[Ориентация] Пол и гендер: чем они отличаются и как не перепутать эти понятия
источник: img-s-msn-com.akamaized.net
Почему возникает вопрос числа гендеров и как от этого может поменяться мир, — рассказывает Елена Рождественская, доктор социологических наук, профессор факультета Социальных наук ВШЭ, профессор, автор и ведущая курса «Социология гендера».
Marie Claire: Объясните, что такое гендер и чем гендер отличается от пола?
Елена Рождественская: Пол — это то, что фиксируют в документах при рождении, анатомические и физиологические характеристики. А гендер — это про социальное поведение в конкретном обществе и в конкретную эпоху, это социально приемлемое представление о мужественности и женственности. Например, если общество оперирует бинарными конструкциями, то гендерная идеология принуждает мужчин и женщин максимально отличаться друг от друга. Возникают определенные социальные предписания, что «должна» делать женщина и каким «обязан» быть мужчина. А вообще выделяют биологический пол (его можно разложить на генетический, гонадный, гаметный, гормональный и фенотипический пол), юридический пол — то есть то, что указано в документах, и наконец тот пол (и тут уже можно говорить о гендерной идентичности), который человек сам себе выберет.
Раньше как-то жили без гендера, что произошло?
Понятие ввел американский психиатр Роберт Столлер. В 1963 году он выступил с докладом «О гендерной идентичности», а в 1968 году вышла его книга «Пол и гендер» (Sex and Gender).
На волне взрыва женской эмансипации и секс-революции восприятие «женской роли» стало выходить за предписанные рамки kinder-kirche-küche.
Поэтому появилась история отделения биологических данных от социального выбора. Вот и возникла новая научная концепция — гендера. В России этот термин в обиходе с конца 1980-х годов.
Но в Индии же испокон веков существовали хиджры — так называемый «третий пол»?
Да, хиджры — как правило, это интерсексуалы (раньше их называли «гермафродитами»), мужчины с дефектами физиологии, чаще всего идентифицирующие себя как женщины, — в Индии уже несколько лет официально признаны «третьим» полом. У представителей этого пола теперь есть паспорта, они могут открывать счет в банке. Как видите, в итоге даже такое традиционное общество, как Индия, нашло пространство для небинарной системы.
источник: img-s-msn-com.akamaized.net
Сколько видов гендера выделяют в социологии?
Разновидностей гендеров нет числа. Это и трансгендеры (или гендерквиры — те, чья гендерная идентичность не совпадает с биологическим полом), и транссексуалы (те, кто стремится совершить или уже совершил гендерный переход — хирургическим или гормональным путем поменял данный от рождения пол), и андрогины с бигендерами (те, кто идентифицирует в себе и феминные, и маскулинные черты), и агендеры (те, кто вообще не желает причислять себя ни к какому полу), и пангендеры (наоборот, ощущающие в себе признаки всех гендерных идентичностей), и гендер-флюиды (те, кто склонен постоянно менять свою идентичность).
Получается, с какой ноги встал, такой и гендер?
Выходит, что да. Это попытка выйти из той самой бинарной системы. Далеко не все туда вписываются.
Навигация по новым гендерам может быть чрезвычайно сложна. Поэтому многие страны переходят к гендерно-нейтральному языку в документах и к гендерно-нейтральному воспитанию.
Вы, возможно, слышали историю канадки Кори Доти — она идентифицирует себя как «небинарный трансгендер», не считая себя ни женщиной, ни мужчиной. Кори — активистка «Коалиции безгендерной идентичности» (Gender-Free ID Coalition), которая добивается, чтобы пол детей до их совершеннолетия вообще не упоминали в документах. Родив ребенка дома (а не в больнице, где акушеры сразу фиксируют пол), Кори настояла на том, чтобы в медицинской карте, а также в свидетельстве о рождении пол ребенка не был указан. Медстраховку ей удалось получить, а вот в «бесполом» свидетельстве о рождении ей отказали, и активистка подала в суд. Хотя в Канаде давно уже приняли закон о гендерно-нейтральном языке в документообороте и даже переписали гимн, чтобы он не звучал только как обращение к мужчинам.
Почему так много видов гендеров возникло именно сейчас?
Это не совсем так. Стремление к небинарности, гендерная флюидность и прочие квир-проявления существовали всегда с разной степенью легитимности. Сегодня у нас просто больше средств и ресурсов это обсуждать на разных медиаплатформах. Про Индию мы уже говорили. Но «кросс-пол» практикуют и в других тоже традиционных обществах. Например, традиция бача-пош в Афганистане: девочек с ранних лет воспитывали как мальчиков, называли мужским именем, коротко стригли, разрешали получать образование, заниматься боевыми искусствами, самостоятельно ходить в магазины. Потом, правда, их выдавали замуж — перевоплощение обратно в женщину и утрата свобод многим давалась нелегко.
К чему все это может нас привести?
Сейчас поиск гендерной идентичности — предмет экспериментов, самоопределения и самоутверждения. Но любая идентичность так или иначе стремится быть поддержанной, услышанной и принятой в социуме. Но в неоконсервативном обществе широкого понимающего и принимающего сообщества нет. Шансы быть принятым есть только в среде тех, кто близок по опыту и идеологии, — то есть в рамках своей сцены (сейчас чаще используется именно это понятие — от английского scene, а не понятие субкультуры, как это было в 1980-х годах прошлого века). Поэтому флюидная гендерная идентичность немного уходит «в чулан» — пока выбирающим такой путь очень сложно объяснить обществу, кто они такие.
источник: img-s-msn-com.akamaized.net
Нам стоит отказаться от гендерных сомнений?
Есть мнение, что набор гендерных ролей устарел. Теперь мы вынуждены создавать новые сценарии, проговаривать новые потребности. Но умеем ли мы договариваться? Есть ли у нас вообще язык для переговоров? И понимают ли люди с флюидной гендерной идентичностью, чего сами хотят?
Страны, где признают права граждан на половую неопределенность
В Германии еще в 2013 году разрешили оставлять временно незаполненной графу «пол» в свидетельствах о рождении, а несколько лет назад правительство одобрило законопроект, где в свидетельстве о рождении прилагается новый пункт под названием «другие» или «разнообразные».
В 2014 году Верховный суд Австралии вынес постановление, признавшее существование в стране людей третьего, «неопределенного» пола.
В Новой Зеландии можно зарегистрировать свой пол как неопределенный, интерсексуальный, неспецифический.
В 2007 году Верховный суд Непала ввел в обиход термин «третий пол», а с 2015 года непальцы могут указывать третий пол в удостоверениях личности.
В Бангладеш в 2013 году приняли закон, который ввел категорию «хиджра» в паспортах и других удостоверениях личности.
В Индии в 2014 году Верховный суд окончательно уравнял «третий пол» в правах с остальными гражданами.
В Австрии в 2018-м году Конституционный суд постановил, что люди должны иметь возможность регистрироваться не только как мужчина или женщина.
Послабление норм гендерной идентичности также обсуждается на Мальте, в некоторых штатах Америки, а в Индонезии признают аж 5 различных гендеров, включая «метагендер» и «биссу» — сексуальную неопределенность, к которой чаще всего причисляют себя знахари и шаманы.

Почему уравниваются в каких- то правах и возможностях те, кто от природы, в силу объективной необходимости, травм и пр. имеет особенности с искусственными трансгендерами, которых правильней называть трансформерами? Они пол менять готовы с той же частотой, как национальность. Бесполые. За чипсы готовы на все.
источник: demotivatorium.ru
источник: lh3.googleusercontent.com
источник: cs10.pikabu.ru
источник: demotivatorium.ru