В марте 1932 года, Максим Горький написал замечательную известную статью «С кем вы, мастера культуры?». Вот хочется спросить: с кем вы, мастера металлургии и химии? Вы в национальной повестке или нет?

отметили
25
человек
в архиве

Встреча Михаила Мишустина с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей

23 сентября 2021 17:25 Дом Правительства, Москва

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад видеть всех вас здесь. Постоянный диалог между Правительством и предпринимателями – это очень важная часть эффективного государственного управления.

Правительство и Российский союз промышленников и предпринимателей успешно сотрудничают по всем основным направлениям. Мы стремимся сделать условия ведения бизнеса комфортными и предсказуемыми. Снижаем административную нагрузку. Многое было принято для поддержки бизнеса и в условиях пандемии – мы с вами неоднократно обсуждали различные меры и подходы.

  • Список участников встречи Михаила Мишустина с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей

Во вторник Правительство рассмотрело пакет законопроектов, которые связаны с формированием бюджета, в том числе основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года.

Знаю, что бизнес внимательно следит за бюджетным процессом, это даёт вам возможность выстроить предсказуемо свои планы на будущее.

В этом году, чтобы сдержать рост цен в экономике – на различную продукцию и товары, Правительством были введены дополнительные меры защиты внутреннего рынка. В том числе мы летом ввели экспортные таможенные пошлины на металлы. При этом мы говорили, что они носят временный характер – до конца декабря этого года. И будут рассматриваться варианты замены их на соответствующее налогообложение.

источник: static.government.ruисточник: static.government.ru

По поручению Президента были подготовлены предложения по корректировке налоговой системы для некоторых добывающих отраслей. Они направлены на повышение эффективности и справедливости распределения ресурсов в экономике и, конечно, на стимулирование инвестиционной активности компаний, что очень важно.

Все подготовленные изменения прорабатывались с участием Российского союза промышленников и предпринимателей. Налажен, я считаю, конструктивный диалог с владельцами компаний. Андрей Рэмович Белоусов и Антон Германович Силуанов, другие коллеги неоднократно встречались с членами РСПП, менеджерами, представителями компаний, провели не одно совещание. А в последние недели работа не прекращалась даже в выходные дни. Считаю такой подход эффективным способом преодоления разногласий, особенно при выработке ключевых решений для бизнеса и государства. Мне кажется, эту практику взаимодействия надо обязательно сохранить и применять её в будущем. Правительство всегда открыто для конструктивного сотрудничества с бизнесом.

Сегодня очень важно сформировать согласованную позицию по основным параметрам налогового режима. Пока проект федерального бюджета на очередную трёхлетку готовится к внесению в парламент. Это позволит учесть изменения при определении объёма доходов и уровня финансового обеспечения наших социальных обязательств.

Уважаемые представители бизнеса!

Конечно, это ваше право – решать, как распоряжаться всеми заработанными средствами. Но сейчас во всём мире главным показателем социальной ответственности считается то, сколько бизнес вкладывает в развитие и своего дела, и своей страны. Выверенных шагов и социально ориентированных действий ждёт от вас не только Правительство, а в первую очередь граждане нашей страны.

И здесь крайне важно подчеркнуть, что, несмотря на дискуссию по ряду вопросов, у нас с вами общие интересы. Это развитие экономики и повышение качества жизни людей. Надеюсь, с таким пониманием мы и дальше будем действовать сообща.

источник: static.government.ruисточник: static.government.ru

Хотел бы также поблагодарить вас за конструктивное сотрудничество, поскольку, как мне доложили коллеги из членов Правительства, по основным параметрам удалось договориться.

Я бы хотел предложить сейчас следующий формат нашей беседы. Сначала предоставить слово Министру финансов Антону Германовичу Силуанову с докладом по основному вопросу. Затем попросить Александра Николаевича Шохина прокомментировать и выступить с докладом. И после этого Андрея Рэмовича Белоусова попрошу доложить.

Если нет возражений, то Антону Германовичу слово.

А.Силуанов: Спасибо.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Министерство финансов подготовило предложения по совершенствованию рентного налогообложения в металлургии и ряде секторов экономики.

