строительство причалов для приема танкеров с водородом. Сейчас фактически оно закончилось и обошлось в 1,3 млрд иен, финансировалось из бюджета города и частично субсидий центрального правительства.

С завершением строительства танкера для перевозки сжиженного водорода Suiso Frontier начинается практическая отработка доставки водорода в Кобе из Австралии. Это первое в своем роде судно и должно еще пройти критерии безопасности, утвержденные Международной морской организацией.

В ходе первых его рейсов Австралия–Япония будет проверена безопасность транспортировки и хранения сжиженного водорода с целью создания цепочки его поставок в Японию. При этом будут учитываться и планы внедрения мер по декарбонизации промышленности страны.

Намечается комплексный подход. Можно отметить, что в налаживании поставок водорода из Австралии принимают участие семь японских компаний, в том числе кроме KHI и крупнейшая газовая компания Iwatani Corp. Последняя участвует в разработке заправочных водородных станций для транспортных средств на топливных элементах. Исполнительный директор KHI Мотохико Нисимура сказал, что на данном этапе «целью ставится оформить Кобе одним их центров внедрения водородной энергии». Испытания обойдутся примерно в 40 млрд иен (368 млн долларов), включая взносы правительств Японии и Австралии, отмечает издание Asahi Shimbun.

Танкер Suiso Frontier сравнительно небольшой в сравнении с современными действующими танкерами для перевозки сжиженного природного газа. Его водоизмещение около 8000 т, длина 116 м, ширина 19 м. На нем размещен, судя по фотографиям, один шарообразный специально сконструированный резервуар для размещения сжиженного водорода, охлажденного до минус 253 градусов Цельсия.

Силовой двигатель на Suiso Frontier работает на мазуте. Но можно сразу указать, что корпорация KHI разработала долгосрочную стратегию внедрения водорода как топлива на других судах. Руководство корпорации учитывает, что правительство Японии поставило целью увеличить потребление водорода с нынешних 2 млн т в год до 3 млн т к концу 2030 года. Это гарантирует, что спрос на крупномасштабные суда для импорта водорода будет быстро расти. KHI планирует построить 80 танкеров, что позволит перевозить до 9 млн т сжиженного водорода в год. Конкретно в планах корпорации завершение строительства, возможно, первого в мире крупнотоннажного танкера для перевозки сжиженного водорода и с двигателем, работающим на водороде в качестве топлива вместо нефтепродуктов. Правительство, по сообщениям СМИ, намерено поддержать эти планы за счет субсидий.

По размерам крупнотоннажный водородовоз будет сопоставим с танкерами для перевозки сжиженного природного газа водоизмещением около 130 тыс. т. Будет около 300 м в длину и около 50 м в ширину, стоимость примерно 60 млрд иен. Компания планирует разместить на таких танкерах примерно по четыре резервуара, способных вместить по 10 тыс. куб. м сжиженного водорода.

В настоящее время международные морские организации ужесточают экологические нормы для судов. Но большинство крупных судов все еще строится с использованием нефтепродуктов для двигателей или паровых турбин. Компания Kawasaki Heavy Industries Ltd стремится выиграть конкурентную борьбу на перспективном рынке танкеров водородовозов, предлагая судоходным компаниям суда с высокими экологическими характеристиками, лучшими, чем у конкурентов, крупных судостроителей Китая и Южной Кореи.

Дорогое сырье

Но основным препятствием на пути внедрения сжиженного водорода будет все еще высокая его стоимость. Пока по ней он не может конкурировать с природным газом. По оценкам Министерства экономики Японии, в настоящее время стоимость водорода около 100 иен за куб. м. С налаживанием массовых поставок из Австралии к 2030 году она снизится примерно до 30 иен. Предполагается, что она будет понижаться до менее 20 иен к 2050 году, что сделает его эквивалентным природному газу, как пишет газета Yomiuri Shimbun. Ссылаясь на другие аналитические прогнозы, пишет газета Asahi Shimbun, к 2030 году электроэнергия, вырабатываемая ТЭС на водороде, будет стоить в 1,5 раза дороже, чем при использовании СПГ.

