За последний месяц эту новость я назвал бы главной для мировой экономики. К сожалению, в России она осталась незамеченной. Речь идёт о возможном назначении Сауле Омаровой, профессора права Корнельского университета, на должность главы Управления финансового контроля США. Президент Байден объявил об этом выборе в четверг, отметив, что в случае подтверждения Конгрессом Омарова станет первой женщиной и первым цветным человеком, который возглавит это Агентство за 158 лет его существования.
Омарова родилась в СССР, в Казахстане (она казашка – потому её и причисляют в США к «цветным»). В 1989 поступила в МГУ, получила Ленинскую стипендию. В 1991 по студенческому обмену уехала в США, да так там и осталась. Получила докторскую степень по регулированию нефтяной отрасли. Затем – второе образование и вторая докторская по банковскому надзору. В 2006-07 годах она была зам. министра финансов в администрации Буша.
Но интересна она не только романтической историей про «гадкого утёнка», выросшего в лебедя в США. Омарова после работы в республиканском правительстве Буша стала резко леветь. И сегодня она – одна из крайне левых в Демпартии США. Это касается не только её отношения к регулированию финансов, но даже к отношению к СССР. Омарова недавно шокировала республиканцев США, открыто заявив, что «в СССР, в отличие от США, было гендерное равенство. Зарплаты людей устанавливались государством без учёта гендерных факторов. И все женщины получили очень щедрые пособия по беременности и родам. И то, и другое в нашем обществе (в американском) остаётся несбыточной мечтой!»
(ист. NYP)
Теперь что касается финансовой сферы. В документальном фильме 2019 года под названием «Задницы: теория» она назвала культуру Уолл-стрит «типичной индустрией бездельников». Омарова отличается очень критичным отношением к акулам Уолл-стрит, вроде BofA или Goldman Sachs. В идеале, как она считает, их вообще не должно быть. И на своей должности Омарова как раз будет регулировать банки, а также криптовалюты.
Одно из главных предложений Омаровой – превращение ФРС в Госбанк. В нескольких интервью она объясняла: «Крупные банки сейчас кредитуют людей не из депозитов тех самых людей, а из денег ФРС. Более того, многие традиционные банки фактически прекратили предоставлять доступные депозитные счета бедным, рассматривая их как убыточных клиентов с высоким уровнем риска. Так зачем нам иметь таких посредников? Пусть люди кредитуются в самой ФРС» (точнее, Госбанке, который надо создать на месте ФРС).
(Можно почитать в этой работе Омаровой)
В общем, с Омаровой – финансовым контролёром – лёгкой жизни у крупных банков больше не будет.
Омарова также ярый противник криптовалют. Она считает, что монополия на платёжные средства должна оставаться у государства.
«Она утверждает, что криптовалюты угрожают дестабилизацией экономики и уязвимы для злоупотребления со стороны частных компаний в ущерб государственным интересам. В своих исследованиях Омарова указывает на то, что операции с криптовалютами могут дать возможность банкам проводить больше финансовых операций без контроля ФРС и других финансовых регуляторов. В приоритете у Омаровой отслеживание деятельности (по криптовалютам) таких крупнейших банков, как JPMorgan Chase, Bank of America и Citigroup».
Омарова также фанат многих институций Нового курса Рузвельта. И потому её предложение – воссоздать «Национальное инвестиционное управление» (НИУ). Фактически это – аналог Госплана (да, тоже по примеру СССР).
Довод её простой. Бизнес интересует только деньги «здесь и сейчас», но не долгосрочные стратегии. Потому планирование, финансирование и контроль за многими направлениями и отраслями должен взять на себя этот НИУ-Госплан. Например, вложения в инфраструктуру, ВИЭ, здравоохранение. При Рузвельте до 2/3 инвестиций шло через такое НИУ. Даже Интернет был создан на госденьги (Пентагона).
(Почитать в этом большом интервью Омаровой)
Если Сауле Омарову утвердят на посту главы Управления финансового контроля США, это только подтвердит серьёзный левый поворот в Демпартии.