Глобальное потепление представляет собой серьезную опасность для всего мира, но, как показывает один крошечный российский городок на берегу Северного Ледовитого океана, оно может принести с собой и процветание, пишет автор. Читатели достаточно объективно в целом комментируют статью.
источник: cdnn1.inosmi.ru
Певек, Россия — Новый порт. Новая электростанция. Отремонтированные дороги. И еще остались средства на ремонт библиотеки и строительство новой набережной на берегу Северного Ледовитого океана.
В глобальном масштабе потепление климата — неминуемое бедствие, которое угрожает жизни и благосостоянию, сулит наводнения, пожары и засуху и требует колоссальных усилий и затрат на борьбу с ним.
Но в Певеке, небольшом портовом городке на берегу Северного Ледовитого океана на Крайнем Севере России, потепление климата считается чуть ли не золотым дном — город переживает морской бум.
«Я бы сказал, что это возрождение, — говорит куратор краеведческого музея Валентина Христофорова. — Мы живем в новую эру».
И если правительства по всему миру стараются изо всех сил, чтобы предотвратить потенциально катастрофические последствия перемены климата, то в России экономика глобального потепления складывается иначе.
Пахотные земли ширятся: кукурузу сажают уже в тех частях Сибири, где она отродясь не росла. Счета за отопление зимой дешевеют, а российские рыбаки обнаружили в оттаявших районах Северного Ледовитого океана близ Аляски новый улов минтая.
Но самые радужные перспективы открываются перед Крайним Севером страны, где стремительно растущие температуры открывают массу новых возможностей — в том числе для горнодобывающих и энергетических проектов. Пожалуй, главные надежды связаны с планом уже в следующем году открыть круглогодичное арктическое судоходство со специально спроектированными контейнеровозами ледового класса как альтернативу Суэцкому каналу.
Политика Кремля по изменению климата противоречива. Внутри страны тема большого отклика не имеет. Но, никогда не забывая о глобальном имидже России, президент Владимир Путин недавно впервые пообещал, что Россия, четвертая в мире по выхлопам парниковых газов и колоссальный производитель ископаемого топлива, к 2060 году станет углеродно-нейтральной.
К счастью для Певека и других форпостов Крайнего Севера, на практике российский подход сводится к следующему: да, перемена климата представляет собой огромную угрозу в будущем, но почему бы не воспользоваться коммерческими возможностями, которые открываются уже сегодня?
По всей российской Арктике консорциум государственных компаний воплощает в жизнь пятилетний инвестиционный план объемом в 735 миллиардов рублей по развитию Северного морского пути из Тихого океана в Атлантический. Планируется привлечь поток перевозок между Азией и Европой, который сейчас идет через Суэцкий канал, а также создать возможности для горнодобывающей промышленности, природного газа и туризма.
Чем сильнее отступает лед, тем резоннее кажутся эти бизнес-планы. Минимальный летний ледяной покров в Северном Ледовитом океане сегодня примерно на треть меньше, чем в среднем в 1980-х, когда начались регулярные исследования, заявил в прошлом году Национальный центр данных по снегу и льду в Колорадо. Всего океан потерял почти миллион квадратных миль льда, и ожидается, что примерно к середине века он будет преимущественно свободным ото льда летом, даже на самом Северном полюсе.
источник: cdnn1.inosmi.ru
Морской порт Певек
Певек — ключевой порт на восточной окраине этой оттаявшей акватории. Пока в центре внимания не оказалось таяние снегов и открывающиеся в связи с этим экономические возможности, это было заледенелое захолустье, один из многочисленных умирающих форпостов советской империи, постепенно превращающихся в города-призраки.
Он был основан в 1940-х годах как лагерь ГУЛАГа для добычи олова и урана, и заключенные гибли там массово. «Певек, казалось, весь состоял из караульных вышек», — вспоминает бывший заключенный Александр Тюмин в сборнике воспоминаний о лагерях сибирского Заполярья.
В окружающей тундре снегом заносит брошенные вертолеты, автомобильные остовы и горы ржавых бочек с горючим — вывоз мусора обходится слишком дорого.
В жутких заброшенных лагерных поселках, разбросанных поблизости, на замерзшую пустошь молча смотрят разбитые окна.
Зимой солнце заходит за горизонт на несколько месяцев. Воет сезонный ветер, достигающий скорости 145 километров в час. Когда дует «южак», родители не выпускают детей на улицу, чтобы их не унесло.
Предыдущие бизнес-планы Певека провалились. Так, не выгорел расчет продавать оленину в Финляндию — не дали добро финские инспекторы, рассказывает корреспондент городской газеты «Полярная звезда» Раиса Тимошенко.
Всего несколько лет назад город и его поселения-спутники были, считай, заброшены. Население упало с 25 000 в советские времена до 3 000. «Ходили слухи, что город закроют совсем», — рассказывает местный житель Павел Рожков.
Но с глобальным потеплением колесо фортуны повернулось, и население увеличилось примерно на 1 500 человек, хотя бы на крошечном клочке земли оправдывая стратегию Кремля подстраиваться под перемены — трать, где это необходимо, и зарабатывай, где это возможно.
источник: cdnn1.inosmi.ru
Северный морской путь. Порт Певек
У этого подхода есть критики. «Россия трубит о достоинствах своего приспособленческого подхода, потому что хочет сполна реализовать коммерческий потенциал своих ископаемых ресурсов», — считает аналитик Арктики Международного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне Марисоль Мэддокс (Marisol Maddox).
Вообще, говорит она, данные по России говорят о том, что «риски намного перевешивают выгоды, невзирая на оптимизм российского правительства».
Кремль не закрывает глаза на недостатки глобального потепления, признав в политическом указе за 2020 год уязвимость населения России, ее экономики и природных ресурсов от перемены климата и ее последствий.
Отмечалось, что глобальное потепление потребует дорогостоящих мер. В частности, правительству придется вырыть противопожарные полосы в особо уязвимых лесах, укрепить дамбы от наводнений, укрепить жилые дома от обрушения в тающую вечную мерзлоту, и подготовиться к грядущему падению мирового спроса на нефть и природный газ.
Государственная компания Росатом, которая координирует инвестиции в Севморпуть, заявила, что проект не только сам выиграет от перемены климата, но и поможет с ним побороться, сократив выбросы от судоходства между Европой и Азией на 23% по сравнению с гораздо более долгим маршрутом через Суэцкий канал.
Так, путешествие из южнокорейского Пусана в Амстердам по Севморпути на 13 дней короче — это значительная экономия времени и топлива.
Судоходство в российской Арктике выросло в прошлом году примерно на 50%, хотя по-прежнему составляет лишь 3% от объема перевозок через Суэцкий канал. Однако пробный рейс в феврале прошлого года на специально усиленном коммерческом судне подтвердил, что путь возможен и зимой, поэтому ожидается, что объемы резко возрастут в следующем году, когда маршрут станет круглогодичным, сообщил заместитель премьер-министра Юрий Трутнев.
«Мы будем постепенно забирать транспорт с Суэцкого канала, — сказал Трутнев о плане. — Еще один вариант никому не повредит».
Деньги на арктические проекты текут рекой. В июле Росатом подписал соглашение с DP World, портовой и логистической компанией из Дубая, о создании портов и флота контейнеровозов ледового класса со специально усиленными корпусами для навигации по северным морям.
Таяние льдов сделало прибыльнее предприятия по добыче нефти, природного газа и других ископаемых ресурсов, снизив затраты на доставку сырья и готовой продукции. Сегодня совместное предприятие российской компании «Новатэк», французской «Тоталь», китайской CNPC и других инвесторов стоимостью несколько миллиардов долларов экспортирует порядка 5% всего сжиженного природного газа, поступающего в мировую торговлю через тающий Северный Ледовитый океан.
В целом, по мнению аналитиков, от глобального потепления выиграет минимум с полдюжины крупных российских компаний в сфере энергетики, судоходства и горнодобывающей промышленности.
Однако чего жители Певека так и не почувствовали, — так это то, чтобы климат и впрямь потеплел. Погода кажется им такой же холодной и ужасной, как и всегда, хотя средняя температура на сегодня на 2,1 градуса выше, чем 20 лет назад.
источник: cdnn1.inosmi.ru
Город Певек
Библиотекарь Ольга Платонова считает глобальное потепление «плюсом с экономической точки зрения». Тем не менее ни она, ни другие певекчане в свете дорогостоящих и опасных перемен во всем мире повода для радости не видят.
Но даже здесь последствия для окружающей среды довольно неопределенные, говорят местные, жалуясь на появление невиданных ранее шумных вороньих стай, — для них это тревожный признак.
«Жаль, что наши внуки и правнуки не увидят замерзшего Севера, каким его застали мы», — сожалеет Платонова.
Комментарии читателей:
WH
Перемена климата России только на руку: огромная территория станет мировой житницей, и это только начало.
Kurt Spellmeyer
Наш друг и союзница Канада делает, считай, то же самое, что и Россия, но их же мы не виним, что они наживаются. И про себя тоже так не скажем — про наше коммерческое и военное присутствие в Арктике. Уже много лет о России в прессе пишут со злорадством: мы радовались страданиям старого соперника. Сейчас к этому примешивается еще и зависть, не менее гнусная.
Here
Кто-то наживётся, оставит после себя одни руины и переедет в Манхеттен. Откроет благотворительную организацию по налоговой льготе и купит ранчо в Беверли-Хиллз. Так это обычно и бывает…
Mike T
Похоже, у них отношение такое: ладно, дом горит — айда жарить сосиски.
Tamara
Фу, как неуместно. Представляете, каково это для молодого поколения? А островитянам с Тихого океана? Или оставшимся без крова от пожаров? Если Певек не планирует приютить миллионы климатических беженцев из-за грядущего кризиса, тяжело радоваться их «возрождению».
Tom
Россия видит возможности и готова их использовать.
Как по мне, сэкономить топлива и времени — хорошая идея.
Застрявший контейнеровоз показал всем, что нужен план «Б». Я понимаю, что надо любой ценой пройтись по Путину, но вообще-то это хорошая идея.
Blaise Descartes
Странная статья. Развитие Певека — капля в море по сравнению с разработкой Бованенковского газового месторождения, тоже за Полярным кругом. Россия построила для его обслуживания самую северную железную дорогу в мире.
Зачем Россия добывает природный газ в далекой Арктике? Разумеется, чтобы утолить жажду европейцев.
Германия и другие европейские страны отказываются от угля, это разумно. Но еще и от ядерной энергетики, — а это уже нет.
Похоже, что никто не знает даже азов арифметики. Глобальное потепление реально. Но солнечная энергия не работает, когда солнце не светит, а ветряная — когда ветер не дует.
Mr. XYZ
Не исключено, что долгожданный Золотой век России не за горами.
Bob
Он уже был и больше не вернется.