Есть надежда на выход на новые прорывные технологии в производстве водорода без больших затрат и с соблюдением ужесточающихся экологических норм. В Японии этому способствовало существование множества мелких компаний, пытающихся решить небольшие технические проблемы. Здесь как пример можно привести недавнюю презентацию ведущим японским автопроизводителем Японии Toyota Motor Corp. своего седана Mirai-2 второго поколения с ВТЭ для питания силового двигателя.

В отличие от предыдущего четырехместного Mirai-1 он усовершенствован и пятиместный. Главное, у него три, а не два бака для хранения водородного топлива для топливных элементов. Дальность при одной заправке увеличилась на 30% до 850 км. Но в СМИ отмечается, что новые баки изготовлены небольшой компанией, пусть и аффилированной с корпорацией. Другая компания построила завод по производству баков. Называются еще три-четыре компании, которые участвовали в доработке автомашины. И все они с новыми идеями в целях снижения потребления электроэнергии и повышения топливной эффективности транспортных средств, говорится в сообщении о Mirai-2.

Вполне вероятно, что это сообщение привлечет внимание правительственных чиновников, поскольку в середине мая Министерство экономики, торговли и промышленности Японии объявило о плане инвестирования в общей сложности 370 млрд иен в частные проекты по содействию использования водорода. Министерство начало прием заявок на более значимые проекты, такие как создание сетей подачи водорода к пунктам раздачи, практическое использование производства тепловой энергии с применением водорода в качестве топлива, расширение выпуска оборудования для производства водорода в Японии.

Но пока на данный момент стоимость получения водорода относительно высока. Говорят, что производство водородной энергии обходится примерно в 97 иен за киловатт-час, что в семь раз больше, чем производство тепловой энергии с использованием сжиженного природного газа.

Крупные электроэнергетические компании начали смешивать водород с СПГ для использования в качестве топлива для производства тепловой энергии на экспериментальной основе. Они намерены постепенно увеличивать долю водорода. Важно снизить затраты за счет расширения использования водорода.

И еще большое внимание начинает уделяться простой пропаганде расширения использования ВТЭ на транспорте и в быту среди граждан. В СМИ Японии напоминают, что другие автомобили с силовыми электродвигателями на первых этапах также не могли конкурировать с бензиновыми двигателями по показателю «стоимость–эффективность». Но сейчас за счет других показателей и изменения требований к автомобилям двигатели внутреннего сгорания сдают позиции. В японских СМИ много сообщений о сферах расширения использования водорода не только на транспорте, но и в других сферах, даже в металлургии.

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист-международник.

Добавил suare suare 16 Сентября 2021
Дополнения:
16 сен, 17:54

«Роснефть» договорилась с японскими партнерами о сотрудничестве в низкоуглеродных проектах

Также стороны обменяются опытом и технологическими решениями по перспективным направлениям

МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. «Роснефть» и министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) изучат перспективы новых низкоуглеродных проектов с участием японских компаний, а также обмен опытом и технологическими решениями по перспективным направлениям. Об этом говорится в сообщении «Роснефти» по итогам подписания соответствующего меморандума.

«Роснефть» и METI изучат перспективы новых проектов, предусматривающих применение технологий улавливания, хранения и использования СО2, оборот компенсационных углеродных квот, а также разработку современных видов топлива, в том числе, водородного и аммиачного", — отмечается в сообщении. В частности, стороны планируют оценить потенциал новых низкоуглеродных технологий, направленных на сокращение эмиссии парниковых газов, а также на повышение энергоэффективности бизнеса, в том числе в сфере бурения и нефтесервиса.

Меморандум подписан сторонами в продолжение сотрудничества в рамках совместного координационного комитета и предусматривает взаимодействие в реализации низкоуглеродных проектов с участием как «Роснефти», так и японских компаний, а также обмен опытом и технологическими решениями по перспективным направлениям. О создании комитета стороны договорились в 2019 году в ходе V Восточного экономического форума во Владивостоке.

Сама «Роснефть» давно взаимодействует с партнерами из Японии. Так компания является партнером по проекту «Сахалин — 1» с пулом иностранных компаний, в том числе с японской SODECO. Акционерами SODECO выступают правительство Японии и компании JAPEX, ITOCHU Corporation, Marubeni Corporation, INPEX Corporation. Кроме того, «Роснефть» ежегодно осуществляет поставки нефти и нефтепродуктов в Японию.

О компании

«Роснефть» первой из российских компаний представила комплексный план по углеродному менеджменту до 2035 года. Его цели — предотвращение выбросов парниковых газов в объеме до 20 млн т СО2-эквивалента, сокращение интенсивности выбросов в нефтегазодобыче на 30%, достижение интенсивности выбросов метана ниже 0,25%, а также нулевого рутинного сжигания попутного газа.

«Роснефть» уже называлась среди лучших в ряде признанных международных ESG рейтингов — компании Refinitiv и агентства Bloomberg. В этом году рейтинговое подразделение Лондонской фондовой биржи FTSE Russell подтвердило вхождение «Роснефти» в состав социально ответственных компаний участников международных биржевых индексов FTSE4Good Index Series — по своим показателям «Роснефть» опережает 90% участников этого рейтинга из нефтегазовой отрасли согласно индексу отраслевой классификации (ICB supersector). В апреле 2021 года международное агентство Sustainalytics дважды улучшило позиции компании в своем ESG (environmental — экология, social — социальное развитие, governance — корпоративное управление) рейтинге, поставив ее на первое место в российском ТЭК. Все такие ESG рейтинги учитывают не только количественные, но и качественные показатели компаний, то есть, наличие стратегических планов, политик, корпоративного управления в этой области.

 
Компания ведет переговоры с Mitsui по проекту на Ямале
 

По данным “Ъ”, НОВАТЭК ведет переговоры с японскойMitsui о вхождении в экспортный проект по производству аммиака в Сабетте — «Обский ГХК». Таким образом, НОВАТЭК может привлечь в проект партнера, который также выступит и покупателем аммиака. Первая очередь завода мощностью 2,2 млн тонн, по данным “Ъ”, должна быть запущена в 2026 году, также возможна вторая очередь. Проектом предусматривается улавливание и утилизация CO2. По оценкам аналитиков, инвестиции в «Обский ГХК» могут достигать $2,2–2,4 млрд.

НОВАТЭК может продать долю в проекте по производству аммиака «Обский ГХК» японской Mitsui, рассказали “Ъ” источники, знакомые с ходом переговоров. По их словам, японская компания может выступить также основным покупателей аммиака. Доля вхождения и основные условия пока не определены, но НОВАТЭК собирается оставить за собой контроль, добавляют собеседники “Ъ”. Mitsui в составе консорциума с JOGMEC уже владеет 10% в другом проекте НОВАТЭКа — «Арктик СПГ-2». При этом крупный акционер НОВАТЭКа и его ключевой партнер в СПГ-бизнесе — французская Total — пока входить в проект по аммиаку не собирается, говорят источники “Ъ”.

Проект строительства в Сабетте на Ямале завода по производству аммиака нужен НОВАТЭКу в качестве технологического решения хранения и транспортировки водорода.

Речь идет о так называемом «голубом» водороде, при производстве которого из метана методом парового риформинга выделяющийся СО2 будет улавливаться и закачиваться в пласт. В апреле глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон сообщал, что объем производства аммиака может составить 2,2 млн тонн, уточняя, что рассматриваются две опции: строить мощности сразу на 2,2 млн тонн двумя линиями на 1,1 млн тонн или сделать их поэтапно. По данным “Ъ”, запуск первого этапа запланирован на конец 2026 года, но прорабатывается возможность строительства и второй очереди. PreFEED проекта должен начаться в ближайшее время, уточняют источники “Ъ”.

«Сегодня аммиак начали применять как топливо в электроэнергетике, есть потребление, есть заказы с японского рынка»,— пояснял в апреле Леонид Михельсон. На ПМЭФ-2021 он заявлял, что НОВАТЭК будет предлагать японским компаниями участие в своих производственных активах, не уточняя при этом, о каких активах и компаниях идет речь.

В НОВАТЭКе и Mitsui на запрос “Ъ” не ответили.

Изначально НОВАТЭК планировал строить в Сабетте завод по производству сжиженного природного газа — «Обский СПГ» — с мощностью в 5 млн тонн и запуском в 2024–2025 годах.

В рамках этого проекта НОВАТЭК собирался обкатать собственную технологию крупнотоннажного сжижения «арктический каскад», на базе которой построена четвертая линия «Ямал СПГ» мощностью 0,9 млн тонн. Но из-за задержек с ее запуском компания пока отложила эти планы. 23 июня финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей сообщил, что «Обский ГХК» будет производить чистое топливо: аммиак, водород и метанол. Леонид Михельсон в апреле говорил, что СИБУР рассматривает возможность производства метанола, не исключая, что компании могут заняться развитием совместного проекта. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, утверждает, что никаких конкретных договоренностей с СИБУР по этому вопросу пока нет.

По оценке Александра Собко из Rupec, типовые затраты на строительство мощности по производству аммиака составляют около $1–1,2 тыс. за тонну. Тогда объем инвестиций в производство 2,2 млн тонн можно оценить в $2,2–2,4 млрд, но эти цифры могут оказаться выше из-за климатических и логистических сложностей при строительстве. Объем выбросов СО2 (при норме расхода газа в 1 тыс. кубометров на 1 тонну аммиака) для такого проекта, по его расчетам, может достигать 4,4 млн тонн в год. Если оценить себестоимость улавливания и хранения по верхней границе в $50 за тонну, то это увеличит себестоимость производимого аммиака на $100 за тонну, отмечает он.

Артем Лебедской-Тамбиев из Vygon Consulting добавляет, что аммиачные заводы являются достаточно углеродоемкими. Так, в России при производстве тонны аммиака методом парового риформинга метана в атмосферу в среднем выбрасывается до двух тонн CO2. Стоимость установок по улавливанию, хранению и закачке такого объема углекислого газа, позволяющих улавливать до 90–95% всех выбросов, составляет около $0,4–0,5 тыс. на тонну аммиачных мощностей.

Татьяна Дятел

15 сентября 2021, 17:54

Предполагается, что это будет пилотный проект

Москва, 15 сен — ИА Neftegaz.RU. В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) планируется запустить производство аммиака и построить хранилище углекислого газа.

Об этом сообщил директор по геологии НОВАТЭКа С. Соловьев на Тюменском нефтегазовом форуме (ТНФ).

С. Соловьев поведал:
  • Обский газохимический комплекс оценивает возможности создания производства аммиака в районе Сабетты;
  • полученный аммиак используют в электроэнергетике в качестве топлива;
  • это — пилотный проект;
  • задачу изучить возможность хранения CO2, выделяющегося при производстве аммиака, поставили Тюменскому технологическому научному центру;
  • результаты будут к середине 2022 г.
Производство аммиака считается наиболее передовым с точки зрения химической технологии.

Современный процесс получения аммиака основан на его синтезе из азота и водорода при температурах 380 — 450 оC и давлении 250 атм с использованием железного катализатора.

Кроме того, НОВАТЭК оценивает возможности поставки аммиака в другие страны.

У НОВАТЭКа более 50 лицензий на разработку месторождений в ЯНАО.
 
Доказанные запасы газа по категории SEC на 2018 г. оцениваются в 2,2 трлн м3.
 
Компания продолжает активные геологоразведочные работы (ГРР) на полуострове Гыдан и планомерный ввод новых месторождений в разработку.

Л. Михельсон активно застраивает северные территории своими заводами.
 
Большая часть нестабильного (деэтанизированного) газового конденсата поставляется для стабилизации на Пуровский завод по переработке газового конденсата (ЗПК) вблизи города Тарко-Сале.
 
На базе Южно-Тамбейского месторождения функционирует Ямал СПГ мощностью 22 млн т/год СПГ.
 
На полуострове Гыдан строится Арктик СПГ-2 мощностью 19,8 млн т СПГ и до 1,6 млн т/ год стабильного газового конденсата.

Обский ГХК вместо Обского СПГ
 
Аммиак — это что-то новенькое для нефтегаза России.
 
Хотя, в июне 2021 г. НОВАТЭК вел переговоры с японской Mitsui о вхождении в экспортный проект по производству аммиака в Сабетте.
 
Из-за технических проблем на 4й линии Ямал СПГ НОВАТЭК еще в марте 2021 г. анонсировал пересмотр планов по реализации новых проектов на п-ве Ямал, в тч СПГ-завода Обский СПГ в районе пос. Сабетта:
  • плановый ввод в эксплуатацию — в 2023 г., срок был отложен до 2024-2025 гг,
  • проблемы с оборудованием для Обского СПГ могли быть еще более масштабными, чем на 4й линии Ямал СПГ из-за большей мощности.
Хотя альтернативные решения для монетизации ресурсной базы Обского СПГ включали производство СПГ по технологии Linde, лицензии которой
 
НОВАТЭК купил с большим запасом, складывается впечатление, что компания выбрала 2й путь — переориентация под газохимию, предполагающий производство не только аммиака, но и водорода, метанола.
 
Ранее была анонсирована общая мощность 2 технологических линий по производству аммиака — 2,5 млн т/год.
 
Ныне есть уточнение:
  • 1я очередь завода мощностью 2,2 млн тонн может быть запущена в 2026 г.,
  • возможна 2я очередь.
  • предусматривается улавливание и утилизация CO2.
По оценкам аналитиков, инвестиции в Обский ГХК могут достигать 2,2 — 2,4 млрд. долл. США.
 
Тюменский технологический научный центр Вероятно, речь идет о НТЦ НОВАТЭКа, который существует в г. Тюмени на ул. 50 лет Октября,53.
 
НОВАТЭК в 2020 г. анонсировал строительство еще одного НТЦ с кернохранилищем в г. Тюмени на улице Пожарных и Спасателей, но очевидно, что тематика нового НТЦ более геологоразведочная.

Впрочем, и без кернохранилища НОВАТЭК прирастает запасами газа.
 
8 сентября 2021 г. Ямал СПГ Ресурс, дочка НОВАТЭКа, ожидаемо победила на аукционе на разведку и добычу углеводородного сырья с Арктического и Нейтинского месторождений на полуострове Ямал.
 
Ранее Л. Михельсон попросил у В. Путина спец условий для аукциона, которые и предопределили победу.
 
В аукционе могли принять участие компании, которые имеют действующие СПГ-мощности в ЯНАО.
 
Конкурентов не было, и НОВАТЭК получили запасы 413 млрд м3 газа за 13 млн рублей (0,03 руб/1000 м3).

Автор: Е. Свинцова

Добавил suare suare 17 Сентября 2021
Комментарии участников:
comander
+2
comander, 16 Сентября 2021 , url

Водород это походу новая версия бензина. В природе не встречается. И служит удобным носителем энергии от производителя к потребителю.

С этой точки зрения Япония просто меняет формат ввозимых  'батареек'. Имеет право.

П.с. помню давно был на афтершоке анализ энергоносителей, и по совокупности свойств бензин все же укладывает газы.

Зато водород при сжигании экологичнее некуда



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать