Минэкономразвития в рамках работы над стратегией низкоуглеродного развития убрало ориентиры по выходу России на углеродную нейтральность до 2050 года

отметили
26
человек
в архиве

МОСКВА, 7 окт — РИА Новости. Минэкономразвития в рамках работы над стратегией низкоуглеродного развития убрало ориентиры по выходу России на углеродную нейтральность до 2050 года, сообщил журналистам представитель министерства.

На этой неделе проект Стратегии социально-​экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года обсуждался на совещании у президента.

«В правительство вариант внесен — мы его сейчас обсуждаем и дорабатываем. До конца октября эту работу закончим. У нас нет нейтральности, мы вопрос нейтральности не обсуждаем. Мы вопрос о нейтральности пока сняли, чтобы наша экономика не понесла лишних потерь, чтобы это не отразилось на доходах граждан», — сказал представитель министерства.

По словам представителя Минэкономразвития, основная цель стратегии — понять, как низкоуглеродная повестка повлияет на экономику России, и что необходимо сделать, чтобы сохранить достигнутые темпы экономического роста, не переложить издержки за достижение углеродной нейтральности на граждан.

«Климатическая повестка будет влиять (на экономику — ред.), но это не значит, что ее влияние мгновенное. Мы видим уже влияние на структуру экспорта где-​то к 2030 году. Это не всегда со знаком минус. Мы понимаем, что у нас в зоне риска — уголь, но в то же время видим новые возможности, связанные с газом, в первую очередь СПГ. Дальше по мере развития событий — 2040-2050 год — уже под вопросом нефть и нефтепродукты», — сказал представитель ведомства.

При этом он подчеркнул, что тот же уголь все равно останется в энергобалансе и страны, и мира, поскольку многие страны не смогут позволить себе альтернативные источники энергии — ни возобновляемых источников энергии, ни атом.

Что касается расходов на низкоуглеродное развитие, то, по словам представителя Минэкономразвития, в стратегии приведена оценка в размере от 40 до 50 триллионов рублей до 2050 года.

«Значительная часть этих денег — это те инвестиции, которые будут идти в рамках модернизации энергетики, например, в том числе на развитие атомной энергетики, ВИЭ и другое, часть инвестиций будет вестись предприятиями и так далее», — пояснил он.

***

Брифинг Министра экономического развития Максима Решетникова

7 октября 2021 14:30 Дом Правительства, Москва

Тема брифинга: стратегические инициативы Правительства России.

источник: static.government.ru

Вопрос: Максим Геннадьевич, Правительство утвердило перечень из 42 стратегических инициатив. Также завершена работа над единым планом по достижению национальных целей. Расскажите подробнее, каких результатов следует ожидать.

М.Решетников: Несколько слов сначала о том, что это за документы и как они соотносятся с уже имеющимися государственными программами, национальными проектами.

Единый план по большому счёту – это логика достижения всех национальных целей. Это в некотором смысле переходник между целями самого верхнего уровня, будь то рост продолжительности жизни, рост инвестиций, цифровизация, здоровье граждан, и нашими конкретными мероприятиями в программах и национальных проектах, которых насчитывается несколько тысяч. И единый план как раз описывает логику достижения этих национальных целей при помощи всех этих программ. То есть он устанавливает связь, ещё раз подчеркну, между целями верхнего уровня и конкретными действиями Правительства.

Это была большая работа, которую мы вели и которая как раз призвана нацелить деятельность всех органов власти на достижение национальных целей. Эта работа велась весь последний год, в результате чего мы существенно изменили в том числе и логику государственных программ. Сегодня Председатель Правительства уже об этом сказал: у нас принят новый порядок управления программами. Программы сделаны более понятными, более компактными, устранено много административных барьеров. То есть упрощены процедуры управления. Но в конечном итоге задача одна – чтобы все наши действия работали на достижение национальных целей.

Второй момент. Когда мы работали над логикой достижения национальных целей, Президентом была поставлена задача дать предложения по дополнительным инициативам. Соответственно, Правительством были подготовлены эти 42 стратегические инициативы, перечень которых сегодня утверждён.

Что это за инициативы? Для чего они нужны? Это наш ответ на новые вызовы, которые возникли в результате ковида, в постковидную реальность, в результате развития климатической повестки в мире, в результате появления новых технологий и новых возможностей, которые есть, и, конечно, в результате изменения и повышения запросов наших граждан в первую очередь.

Поэтому инициативы вошли в состав государственных программ и включены в состав национальных проектов. Тем самым они призваны повысить устойчивость нашей экономики, нашей социальной сферы, наших институтов, создать дополнительные инфраструктурные возможности для развития страны в ближайшие годы.

Работа над инициативами была достаточно плотная. Мы занимались этим всю весну. Всего было изначально 250 идей сгенерировано. Понятно, что они требовали достаточно больших ресурсов, поэтому мы параллельно с этим формировали бюджет. И конечно, все эти инициативы мы рассмотрели с точки зрения их бюджетной эффективности, экономической эффективности, насколько они дают вклад в достижение национальных целей. Все эти инициативы прошли защиту у Председателя Правительства, причём не одну, а в несколько этапов это было сделано. Поэтому они собой представляют весьма проработанные по факту уже комплексы мероприятий, которые, как я сказал, включаются сейчас в государственные программы и национальные проекты.

42 инициативы можно объединить в 6 направлений: социальная сфера, строительство и развитие инфраструктуры, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. При этом каждая инициатива точечно и гибко дополняет инструменты и механизмы госуправления.

Кураторы стратегических инициатив – это вице-премьеры. Более того, эти стратегические инициативы уже настроены, равно как и государственные программы и национальные проекты. Всё это встроено в единую систему мониторинга, которая сейчас развёрнута на базе Координационного центра, поддерживается соответствующими информационными системами, IT-решениями и предполагает где-то ежемесячный, где-то ежеквартальный мониторинг достижения как по показателям, так и по ходу реализации отдельных мероприятий, программ, проектов и так далее. То есть вся эта система выстроена.

Сегодня Председатель Правительства уже достаточно подробно описал инициативы и их результаты, которые есть.

Но если всё-таки кратко пройтись, то в социальном блоке это в первую очередь вопросы, связанные с формированием «санитарного щита» и ответом на санитарно-эпидемиологические вызовы, которые очевидным образом существуют и дальше будут существовать. Это вопросы медицинской реабилитации граждан как некоего элемента постковидной реальности. Это вопросы развития медицинской науки и как перспективной сферы деятельности, и как того, что сейчас требуется нашей медицине и нашей социальной сфере.

Это большой блок вопросов по новой экономике, это вопросы сокращения строительного цикла, инвестиционно-строительного цикла, которые в целом должны позволить повысить эффективность самих инвестиций. Это вопросы, связанные с новыми технологиями, новыми рынками, они активно обсуждаются сейчас, в том числе в рамках климатической повестки, – это водород, СПГ, электротранспорт. Параллельно с проработкой этих инициатив, приняты документы: концепция по электротранспорту утверждена, концепция по водороду утверждена… Наверное, важный момент и очень системная инициатива, связанная с клиентоцентричностью, – это продолжение большой работы, которая последние годы, если не десятилетия, ведётся и связана с разворотом государства и государственных услуг, государственных органов лицом к гражданам и к бизнесу. Клиентоцентричность – это новый этап в этом процессе.

И важный, конечно, вопрос – это развитие инфраструктуры регионов. Вы знаете тему инфраструктурного меню, она тоже родилась в рамках стратегических инициатив и обобщает все инструменты, которые сейчас существуют для поддержки регионов: бюджетные инфраструктурные кредиты, реструктуризация долгов перед федеральным центром в обмен на инвестиции, инфраструктурные облигации и так далее.

Финансирование, если говорить в целом, 4,6 трлн рублей, – это средства, бюджетные и внебюджетные, на выполнение стратинициатив. При этом дополнительно в рамках бюджетного процесса на трёхлетку выделено около 500 млрд рублей прямых бюджетных расходов, ещё примерно 230 млрд рублей – это средства ФНБ, то есть это будут возвратные деньги на отдельные проекты.

В конечном итоге, ещё раз подчеркну, стратегические инициативы должны добавить гибкости и устойчивости нашей экономике и нашим социальным институтам. Это основная задача, с тем чтобы ответить на вызовы, с которыми страна столкнулась и с которыми мы столкнёмся в ближайшие годы. Поэтому основная логика такова.

Вопрос: Екатерина Виноградова, газета «Известия». Максим Геннадьевич, как Вы оцениваете конкретный вклад стратегических инициатив в рост ВВП?

М.Решетников: Хороший вопрос, спасибо. Мы действительно оценивали потенциал влияния этих стратегических инициатив на рост ВВП, и мы исходим из того, что, будучи полностью реализованными, они могут добавить до 0,3 процентного пункта ВВП дополнительно к 2025 году. Понятно почему – они реализуются постепенно, поэтапно. Соответственно, у них есть точки: 2024 и 2030 год. Мы исходим из того, что в 2024 году у нас бюджетирование есть, деньги заложены, все процессы должны развернуться и выйти на результаты, которые обозначены. При выходе на эти результаты плюс 0,3 темпа роста к ВВП мы получим.

Вопрос: Латкин Александр, ТАСС. Вы упомянули о системе мониторинга реализации наццелей. Какие основные метрики и критерии оценки в неё заложены и проводился ли какой-то предварительный анализ уже текущего плана, единого плана по достижению наццелей при помощи этой системы?

М.Решетников: У нас эта система весь последний год отрабатывалась (в принципе не только отрабатывалась – уже работает) на примере национальных проектов. Причём мониторинг выстроен по трём основным направлениям. Первое направление – это достижение показателей, которые есть в национальных проектах. Второй уровень – это достижение мероприятий и контрольных точек, которые тоже в каждом проекте есть. Есть утверждённый план реализации национального проекта на год. И каждое ведомство, соответственно, обновляет эти планы. Поэтому ведётся постоянный мониторинг. И третий блок вопросов – всё, что связано с финансированием, в том числе с кассовым исполнением бюджета. Но не только с текущей кассой – ещё и контрактация, в том числе на будущие периоды, качество этой контрактации, в частности, применяются большие данные: где есть какие риски, там есть системы управления рисками.

И этот инструментарий, отработанный на национальных проектах, распространяется сейчас на все государственные программы с той же логикой, потому что мы всю модель управления национальными проектами проанализировали и всё лучшее, что в ней было, применили к режиму управления государственными программами. То есть теперь это по большому счёту единый контур управления. Потому что национальные проекты оказались эффективны в части делегирования большего объёма полномочий ведомствам, повышения роли управляющих советов во главе с вице-премьерами, более гибкой переброски средств. И эту практику мы транслировали на государственные программы.

Разумеется, ко всему этому добавляется самое главное – мониторинг достижения национальных целей. Я уже сказал, что для ряда национальных целей есть метрики месячных показателей для оценки. Где-то есть квартальные – далеко не всё можно измерять помесячно. Хотя у нас была большая дискуссия внутри Правительства на эту тему, но всё-таки мы остановились на квартальном уровне мониторинга. В любом случае мы будем мониторить не только показатели, но и, подчеркну ещё раз, всю деятельность ведомств, связанную с достижением этих показателей, потому что зачастую на показатели верхнего уровня, как вы понимаете, разные факторы действуют. На какие-то мы влияем напрямую, на какие-то опосредованно, где-то некоторые вещи находятся вне нашего влияния. Но мы должны чётко понимать, как мы на это всё реагируем и что мы делаем. И то, что находится в зоне нашего прямого влияния или косвенного, – мы должны быть уверенными, что ведомства делают всё, что от них зависит.

Вот на это система мониторинга нацелена. Она существует не где-то сбоку, она существует прямо по всей вертикали Правительства – и министерства, и управляющие советы, возглавляемые вице-премьерами, и ответственные за достижение конкретных целей на уровне вице-премьеров, и Председатель Правительства, в рамках еженедельных оперативок в том числе регулярно рассматриваем вопросы достижения национальных целей. И конечно, ежемесячное подведение итогов и ежемесячный разбор полётов тоже существует.

Добавил waplaw waplaw 7 Октября 2021
Комментарии участников:
waplaw
+2
waplaw, 7 Октября 2021 , url

Отправили Кудрина с Чубайсом в Перу, в город с чудным названием:-)

gro
+1
gro, 7 Октября 2021 , url

Ещё бы научится выполнять все эти прогаммы, национальные цели, стратегические инициативы и прочее 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать