После распада СССР почти все проекты, осуществляемые на Украине, предполагают коррупционную составляющую. Так эксперт по Украине Игорь Друзь прокомментировал приобретение Киевом старого английского ледокола.
Ранее стало известно, что Украина купила у Великобритании за 5 млн долларов старый дизель-электрический ледокол James Clark Ross, списанный после 30-летней эксплуатации. Кораблю нужен ремонт, который может стоить больше, чем деньги, уплаченные за покупку. Содержание ледокола обойдется украинцам в 7 млн долларов в год.
Политолог Игорь Друзь напомнил, что Украина — единственная страна постсоветского пространства, которая так и не смогла восстановиться после разрухи девяностых.
«По официальной версии, Украина приобрела ледокол для обслуживания единственной полярной станции «Академик Вернадский». Но еще в 2016 году руководитель арктического проекта Украины заявлял, что для обеспечения научной станции достаточно зафрахтованных самолетов, которые доставляют груз до ближайшей удобной точки на побережье Заполярья, а затем отвозятся обычными судами. Содержание ледокола действительно обойдется Украине в разы дороже. Судя по всему, причина странного дорогого и ненужного приобретения — коррупция. Увы, именно из-за коррупции Украина в своем экономическом развитии до сих пор не достигла уровня 1990 года и отстает по ВВП даже от среднеазиатских республик», — пояснил аналитик.
По словам эксперта, покупка Киевом старого ледокола становится в один ряд с приобретением Украиной в 2020 году у Чехии самоходных пушек-гаубиц Dana-M2 по 1,5 млн долларов за штуку при обычной цене 800-900 тысяч за единицу, а также закупкой у Болгарии через Чехию почти на 5 млн долларов просроченных, то есть негодных советских противотанковых боеприпасов.
«Полагаю, украинские чиновники купили ненужный стране корабль, чтобы заработать на сделке. Эта схема долгоиграющая: расчет не только на откат при оплате покупки. Какая-то группа лиц будет обогащаться на дорогом ремонте и обслуживании старой посудины. Кроме того, предполагается штат команды ледокола, который подразумевает высокие должности и соответствующие зарплаты. Думаю, похожие мотивы двигали ответственными лицами в военных штабах Украины, когда они вывели легковооруженные катера, предназначенные для рек и озер, в Черное море и назвали их ВМФ Украины. Увы, 90% сделок, которые сегодня заключаются на Украине, имеют коррупционную составляющую», — сообщил Друзь.
Собеседник ФАН подчеркнул, что покупка ледокола Киевом не имеет рационального объяснения: Украина получила в наследие от СССР отличные суда океанского класса, которые были тут же проданы другим странам за символические деньги. И это также наталкивает на подозрение, что за разбазариванием дорогого имущества скрывалось мздоимство ответственных лиц.