Brexit: нехватка топлива, еды и работников. В Британии сразу три кризиса, сдувших самоварный лоск «империи»
источник: as2.ftcdn.net
В супермаркетах Лондона шаром покати, а доставка продуктов занимает немыслимые несколько дней. Такая картина наблюдается по всему королевству. Водителей не хватает для доставки продуктов, как в магазины, так и частным заказчикам. Причина отсутствия кадров — Brexit. После него страну покинула целая армия рабочих. Помимо водителей, не хватает медсестер, официантов и сборщиков овощей. Владельцы торговых сетей предупреждают, что если не предпринять экстренных мер, то к Рождеству полки так и останутся пустыми. Таблоид Sun уже пишет о Рождестве без искусственного льда, необходимого для хранения.
Запасы мяса могут закончиться через две недели, а рождественский ужин может быть отменен. В Великобритании опустели полки с замороженными продуктами из-за проблем с сухим льдом, заводы по производству которого закрылись после подорожания двуокиси углерода.
Теперь драки на британских автозаправках стали обычным делом. Нервы у людей все чаще сдают в очередях за бензином. Пробки на подъездах к АЗС не рассасываются с пятницы. Правительство успокаивает население фразами: топливо есть. Не удалось! Реверсивная психология сработала у большей части населения. Все ринулись стихийно закупать бензин, причем с запасом.
«Я удивлен, что правительство, зная ситуацию, сегодня не действует. Премьер-министр должен сегодня сказать, что он собирается делать. Есть 100 тысяч вакансий для водителей, есть дефицит. Это полное отсутствие планирования, вы знаете, что мы вышли из ЕС, одним из последствий была нехватка водителей грузовых автомобилей. Это было предсказуемо, это было предсказано. Нам сегодня нужен конкретный план для решения этой проблемы, потому что иначе это продлится до Рождества», — заявил лидер оппозиционной партии лейбористов Кир Стармер.
Опаздывая на работу — или попросту вместо нее, — водители по всей Британии ведут поиски топлива. Но полную бензином или дизелем АЗС не так-то просто обнаружить. В некоторых регионах большая часть заправок уже закрыта. На остальных действуют лимиты: заправиться можно только на 30-35 фунтов — это чуть больше 20 литров в одни руки. На станциях уже не обслуживают клиентов с канистрами и пластиковыми бутылками.
«Подвозили вчера танкеры по 38 тысяч тонн литров, но все это распродавали в течение двух-трех часов!» — рассказал местный житель.
Без топлива рискуют остаться пожарные, полиция и скорая помощь. Дошло то того, что власти при помощи военных планируют зарезервировать ряд заправок исключительно под нужды экстренных служб. Другим водителям доступ на такие АЗС будет закрыт.
Британские военные уже приведены в состояние повышенной готовности на фоне кризиса в стране. В случае ухудшения ситуации в Лондоне начнут «Операцию Эскалин» с привлечением армии.
Английский кризис накатывает, уже перебирается через Ла-Манш и Северное море в Германию. Одного из возможных претендентов на пост канцлера Олафа Шольца спросили, пошлет ли он немецких водителей помогать Британии.
«Мы очень много работали над тем, чтобы убедить Британию не выходить из союза. Но они решили по-другому, и я надеюсь, что они справятся с проблемами, которые появились. Потому что для всех нас важно, чтобы хорошие отношения оставались между союзом и Британией. Мы постараемся быстро принять это решение в правительстве, надеюсь, успеем до Рождества», — заявил Шольц.
Пока что английское правительство использует более простые способы решения кадровой проблемы: водителей грузовиков освободили от экзамена на продление прав. Но среди подданных короны идти в водители, разнорабочие или грузчики желающих мало. Поэтому принято решение выделить пять тысяч краткосрочных виз для рабочих из Европы.
Россия лишила Британию продуктов, газа и бензина
В Великобритании продавцы электромобилей извлекли пользу из топливного кризиса в стране. Они сообщили о неожиданно возросшем спросе из-за нехватки бензина на заправках, передает The Guardian.
Глава британской компании по продаже электрокаров EV Experts Мартин Миллер рассказал, что желающих приобрести экологичный транспорт не становится меньше, а топливный кризис ускорил переход на электрокары. «Люди покупают электромобили по экологическим причинам, из соображений экономии», — поделился Миллер. Он заметил, что электромобили перестают быть нишевым товаром и выходят на массовый рынок.
Из-за нехватки водителей, которые должны доставлять бензин от нефтеперерабатывающих заводов до заправочных станций, в Великобритании начался топливный кризис. Среди причин дефицита кадров — коронавирус и Brexit, из-за которого трудовые мигранты покинули страну.
Британская ассоциация розничных торговцев бензином, представляющая интересы 5,5 тысячи точек, сообщила, что на трети заправок запасы топлива подходят к концу, а на остальных станциях оно полностью иссякло. Чтобы заправить машину, британские автомобилисты вынуждены несколько часов простоять в очереди.
Тем временем правительство рассматривает возможность привлечь армию для борьбы с топливным кризисом. Кроме того, власти решили выдать пять тысяч экстренных виз иностранным водителям грузовиков и упростить правила получения прав.
Однако предложенные меры не удовлетворили трудовых мигрантов из Восточной Европы. Они заметили, что после Brexit правительство часто меняет правила, и после истечения срока действия экстренных виз мигранты вновь столкнутся с трудностями. Повысить привлекательность страны для иностранных рабочих могут долгосрочные визы и повышение оплаты труда.
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
В Британии уже несколько дней на автозаправках выстраиваются очереди из машин — на них хронически не хватает бензина.
27 сентября представитель организации Petrol Retailers Association (представляет интересы большинства владельцев британских заправок) сообщил Reuters: в некоторых районах страны стоят пустыми от 50 до 90% всех заправок членов ассоциации. Водители жалуются в СМИ, что им приходится часами стоять в очередях. А местные власти тем временем уверяют, что никакого топливного кризиса нет — и в очередях виноваты сами автовладельцы, устроившие «бензиновую лихорадку».
В стране и до этого была системная проблема с логистическими цепочками обеспечения супермаркетов продуктами, из-за которой многие полки постоянно стояли пустыми. Нехватка топлива не только усугубила эту проблему, но и привела к новым — уже в жизненно важных отраслях типа здравоохранения.
Например, газета The Guardian сообщила, что из-за дефицита онкологические отделения британских больниц вынуждены были сократить количество осмотров пациентов — для специального транспорта, на котором их доставляют в клиники, просто не хватает бензина. Представитель госпиталя Университетского колледжа Лондона отметила, что перенос плановых осмотров коснулся лишь нескольких пациентов. Но другие спикеры, которых цитирует издание, менее сдержанны в оценках. «Мы не можем позволить себе стоять по два-три часа в очереди на заправку, когда нас ждет пациент», — подчеркнул замглавы Британской медицинской ассоциации Дэвид Ригли, назвав ситуацию критической.
Оппозиция в лице «теневого министра» здравоохранения от Лейбористской партии Джона Эшворта уже призвала власти обеспечить топливом критически важные службы. Его заявление поддержали медицинские работники, а также профсоюзы работников других социальных служб — в том числе учителей и социальной опеки.
Премьер-министр Борис Джонсон (он несколько дней никак не комментировал кризис) на это ответил, что в таких мерах нет необходимости, потому что ситуация на заправках якобы уже улучшается.
А почему?Британцы старшего поколения помнят, что длинные очереди на британских заправках уже случались — особенно в 1970-х во время затяжного топливного кризиса. Однако сейчас самого топлива в Британии хватает: представители основных поставщиков заявляют, что в их терминалах и хранилищах нефтеперерабатывающих заводов достаточно запасов.
Острая нехватка обнаружилась в другой сфере. Бензин и дизель просто некому развозить на бензовозах от нефтехранилищ до заправок. Ассоциация грузоперевозчиков (Road Haul Association) в открытом письме премьер-министру писала, что их отрасль испытывает нехватку более чем в 100 тысяч водителей тяжелых грузовиков.
Причины такого кадрового дефицита ассоциация приводит следующие:
- Выход Великобритании из ЕС. После окончательного завершения «Брекзита» в 2020 году, пишет The Guardian, Британию покинули не меньше 25 тысяч дальнобойщиков из стран Евросоюза — они так и не вернулись.
- Пандемия коронавируса. В типичный допандемийный год, говорится в письме ассоциации, экзамен на получение прав водителя большегрузного транспорта сдавали 72 тысячи человек, из них 40 тысяч — успешно. Поскольку почти весь 2020 год из-за пандемии экзамены на водительские права в стране не проводились, новыми водителями стали только 15 тысяч человек.
- Старение кадрового резерва. Средний возраст британского дальнобойщика — 55 лет, работников младше 25 среди них всего 1%. После почти года вынужденного простоя во время пандемии многие опытные водители вышли на раннюю пенсию или перешли на работу в другие сферы. А заменить их некому — по причинам, приведенным в первых двух пунктах.
Министр обороны Бен Уоллес объявил о готовности выделить 300 человек армейского резерва (водителей по профессии) на экстренный случай. Однако этого явно недостаточно. И быстрого решения этих проблем пока нет и не предвидится. Хотя британские власти пытаются справиться с кризисом — но не все их шаги встречают полное понимание. Например, на предложение увеличить срок краткосрочных рабочих виз с трех до шести месяцев глава одного из европейских водительских профсоюзов емко ответил в статье The Independent. Он подчеркнул, что не собирается «ехать в Соединенное Королевство по краткосрочной визе вытаскивать их из дерьма, в которое они сами себя загнали».
- 31 января — последний день Великобритании в Евросоюзе, «Брекзит» наконец состоится! Вы не поверите, но что-то даже изменится
- Великобритания и ЕС достигли исторического соглашения о рыбе. Ура, теперь 1 января — точно «Брекзит» Подождите! Какая рыба? Какой «Брекзит»? У меня дежавю?
- Сначала рассуждали о коллективном иммунитете, затем ввели карантин, потом стали его нарушать Что пошло не так в борьбе Великобритании с коронавирусом
Энергетический тупик старого континента
И что идёт ей вслед в Европе, просто неведомо никому, кто бы в Германии ни победил. В конце концов, СДПГ — «партия Шрёдера» — всегда была к России даже дружелюбнее (но не в этом дело), именно поэтому, в частности, российская энергетическая политика по отношению к европейским партнёрам выстраивается скорее с холодным прагматизмом, реалистичным вплоть до цинизма, и на чистой бизнес-математике. Без учёта того, с кем и против кого нам в этой старой новой Европе приходилось и придётся дружить.
Сейчас попробуем пояснить. Снизившаяся ближе к концу прошлой недели стоимость октябрьских фьючерсов на газ по индексу голландского TTF (самого ликвидного европейского хаба), за меняющимися цифрами которой, держась руками за сердца и кошельки, наблюдают последние месяцы как профессиональные энергетики, так и рядовые бюргеры, всё равно выглядит, мягко говоря, запредельной и даже не совсем адекватной. Примерно $840 за тысячу кубов на пятницу — это всё равно очень и очень много, даже для перегретого рынка. А что касается всевозможных «отскоков», «пике» и прочей волатильности, то они вполне ожидаемы: то вверх, то вниз фьючерсы в Европе будет колбасить ещё не раз. Тут вопрос даже не к увеличению поставок дорогого физически, но на нынешнем фоне вполне себе даже и «дешёвого» норвежского газа. А банально к финансовым спекулянтам, которые оставить без внимания такой волатильный рынок просто никоим образом не могли. Работа у них, знаете ли, такая.
Как результат — снова почти $960 на пике по индексу всё того же голландского TTF в понедельник. А во вторник — пробитие сакральной, можно сказать, планки в $1000 за тысячу же, соответственно, кубов голубого топлива. Более того — сегодня, 29 сентября, цена уже фактически уверенно закрепилась на уровне выше $1000 за тысячу кубометров и превысила на моменте $1040 после корректировки до $950 накануне вечером. Что, в общем-то, тоже ничего особо не значит.
Волатильность…
При этом общий тренд в целом настолько очевиден и системен, что признаки развития серьёзнейшего кризиса (вопрос только в том, какие формы он примет) в европейской энергетике уже явно некоторое время назад вышли за рамки исключительно газовой сферы. И это нелепо даже и пробовать отрицать, если вы, разумеется, не германский зелёный: этим хоть газ в глаза — всё божья роса.
Факты их, в принципе, не очень интересуют.
Да и центр принятия решений у этих как бы немецких ребят — далеко, в общем-то, не Берлин.
Ну да ладно…
Тут интереснее другое: общеевропейский энергетический кризис, начинавшийся скорее как экономико-политический (а зелёными и прочими идейными атлантистами и вовсе считавшийся идеологическим), начинает развиваться по горизонтали, приобретая таким образом всё более и более системный характер.
Начало текущим событиям, всё больше напоминающим катящийся снежный ком, правда, было положено в вышедшей вроде как из ЕС Великобритании, где за последние полтора месяца закрылись сразу пять энергетических компаний (справедливости ради — небольших) из 70 действующих. Причина предельно проста и даже, я бы сказал, банальна: оптовые цены на газ с начала года выросли на острове в три с половиной раза, а с начала августа 2021-го (то есть за два месяца) — сразу ещё на 70%. При этом фиксированные правительством розничные цены (британцы знают толк в свободном рынке) остались на том же уровне. Казалось бы, чисто английская история: там и так цены на тепло такие, что, если их не удерживать, пенсионеры в зимнее время года вообще начнут умирать от холода пачками и тем самым портить британский политический ландшафтный дизайн. Они и с фиксированными-то ценами делают это с известной степенью регулярности.
Но тут, как говорится, лиха беда начало.
Если вы думаете, что на континенте дела обстоят лучше, то, увы, нет. В частности, в конце прошлой недели стало известно, что разорвала контракты с рядом клиентов из-за экономический нецелесообразности на фоне высоких цен на газ немецкая компания Deutsche Energiepool, специализирующаяся на поставках голубого топлива как коммунальщикам, так и промышленным предприятиям по всей территории Германии.
Как сообщается в официальном заявлении германского оператора, «за последние месяцы закупочные цены на газ и электроэнергию на срочном рынке выросли практические втрое, а цены на краткосрочные закупки увеличились примерно в пять раз. Такого быстрого и беспрецедентного развития на энергетическом рынке никто не мог ожидать» (цитата по РИА Новости).
Нет, ничего катастрофического пока что, слава богу, не произошло. И поставками для бывших клиентов Deutsche Energiepool займётся давний партнёр российского «Газпрома» — компания Eon. Свято место пусто не бывает.
Да и для нас германские энергетические рынки не чужие, мы там не заинтересованы в ценовом ралли — мы там заинтересованы в максимально долгом сотрудничестве. Но зримые элементы кризиса, согласитесь, и здесь уже совершенным образом налицо.
Более того.
Помимо вполне на фоне роста цен на газ естественного роста стоимости электроэнергии (и вот только не надо про безветренное лето — это бред, цены на зелёное электричество и в самые лучшие, в самые ветреные свои годы были весьма высокими, а дешёвое «газовое» и даже «угольное» электричество эту дороговизну тупо компенсировало), поползла вверх не только европейская «коммуналка». Пошли вверх цены и на тот самый «грязный» уголь, от которого зелёная Европа так стремительно дистанцировалась: согласно данным, опубликованным американским агентством Bloomberg, стоимость твёрдого топлива с поставкой в 2022 году в портах Роттердама, Амстердама и Антверпена (CIF ARA) поднялась на 2,6% и достигла $137 за метрическую тонну. Причина опять-таки вполне банальна: европейские коммунальные службы вынуждены переходить на уголь на фоне стремительного роста цен на газ.
Вот вам, собственно, и вся история про то, как Европа побеждала «грязный и недемократический» русский газ (а Германия ещё и свою ядерную энергетику). И про неизбежный «зелёный переход», который когда-нибудь, возможно, и состоится, конечно.
Вот только состоится-то он именно что когда-нибудь, а платить за него приходится уже вот прямо сейчас. Да и, как любой венчурный проект (технологий для «перехода» пока ещё не придумали, пока обещают и собирают деньги, а нынешние технологии очевидно не отвечают потребностям даже тупо с точки зрения энергобезопасности — обычная история для венчурных проектов), имеет, согласно статистике подобного рода венчурных стартапов, вероятность реализации не более 30%.
Мы тут ничего не придумываем — это из любого классического учебника по экономике. Причём деньги (согласно американским экспертным оценкам, в «зелёный энергетический переход» планируется вложить — только не падайте — порядка $80 трлн, даже чуть больше) на тот момент, когда мир поймёт, удался этот переход или нет, будут уже освоены. Для чего, собственно, всё и затевается. Спросите Чубайса — он вам на примере безвременно покинутого «Роснано» подробнейшим образом разъяснит, как это работает (удивительно эффективный венчурный менеджер, кстати). Пока он у нас в стране, набитой ископаемым топливом, за «зелёную энергетику» агитирует, я за страну спокоен. Да и вообще, у страны на таких эффективных управленцев вырабатывается уже определённый иммунитет.
Впрочем, это пока о далёком, к счастью, будущем. Мы же здесь всё-таки больше о стремительно приближающейся и, говорят, обещающей быть весьма холодной и снежной зиме. И вот, знаете, есть такое ощущение, что даже достроенный русскими в железе и ожидающий завершения правовых процедур, за которые отвечают наши европейские партнёры, газопровод Nord Stream 2 европейские рынки от запущенного кризисного процесса уже, судя по всему, не спасёт.
Нет, на некоторое время ситуация, безусловно, будет облегчена — на уровне оперативного планирования, так сказать. Но проблема тут уже даже не в трубопроводном топливе: «Газпром» и так не просто безукоризненно исполняет все свои контрактные обязательства — его поставки в Европу сейчас вообще находятся на уровне исторических максимумов. К концу июля, по предварительным данным (более свежих пока нет), озвученным официально «Газпром экспортом», добыча «Газпрома» уже достигла 298,2 млрд кубов с начала года, а это, простите, на 18,4% больше, чем за прошлогодний аналогичный период. Более того, экспорт за это время вырос даже с опережением по отношению к добыче — на 23,2%. Да и поставки в дальнее зарубежье составили 115,3 млрд кубометров — весьма, знаете ли, впечатляющий с точки зрения бизнеса результат.
Так что проблемы тут значительно глубже: они вполне системны, они — в общем дисбалансе на глобальных энергетических рынках и в том, откровенно говоря, что вся (подчёркиваем: вся!) магистральная энергетическая политика Евросоюза последних лет, как выясняется, была, похоже, дорогой в тупик. И для того чтобы из этого тупика хоть каким-то образом выбраться, необходимо эту политику жесточайше переформатировать. Чем, судя по всему, и пытаются сейчас заниматься очень серьёзные люди из глубинного европейского континентального энергетического бизнеса — при доброжелательном как минимум нейтралитете своих российских коллег.
В общем, довольно разумное предостережение, на наш взгляд, особенно в текущих обстоятельствах.
Причём мы не исключаем (просто в виде предположения), что происходящее сейчас чудовищное газовое ценовое ралли в Европе, на которое с восхищением смотрят только владельцы длинных контрактов с российским «Газпромом», как раз и есть часть этого жёсткого переформатирования. По крайней мере, ситуация с вероятностью этого увлекательного процесса просматривалась и озвучивалась аналитиками уже довольно давно. И купировать её, в общем-то, также было вполне возможно… разумеется, если действовать жёстко, решительно, а самое главное — вовремя.
Но, боюсь, уже не сейчас.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.