Китайская частная компания Deep Blue Aerospace провела новые испытания ракеты Nebula-M и посадила ее после взлета на 100 метров. В будущем компания планирует использовать наработки из этого проекта в частично многоразовой двухступенчатой ракете.
Пока частично многоразовые ракеты-носители есть только у SpaceX, но другие компании и государственные агентства со всего мира уже не первый год разрабатывают свои альтернативы. Большая часть из них использует аналогичный и проверенный временем метод реактивной посадки, но есть и другие подходы, в том числе посадка на парашютах и даже самолетное приземление на крыле.
После того как в 2014 году китайским компаниям разрешили разрабатывать и запускать ракеты-носители, несколько компаний начали создавать частично многоразовые ракеты с возвращаемой первой ступенью. Deep Blue Aerospace начала летные испытания своей ракеты-демонстратора с возможностью реактивной посадки летом. Тогда ракета Nebula-M взлетела на 10 метров и села обратно на стартовую площадку. Теперь специалисты снова отправили этот же прототип в полет, но уже на высоту 100 метров.
На видео с испытаний можно видеть, что ракета взлетела с уже раскрытыми посадочными опорами и зависла на несколько секунд, а затем медленно спустилась и коснулась посадочной площадки. При этом на видео можно увидеть, что за 4-5 метров до земли ракета почти зависла, а затем снова начала набирать скорость и в результате после первого касания отскочила от поверхности и заметно накренилась, но в итоге сумела стабилизироваться. Вероятно, у двигателя возникли трудности с плавным регулированием тяги. В Nebula-M установлен двигатель с тягой 50 килоньютонов в вакууме с возможностью регулирования тяги от 50 до 100 процентов.
Наработки из Nebula-M будут использованы в двухступенчатой ракете-носителе Nebula-2, которая будет рассчитана на вывод спутников массой до 4,5 тонны.
Другая китайская частная компания i-Space недавно анонсировала создание модельной ракеты, у которой в первой ступени может быть один, два или три ускорителя. В конфигурации с двумя ускорителями ракета будет асимметричной, что позволит более гибко подбирать грузоподъемность под конкретный спутник, но вынудит инженеров преодолеть несколько технических трудностей.
проблема (5)