Ключевая идея заключается в том, чтобы уровень налоговых изъятий, именно рентных изъятий был соразмерен доходности компаний, чтобы доступ к этим средствам (недра у нас принадлежат государству) получила большая часть населения, которая нуждается в государственной поддержке.

Действующий порядок налогообложения основан на себестоимости сырья и не учитывает конъюнктуру мировых цен на такую продукцию, что мы наблюдаем особенно в текущем году, и резко увеличиваются рентные доходы компаний в результате изменения внешней конъюнктуры с точки зрения роста ценовых показателей. При этом государство, не получая доходов из-за роста конъюнктуры цен, ещё и несёт дополнительные бюджетные траты при государственных закупках в результате роста в том числе внутренних цен на эту продукцию. Мы считаем, что это несправедливо.

В мировой практике уровень изъятия природной ренты при добыче твёрдых полезных ископаемых составляет около 3–5% от выручки. В России даже с учётом прошлогодних изменений этот показатель находится в пределах 1–2%. При этом в нефтегазовой отрасли уровень налоговых платежей напрямую связан с ценовой конъюнктурой на мировых рынках и позволяет накапливать резервы для поддержки экономики и социальной сферы.

источник: static.government.ruисточник: static.government.ru

В результате переговоров с представителями отрасли нам удалось согласовать новые подходы в налогообложении, а именно привязать ставки налога на добычу полезных ископаемых к рыночным котировкам на отдельные виды твёрдых полезных ископаемых. Договорились также о введении акциза на жидкую сталь, который также будет увязан с динамикой мировых цен.

Предложенные изменения фактически выведут нас на среднемировой уровень изъятия природной ренты, которая будет направляться на финансовое обеспечение национальных целей развития, определённых Президентом страны. Таким образом мы закладываем фундамент честной и справедливой системы налогообложения на долгосрочную перспективу.

При подготовке налоговых инициатив мы исходили из плавающей ставки налогообложения, которая будет меняться вслед за ценовой конъюнктурой, что будет способствовать сохранению баланса интересов государства и бизнеса.

Мы согласовали с бизнесом параметры налогообложения по удобрениям, коксующемуся углю, многокомпонентным рудам. При этом остались ещё развилки по ставкам акциза на сталь и железную руду, в отношении которых мы надеемся сегодня договориться.

Ещё одна наша инициатива, которая сегодня тоже обсуждается, связана с изменением подходов к налогообложению прибыли компаний в зависимости от того, на какие цели используется эта прибыль. Сегодня мы наблюдаем такие примеры, когда сверхприбыли компаний выплачиваются большей частью в виде дивидендов, в том числе выводятся в зарубежные юрисдикции. Конечно, такая ситуация не может нас устраивать. Мы заинтересованы в том, чтобы деньги инвестировались внутри страны, ведь это потенциал для дальнейшего роста экономики и ВВП. Для этого мы вносим изменения в соглашение об избежании двойного налогообложения и предложили установить повышенную налоговую ставку на прибыль, если полученная прибыль направляется налогоплательщиком не на капитальные вложения, а на выплату дивидендов.

Ставку предлагается дифференцировать в зависимости от соотношения размера выплаты дивидендов за вычетом инвестиций к величине чистых активов компаний. Здесь предлагается два уровня налогообложения. Если сумма превысит величину чистых активов компании на начало пятилетнего срока, то ставку по налогу на прибыль предлагается установить в размере 25%. Сегодня обычная ставка – 20%. Если дивиденды превысят двукратную величину чистых активов, то мы предлагаем, чтобы ставка по налогу на прибыль составляла 30%. То есть такой дифференцированный подход в зависимости от объёма выплаты дивидендов. По предложенному механизму у нас есть много комментариев со стороны бизнеса, которые мы также хотели бы сегодня обсудить на совещании.

В заключение хотел бы поблагодарить наших коллег-предпринимателей за сотрудничество в подготовке налоговых инициатив. Надеюсь, что мы сегодня снимем все оставшиеся вопросы и придём к общей договорённости по подготовленным инициативам.

источник: static.government.ru

Михаил Мишустин на встрече с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей

М.Мишустин: Спасибо, Антон Германович.

Пожалуйста, Александр Николаевич.

А.Шохин: Уважаемые коллеги!

Я хотел бы сразу начать с благодарности. Действительно, мы очень хорошо взаимодействуем, и не только по инициативам, связанным с внесением поправок во вторую часть Налогового кодекса, о которых Антон Германович сейчас рассказал, но и в принципе мы на разных площадках (на площадке Правительства, ключевых министерств, на площадке РСПП) ведём этот диалог. Я надеюсь, что эффективность этого диалога удовлетворяет обе стороны: и сторону Правительства и федеральных органов исполнительной власти, и бизнес.

Главное, конечно, не процесс, а результат, поэтому и пришлось работать 24/7, чтобы к моменту окончательного внесения поправок в Налоговый кодекс – а мы понимаем, что до 30 сентября и бюджет, и налоговые законы должны быть внесены в Думу, – успеть найти компромиссные решения.

Дискуссия была, безусловно, непростой, и должен сразу признаться в том, что это не просто дискуссия между бизнесом и Минфином, Правительством. Внутри бизнес-сообщества тоже шли довольно серьёзные дискуссии по определению того, как выйти на те решения, которые удовлетворяют и Правительство, и бизнес.

Поскольку два вопроса было затронуто Антоном Германовичем Силуановым – и, собственно, поправки во вторую часть Налогового кодекса касаются двух блоков, – я начну с налогообложения и дивидендов. Мы считаем, что это серьёзный, системный вопрос, он затрагивает все сектора экономики, а не только горнорудный комплекс, удобрения, металлургию и так далее. И безусловно, он повлияет на поведение компаний, и тут фискальный аспект, конечно, не главный. Главное – это справедливость в распределении прибыли и эффективное инвестирование, решение социальных проблем, социально ответственное инвестирование.

Что нас в этом варианте законопроекта беспокоит?

Во-первых, законопроект имеет обратную силу. Он если не формально, не легитимно, то по существу ставит под сомнение действия налогоплательщика, которые он совершал в предыдущем налоговом периоде плюс ещё четыре года, то есть за пять лет. При этом налогоплательщик, по идее, полностью соблюдал действовавшие на тот момент нормы законодательства. Мы считаем, что если заниматься этим вопросом, то нужен серьёзный переходный период и повышенная ставка может применяться за налоговый период не ранее 2022 года.

Из-под действия новой нормы выводятся госкомпании, притом что Налоговый кодекс прямо запрещает устанавливать дифференцированные ставки налогов в зависимости от формы собственности. С Минфином мы отмечали, что неправильно рассматривать отдельные предприятия – надо рассматривать группу компаний в целом. В текущей редакции законопроект не решает эту проблему.

Кроме того, не учитываются инвестиции в рамках целого ряда направлений инвестирования. Это и сделки о слиянии и поглощении, это и инвестиции в SPV, инвестиции в бизнесы в иных секторах экономики, которые могут осуществляться только за счёт дивидендов владельцев компаний, поскольку они, особенно для публичных компаний, являются непрофильными и не могут быть одобрены в рамках процедур корпоративного управления.

Не учитывается также длительный цикл инвестирования, который в ряде секторов, как мы знаем, превышает 10 лет. И есть ещё ряд вопросов по законопроекту: как учитывать амортизацию, незавершённое строительство. Я думаю, что об этом коллеги могут сказать.

Мы готовы работать над этим законопроектом, но считаем, что сейчас настолько много спорных вопросов, что в рамках этого бюджетного цикла мы не успеем на все вопросы ответить. Поэтому у нас, Михаил Владимирович, большая просьба: снять сейчас эти поправки в Налоговый кодекс с рассмотрения и провести дискуссию, и уже после того, как все эти вопросы будут отработаны, внести его, имея в виду, что он может вступить в действие с 1 января 2023 года.

При этом я согласен с позицией коллег из Правительства и из бизнеса, что, конечно, может возникнуть неопределённость и акционеры, собственники компаний будут ждать, чем же закончится эта дискуссия. Поэтому, несмотря на нашу просьбу перенести рассмотрение этого вопроса, мы считаем, что чем быстрее мы тут договоримся, тем будет лучше.

По НДПИ. Здесь тоже была жаркая дискуссия, и тот факт, что не по всем вопросам удалось добиться компромисса… Компромисс был достигнут у производителей минеральных удобрений (здесь коллеги могут рассказать), но здесь вышли по разным типам удобрений на несколько отличающиеся формулы: это и дополнительные слагаемые, и коэффициенты рентные, и дополнительные или специфические ставки НДПИ.

Главный критерий тут был, с одной стороны, выйти на цифру дополнительных поступлений в бюджет и, с другой стороны, иметь возможность рентный коэффициент 1 использовать и для СЗПК, СПИК, для новых месторождений, где уровень выработки низкий. Эту норму мы применяли, когда год назад вводили повышенный коэффициент 3,5. Предлагаемый коллегами подход позволяет сохранить возможность и повышать сборы через НДПИ, и в то же время сохранять льготный режим для реальных инвестиционных проектов.

По чёрной металлургии ситуация более сложная. Здесь у нас ассоциация «Русская сталь» дискуссию организовывала. Я думаю, Алексей Александрович Мордашов как действующий руководитель этой ассоциации доложит о последних результатах. Дискуссия продолжалась вплоть до совещания, в холле мы ещё продолжали обсуждать эти темы, но думаю, что действительно мы собрались здесь, чтобы договориться о компромиссах.

Ещё раз подчеркну, что здесь компромисс нужен и внутри бизнеса, в частности с учётом особой ситуации по электростали. Там, скажем, введение акциза на жидкую сталь по-разному затрагивает комплексные компании со своей горнорудной базой и электросталеплавильщиков, которые такой базы не имеют, и так далее.

Тем не менее, я думаю, мы близки к тому, чтобы здесь найти развязки, и сегодняшняя встреча – это хороший способ договориться. Поэтому рассчитываем, Михаил Владимирович, на Вас как на верховного судью в этом споре.

М.Мишустин: Так не надо, у нас есть Верховный Суд в стране.

источник: static.government.ruисточник: static.government.ru

Спасибо, Александр Николаевич.

Пожалуйста, Андрей Рэмович.

А.Белоусов: Уважаемый Михаил Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Я работаю в Правительстве с 2006 года так или иначе. Пришёл заместителем министра, до этого два года был советником Михаила Ефимовича Фрадкова, Председателя Правительства. Я, честно скажу, не припомню столь слаженной, заинтересованной, гибкой работы бизнеса и Минфина, которая проводилась в последние дни.

Дело не в том, что высказывались взаимные претензии и предложения, а в том, что был организован, наверное, впервые действительно очень ответственный поиск решения, которое устроило бы обе стороны. Это очень дорогого стоит, и я считаю, что кроме налогового эффекта, к которому мы сейчас, я надеюсь, придём (там осталось ещё несколько «не взятых крепостей», но уже даже не очень, может быть, серьёзных), мы ещё получили и этот уникальный опыт механизма таких консультаций и такого взаимодействия.

Я бы хотел обратить внимание на два момента.

Первый момент касается этих рентных платежей, где мы уже практически нашли совместное решение. Я бы предложил всё-таки обратить внимание на то, что сегодняшняя дискуссия и сегодняшний механизм, который мы обсуждаем, существенно выходит за границы обычных, стандартных ежегодных сессий по обсуждению налоговой повестки. Почему? Потому что мы находимся сейчас (мы все это хорошо понимаем) в режиме входа в новую карбоновую дискуссию. Дискуссию, которая займёт несколько лет. Не мы её инициировали, эту дискуссию, но так или иначе она существует. Это дискурс, который возник прежде всего в наших взаимоотношениях с Евросоюзом.

Нам нужно найти взаимоприемлемое сбалансированное решение, прежде всего для налогообложения в сырьевых отраслях, которые подпадают под карбоновое регулирование.

И я очень бы хотел, чтобы тот механизм, который мы сегодня определили или определим, связанный с изъятием ренты, рассматривался как такой важнейший шаг в поиске сбалансированной справедливой налоговой нагрузки на сырьевые отрасли в контексте именно этой карбоновой нашей эпопеи.

Второй момент, на который хотел бы обратить внимание, то, о чём сейчас Александр Николаевич поднял вопрос. Это вопрос по налогообложению дивидендов.

Почти 90 лет назад, в марте 1932 года, Максим Горький написал замечательную известную статью «С кем вы, мастера культуры?». Вот хочется спросить: с кем вы, мастера металлургии и химии? Вы в национальной повестке или нет?

С моей точки зрения, сегодня для бизнеса находиться в национальной повестке – это не только софинансировать социальные программы в регионах, платить налоги (это само собой разумеется), но это в первую очередь – инвестировать. Почему? Потому что у нас сейчас во весь рост стоит альтернатива.

Либо мы за счёт инвестиций получим приемлемые темпы роста (3, 4% – это вопрос счётный) и тогда сможем решать наши социальные проблемы, которые копились годами и даже десятилетиями, с 1990-х годов, а некоторые ещё с советского времени, – вопросы бедности, вопросы пенсий, здравоохранения, образования и так далее – без повышения нагрузки на бизнес.

Либо мы без инвестиций попадём в низкие темпы роста, и тогда неизбежно повышение налоговой нагрузки на бизнес, перераспределение через бюджет. Неизбежно.

Эта альтернатива стоит не только перед чиновниками, она перед всеми стоит.

И что вызывает беспокойство? В раздаточных материалах есть последний график. Мы с вами видим, что у нас до 2015 года включительно рост инвестиций, динамика объёма инвестиций по металлургическим компаниям, по компаниям химии обгоняла дивиденды. Начиная с 2015 года – 2016-го, точнее, – картина ровно обратная: каждый год у нас дивиденды выше инвестиций, и вот эта развилка всё больше и больше.

Я заранее знаю, что коллеги скажут. И в этом есть своя правда. Что есть инвестиционный цикл, что после кризиса 2009–2010 годов металлургические компании в том числе начали серьёзно обновлять свою производственную базу. Начиная с 2011 года инвестиции сильно росли, и производственная база даже переразмерена и так далее. И сейчас компании наслаждаются плодами того инвестиционного цикла и выплачивают дивиденды.

Но, во-первых, уж больно большой разрыв.

Во-вторых, уважаемые коллеги, у нас повестка сейчас – диверсификация и технологическая модернизация. Без технологической модернизации мы не пройдём ковидную историю. А без диверсификации не сможем решить вопросы ни устойчивости нашей экономики, ни устойчивости вашего бизнеса, ни повышения реальной заработной платы и доходов населения и все социальные вопросы, которые есть.

Поэтому речь не идёт о том, чтобы отнять у вас доходы, отнять дивиденды, заставить вас не платить дивиденды.

Мы прекрасно понимаем, что дивиденды – это цель инвестиций. Инвестиции делаются для того, чтобы платить дивиденды. Вопрос в том, чтобы этот разрыв не нарастал, не был слишком большим и не формировал фактически нагрузку на нашу экономику.

Мы все слышим то, о чём сказал Александр Николаевич. Наверное, надо сейчас вопросы оптимизации ренты и вопросы дивидендов, налогообложения – речь идёт о налогообложении разницы между дивидендами и инвестициями – разнести.

И действительно, в вопросах дивидендов, вот этого налогообложения, второго налога в последние дни вскрылось, или был зафиксирован, в том числе бизнесом, целый ряд проблем, которые, Михаил Владимирович, на сегодня не решены. Это правда. Это честная правда.

Но я просто хочу обратить внимание, что вопросы инвестирования, ускорения инвестиций, хотим мы того или нет, стоят в повестке дня каждой компании. Даже если у неё завершился инвестиционный цикл, есть вопросы диверсификации, повторюсь, и технологической адаптации к нашим карбоновым вызовам.

<…>

Брифинг Андрея Белоусова и Александра Шохина по окончании встречи

А.Шохин: Состоялся конструктивный трёхчасовой разговор между бизнесом, представителями РСПП, ключевых экспортно ориентированных, сырьевых компаний и Председателем Правительства, в котором участвовали ключевые члены Правительства: Первый вице-премьер Андрей Белоусов, министры финансов, экономики, промышленности и торговли, а также руководители налоговой службы.

Безусловно, нам было очень важно в период, когда осталось всего несколько дней до внесения бюджета в Государственную Думу и всех сопутствующих законопроектов (это прежде всего поправки в Налоговый кодекс), обсудить общую картину – финансовую налоговую картину.

Мы уже в последнюю неделю дискуссию вели и с Минфином, и в Доме Правительства. Нам надо было выйти на определённые компромиссы по двум направлениям.

Во-первых, это дополнительное налогообложение добывающих компаний, металлургических, производителей минеральных удобрений, компаний в области цветной металлургии, связанное с благоприятной мировой ценовой конъюнктурой. Мы ещё год назад договаривались с Правительством, когда были внесены поправки в налогообложение этих отраслей через повышенный рентный коэффициент, что мы в течение года разработаем механизм, который привязывает налог на добычу полезных ископаемых к мировой конъюнктуре цен, динамике выручки. С одной стороны, мы не воспользовались возможностью проработать эти вопросы заранее, поэтому сейчас вышли на достаточно бурный процесс обсуждения этих тем. Но в итоге мы договорились о том, что механизм этих дополнительных налоговых изъятий и размер этих налоговых изъятий устраивает обе стороны – и сторону Правительства, которая, естественно, заботится о бюджете, о сбалансированности бюджета, и бизнеса, который понимает, как в течение ближайших трёх лет будет устроено налогообложение этих отраслей и этих процессов.

Второй темой было налогообложение прибыли в зависимости от выплаченных дивидендов и в зависимости от осуществляемых инвестиций. Это тоже важная тема. Бизнес понимает её значение. Очень важно, действительно, стимулировать инвестиционную активность компаний, в том числе и за счёт дивидендов. А дивиденды крупных российский компаний реализуются в том числе и на так называемые непрофильные инвестиции. Крупнейшие компании могут, будучи публичными, инвестировать в другие отрасли российской экономики, как правило, из дивидендов – других возможностей у них и по закону нет, и по правилам корпоративного управления.

Найти баланс здесь, безусловно, очень важно между дивидендами и инвестициями. И мы, обсуждая эту тему, выявили достаточно много направлений для проработки. На первый взгляд, многие из этих вопросов носят технический характер. Но без их решения мы не получим предсказуемого и прозрачного механизма оптимизации дивидендов и инвестиций. С другой стороны, есть целый ряд системных вопросов, которые также нужно довести до уровня взаимопонимания.

В этой связи мы договорились о том (мы как бизнес попросили Председателя Правительства, а Председатель Правительства с нами согласился), что эту тему можно и нужно обсуждать более детально и более подробно. Поэтому сейчас она будет, наверное, сниматься с рассмотрения в этом цикле утверждения бюджета и налоговых инициатив, но это не значит, что мы хотели бы как бизнес её в долгий ящик засунуть. Безусловно, эту тему очень важно обсудить достаточно быстро, в том числе и потому, что предпринимателям и инвесторам, акционерам компаний нужна ясность в ближайшее время, чтобы можно было строить инвестиционные планы и определяться с привлекательностью России как страны для инвестиций. Для иностранных инвесторов это тоже имеет значение.

Так что сегодняшний разговор имеет тот очевидный результат, что бизнес и Правительство нашли точки соприкосновения по таким сложным и чувствительным вопросам, как изменение в налоговой системе.

Хотел бы поблагодарить и Председателя Правительства, и членов Правительства, Андрея Рэмовича Белоусова, который нас ведёт вплотную к этому компромиссу. Я думаю, что мы продолжим наши дискуссии. Имею в виду в том числе то, что нам предстоят и дополнительные налоговые новеллы. Связаны они и с изменением углеродного регулирования, и с тем, что Организация экономического сотрудничества и развития продвигает целый ряд механизмов транснационального налогового регулирования, к которым Россия присоединяется. И это потребует также изменения налогового национального законодательства.

Так что, несмотря на то, что мы по ряду ключевых вопросов договорились, налоговая повестка дня остаётся достаточно насыщенной, и дискуссии будем продолжать.

Хотел бы отметить, что Российский союз промышленников и предпринимателей здесь является надёжным партнёром Правительства. Мы готовы и на площадке Правительства, и на площадке РСПП такие дискуссии продолжать.

А.Белоусов: Я как раз хотел начать с этого. Действительно, сегодняшний разговор показал, что РСПП – его руководитель является надёжным партнёром. Это очень важно. И только благодаря этому мы смогли не просто сблизить позиции, а расставить все точки над i. Мне добавить к тому, что сказал Александр Николаевич, практически нечего.

Я хотел бы только сказать, что, во-первых, сегодня благодаря достаточно плотной, акцентированной работе в течение этих трёх часов были окончательно расставлены точки над i в параметрах налогов на добычу полезных ископаемых и других налогов, которые сегодня обсуждались. Дальше осталась только простая, я бы сказал, оформительская техника.

И второе, что, может быть, даже более важно, – сегодняшняя дискуссия продолжалась так долго, потому что было очень много заинтересованных высказываний. Дискуссия сегодня вышла намного за пределы налоговой проблематики. Речь шла и о том, в чём состоит роль и ответственность бизнеса сейчас в изменяющихся мировых условиях. И о налоговых новациях, которые сейчас происходят в мире, – Pillar 1, Pillar 2. И про социальную ответственность бизнеса и так далее. Договорились о том, что будет создана рабочая группа, которая эту дискуссию, взаимодействие поставит на системную основу. Работа будет продолжена.

Добавил waplaw waplaw 23 Сентября 2021
Дополнения:

Брифинг Министра экономического развития Максима Решетникова

Вопрос: Латкин Александр, ТАСС. Во вторник был опубликован указ Президента, позволяющий Минэкономразвития направить в 52 иностранных государства своих экономических представителей – атташе по экономическим вопросам. Каковы основные цели создания этого института представителей за рубежом Минэкономразвития? Не получится ли определённого дублирования функций с работой, которую уже выполняют коллеги в торгпредствах? И в какие из 52 стран в первую очередь планирует Минэкономразвития направить своих представителей?

М.Решетников: Действительно, Президентом подписан указ, который позволяет иметь Минэкономразвития своих представителей за рубежом.

Немного об истории. В 2018 году все торгпредства были переданы вместе с их функциями из Министерства экономического развития в Минпромторг. И оказалось за это время, что некоторые функции нашему Министерству сложно выполнять, не имея представителей за рубежом. В первую очередь это вопросы, связанные с защитными мерами во внешней торговле, с сопровождением инвестиционных проектов как российских компаний за рубежом, так и зачастую иностранных предприятий здесь, которые требуют связи с соответствующими странами. И поэтому мы последний год прорабатывали вместе с коллегами из Минпромторга этот вопрос. Договорились о том, что Минпромторг часть численности ставок, которая ушла, вернёт. При этом физически всё так и останется. То есть это будут рабочие места, это будут люди, которые будут работать в торгпредствах, но функционально и штатно они будут в штате Минэкономразвития. За счёт этого мы рассчитываем восстановить управляемость. В первую очередь, конечно, задачи будут связаны с обеспечением деятельности межправкомиссий. Как вы знаете, у нас практически со всеми странами есть межправкомиссии, которые, как правило, раз в полгода собираются, рассматривают реализацию конкретных вопросов в торговой сфере, в инвестиционной сфере, где какие споры есть и так далее. Межправкомиссии возглавляют министры, заместители Председателя Правительства, иногда замминистры – в зависимости от интенсивности обмена. И конечно, для поддержки этих комиссий, для решения конкретных вопросов как раз очень важно наличие представителей в стране.

Всего в общей сложности планируем направить 100 человек в 52 торгпредства. Где-то это будет по одному представителю, где-то – два-три, в отдельных случаях – до четырёх человек. Кадровый состав начнём формировать в ближайшее время. Здесь потребуются определённые навыки и требования (такие проработки у нас тоже есть) и, безусловно, знание стран, опыт и так далее. Поэтому все эти вопросы мы решим.

Наверное, ещё одна задача, которую мы хотим поставить перед представителями, помимо того, что я сказал, – это привлечение иностранных инвестиций в российские регионы.

У нас активно сейчас развиваются и особые экономические зоны, и технопарки. И есть возможности привлечь инвестиции в строительство, в промышленные объекты, в логистику и так далее. Поэтому формируем как раз единую систему инвестиционных проектов, условно от регионального уровня до крупных проектов на федеральном уровне. И конечно, там, где будут стоять задачи по привлечению инвесторов, будем эти задачи транслировать как раз представителям за рубежом, обеспечивая их материалами, коммуникациями и так далее. То есть задача – сделать очень подвижную открытую систему, которая бы отрабатывала все вопросы, что называется, в режиме онлайн.

Есть идея ещё некоторые новые функции попытаться реализовать. Во-первых, поставим задачу продвигать МСП на внешние рынки. Вы знаете, что в рамках нацпроекта по экспорту многое делается. Хотим такую тему отпилотировать. Предлагаем также потенциальные ниши искать для развития российского экспорта услуг – это большое перспективное направление, – также участвовать в развитии электронной торговли, продвигать российские маркетплейсы, решать логистические задачи и вопросы для российских компаний.

И важное направление – это защищать и разъяснять позицию нашей страны по климатической повестке и, соответственно, те сопутствующие вопросы, которые встают.

В конечном итоге рассчитываем, что это нововведение, это для нас очень важное решение Президента позволит активнее защищать интересы российских компаний за рубежом, с одной стороны, а с другой стороны, более активно привлекать иностранных инвесторов в страну.

Вопрос: Наталья Ильина, «Известия». Недавно Всемирный банк сообщил, что он больше не будет выпускать рейтинги Doing Business. Что Вы, во-первых, об этом думаете? Во-вторых, какой теперь рейтинг Минэкономразвития планирует в качестве эталонного для себя брать и на что ориентироваться?

М.Решетников: Надо сказать, что рейтинг Doing Business – это был такой очень большой и очень сложный проект, который длительное время реализовывался и ставил очень амбициозную задачу: сравнить ведение бизнеса в 189 странах по десяти направлениям. То есть это комплексный взгляд на очень разные страны, практики, законодательства, культуры, в том числе корпоративные, управленческие культуры. Это была очень большая работа.

Участие в этом рейтинге позволило нашей стране существенным образом изменить административные процедуры, посмотреть на них со стороны – в сфере таможни, налогообложения, регистрации прав собственности, подключения к сетям, оформления прав, защиты прав инвесторов и так далее. Это большая работа. По всем направлениям есть прогресс, по очень многим направлениям прогресс существенный. Благодаря Doing Business очень многие реформы запущены, часть завершена, часть ещё идёт.

Поэтому отсутствие рейтинга не остановит наши усилия по улучшению инвестклимата, с одной стороны. С другой стороны, Doing Business подтолкнул рейтингование регионов. В самом рейтинге у нас участвовала сначала только Москва, в финальных стадиях – Москва и Санкт-Петербург. Речь идёт о процедурах, которые касались именно регионов, в первую очередь связанных со стройкой, с инженерными сетями. Но дальше эту практику подхватило Агентство стратегических инициатив вместе с Министерством экономики и оттранслировало в регионы. И у нас там почти 10 лет существует рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, который построен во многом на тех же подходах, что и Doing Business. Это оценка законодательства, это соответствующие опросы предпринимателей, то есть как это законодательство реализуется, и так далее.

В этом плане мы делаем следующий шаг: сейчас разрабатывается и готовится к внедрению региональный инвестиционный стандарт, который обобщил все лучшие практики, этот длительный путь, и который должен позволить в первую очередь регионам, у которых пока недостаточно компетенции и активности, подтянуться, чтобы они понимали, как работать с инвесторами. Как раз этот региональный инвестиционный стандарт предполагает перечень инвестиционных проектов, инвестиционные карты, своды правил и так далее.

Существует достаточно много международных рейтингов климата. И мы будем дальше мониторить, как и где мы находимся, на каких позициях, вести этот сравнительный анализ. С другой стороны, мы продолжим работу на федеральном уровне по всем этим вопросам. Потому что задачи стоят, это вошло во все «дорожные карты» трансформации делового климата и так далее. Будем активно продвигать их на региональном уровне в рамках регионального инвестиционного стандарта и того рейтинга инвестиционной привлекательности, который есть.

Добавил waplaw waplaw 23 Сентября 2021
Комментарии участников:
gro
+1
gro, 23 Сентября 2021 , url

Зажрались наши промышленники!  Жадность их заела



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать