Крупнейшие российские IТ-компании и СМИ подписали в ТАСС меморандум о борьбе с фейками
Оригинал документа будет храниться в Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий»
Ряд крупнейших российских IТ-компаний, медиахолдингов и изданий объединились для системной борьбы с недостоверной информацией в интернете и создания безопасной информационной среды. Церемония подписания соответствующего меморандума состоялась в четверг в штаб-квартире ТАСС в Москве.
В число тех, кто подписал документ, вошли представители ТАСС, «Яндекса», Mail.ru Group и Rambler&Co, «Интерфакса», РБК, Rutube, Ura.ru, холдинга «Бизнес ньюс медиа» (владеет газетой «Ведомости»), МИЦ «Известия», издания The Bell, центра компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог» и ряда других.
Оригинал документа будет храниться в Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ).
Важность саморегулированияПервый заместитель генерального директора Mail.ru Group Владимир Габриелян отметил, что сейчас главным источником информации является интернет. «Мы в последние несколько лет видим тенденцию, которая особенно обострилась в период коронавирусной пандемии, когда растет не только объем потребляемой информации, но и количество фейк-новостей, количество фейк-информации, которая вводит людей в заблуждение. Нам, как интернет-бизнесу, важно, чтобы доверие человека к интернет-среде и доверие к интернет-бизнесу сохранялось, поэтому я бы хотел отметить, что борьба с недостоверной информацией, борьба с искажающими фактами важна не только для общества, но она важна также для интернет-бизнеса», — подчеркнул он.
Со своей стороны, руководитель программы фактчекинга «Яндекс. Дзена» Ольга Севастьянова отметила, что доверие всегда было для плафтормы очень важной составляющей. «Мы видим, что для всех контентных платформ во всем мире работа именно с пользователями и с их доверием, в том числе борьба с фейками, стала одним из самых главных направлений работы за последнее время. В прошлом году мы в „Дзене“ запустили программу проверки фактов, привлекли к этому партнеров, наших коллег: профессиональных журналистов и независимых фактчекеров. И с их помощью за этот год поняли, насколько проблема борьбы с фейками сложная и насколько она требует масштабных решений», — указала она.
Директор по цифровому развитию ТАСС Дарья Пенчилова напомнила, что агентство уже является партнером «Яндекс. Дзена» по направлению проектной информации. «Параллельно мы внутри развиваем и накапливаем компетенции относительно того, как правильно проверять контент, как его верифицировать. И кажется, что просветительская деятельность, в том числе для небольших медиа, для региональных медиа, где мы выступаем с лекциями и объяснениями, это тоже очень важная штука, — сказала она. — Мы очень ждали момента, когда отрасль начнет самоорганизовываться, осознавая важность того, что необходимо договориться о взаимодействии по этому вопросу». Пенчилова призвала и другие медиа присоединиться к инициативе.
Взгляд профессионаловПредседатель совета директоров издательской группы «Бизнес ньюс медиа» (издатель «Ведомостей» ) Иван Еремин позитивно оценил инициативу, направленную на саморегулирование в отрасли. "Чем более активно «цеховое» сообщество в вопросах самоорганизации, тем больше шанс, что этими вопросами будут заниматься профессионалы и компетентные люди, а не популисты, которые зачаcтую не понимают специфики отраслевых процессов", — сказал Еремин.
Исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер заметил, что «самая страшная среда для распространения фейков — это чаты школьные, детсадовские, потому что туда сложнее всего добраться и достучаться, а то, что там происходит, порой вызывает ужас». «Наша главная задача, учитывая, что возрос не только [объем] потребляемой информации, но и объем производимой информации, научить тех самых пользователей, тех самых мамочек, которые приводят своих детей в школы, анализировать информацию, знать, где и как ее можно проверить, то есть фактически образовательная миссия по проверке и верификации и, соотвественно, использованию и дальнейшему распространению информации», — сказал он.
При этом, как отметил генеральный директор Rutube Алексей Назаров, количество фейковых новостей только за прошедшие полгода превысило объем всего прошлого года, а это не только угроза для Rutube, но и для национальной безопасности в целом.
Скорость как приоритетГенеральный директор центра компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог» Алексей Гореславский указал, что ключевой вопрос — это скорость определения достоверности информации. «За два года работы как информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом, который был организован еще весной 2020 года на базе нашей организации, мы столкнулись с тем, что фейки и вообще недостоверная информация, которая требует очень оперативного комментария, опровержения, разъяснения и так далее, — это настоящий бич. За это время мы наработали определенную компетенцию как структура, которая может помогать добывать быстро эту информацию», — отметил он.
В свою очередь первый заместитель генерального директора «Интерфакса» Георгий Гулиа рассказал о том, что проверка новостей на достоверность уже более 30 лет является принципом работы и информационным стандартом агентства «Интерфакс». «Мы круглосуточно, как и наши коллеги, проверяем все входящие новостные потоки и только после этого выдаем их нашим потребителям, которые на их основе принимают и бизнес и политические решения. Я думаю, что нам в этой работе помогут и те информационное аналитические системы, которые разработаны „Интерфаксом“ и стали уже на сегодняшний день отраслевыми стандартами», — заметил Гулиа.
Руководитель объединенной редакции РБК Петр Канаев обратил внимание на то, что инвестиции СМИ — это в основном инвестиции в контент, так что успех инициативы будет зависеть от отрасли. «Здесь много говорят о доверии. Доверие стоит дорого, но оно необходимо», — сказал он.
Директор по правовым вопросам и взаимодействию с государственными органами Avito Виктор Топадзе сказал, что для компании улучшение качества контента и онлайн-безопасность — это одна из основных задач. «Мы поддерживаем стремление индустрии и государства бороться за прозрачный интернет, контент, свободный от фейков. Мы готовы делиться своими методами, алгоритмами работы с контентом с верификацией и модерацией и рассчитываем на обогащение нашего опыта со стороны наших коллег», — сказал он. При этом заместитель генерального директора новостного агрегатора «СМИ2», генеральный директор социальной сети «МирТесен» Мария Рубцова отметила ценность меморандума для агрегаторов новостей. «Сложнее всего вычленять фейк-ньюс агрегаторам, поскольку новостная повестка формируется в автоматическом режиме. Нам кажется, объединив усилия, мы сможем разработать алгоритмы, которые обеспечат информационную безопасность и исключат из повестки некачественную информацию», — сказала она.
О документеКомпании и СМИ объединились для системной борьбы с недостоверной информацией в интернете, создания безопасной информационной среды, выработки единых правил проверки и маркировки недостоверной информации, а также формирования лучших практик противодействия распространению фейков.
Участники меморандума могут ежеквартально публиковать отчет о противодействии распространению фейкам, который включает в себя обобщенную агрегированную информацию о количестве проверенных публикаций, тематиках, и иных характеристиках.
Среди мер противодействия фейкам предлагается разработка и принятие на добровольных началах общих механизмов и правил выявления, проверки, верификации (фактчекинга), опровержения и удаления недостоверной информации. Также предлагается при наличии технической возможности внедрять в практику сопровождение распространяемых сообщений и материалов, в случае если они содержат информацию, достоверность которой вызывает обоснованные сомнения, указанием на то, что они могут содержать или содержат недостоверную информацию, а также сопровождение таких сообщений и материалов информацией от верифицированного источника. Стороны также выразили готовность принимать меры по ограничению доступа к фейкам в рамках выработанных правил.
Также будет создан совместный коллегиальный орган — Совет участников меморандума. Срок действия меморандума продлевается автоматически на один год, если иное решение не будет принято советом.
Подписи под документом поставили первый заместитель генерального директора Mail.ru Group Владимир Габриелян, исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер, генеральный директор центра компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог» Алексей Гореславский, директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатуллин, директор по цифровому развитию ТАСС Дарья Пенчилова, генеральный директор «Бизнес ньюс медиа» (издатель газеты «Ведомости») Михаил Нелюбин, генеральный директор Rutube Алексей Назаров, первый заместитель генерального директора, главный редактор МИЦ «Известия» Михаил Фролов, первый заместитель генерального директора «Интерфакса» Георгий Гулиа, директор по маркетингу РБК Андрей Сикорский, директор по юридическим вопросам Avito Виктор Топадзе, официальный представитель Likee в России Дмитрий Майер, глава редакционной коллегии информагентства Ura.ru Михаил Вьюгин и заместитель генерального директора новостного агрегатора «СМИ2», генеральный директор социальной сети «МирТесен» Мария Рубцова.