Североамериканские угольщики в сентябре обогнали российских по объемам поставок коксующегося угля в Китай и стали крупнейшим для КНР источником сырья. По данным китайской таможенной статистики, с начала года экспорт угля из США и Канады в Китай вырос на 870,6% и 92% соответственно. Это стало возможным после запрета импорта австралийского угля, который теперь перенаправляется в другие страны АТР. Российские компании также увеличивают добычу, и Китай в этом году станет для них основным рынком сбыта. Американские и канадские марки по качеству не превосходят российский уголь, но серьезному росту экспорта мешает нехватка транспортных мощностей.
Американские и канадские угольщики активно наращивают долю на китайском рынке коксующегося угля, следует из данных китайской таможенной статистики, которую приводит Argus. По итогам девяти месяцев 2021 года США увеличили поставки на 870,6%, до 7,2 млн тонн, Канада — на 92%, до 6,6 млн тонн. Российские угольщики также показали рост на 77,4%, до 7,7 млн тонн.
При этом в сентябре США, которые год назад вообще не поставляли коксующийся уголь в Китай, вышли на первое место среди экспортеров, поставив 1,46 млн тонн и обогнав Россию (927 тыс. тонн).
Изменения рынка происходят в условиях введенного властями КНР неофициального запрета на импорт австралийского угля. В 2020 году Австралия была абсолютным лидером по экспорту коксующегося угля в Китай, поставив 35,37 млн тонн из 72,57 млн тонн общего импорта. После введения запрета экспортные потоки австралийского угля были направлены в Японию, Южную Корею, Индию, Вьетнам.
Другой крупный поставщик в Китай — Монголия — не может воспользоваться открывшимися рыночными возможностями. Ввоз монгольского угля в Китай за девять месяцев 2021 года снизился на 35,8%, до 10,6 млн тонн. В конце августа, пишет Argus, из-за новых случаев COVID-19 останавливалось движение грузовиков с углем через границу Монголии и КНР. После возобновления таможенного оформления количество проезжающих грузовиков остается ограниченным.
Цены на коксующийся уголь в Китае уже явно перегреты и достигли невероятно высокого уровня.
В отчете ММК о рынке металлургического сырья говорилось, что цены на внутреннем рынке Китая достигли $510–520 за тонну. При этом фьючерсы на коксующийся уголь в последние дни снижаются из-за заявлений китайского правительства о возможных интервенциях, а также его попыток стимулировать внутреннюю добычу.
Добыча угля в России в этом году, по оценке Минэнерго, вырастет на 6%, до 425 млн тонн, а Китай в этом году станет основным рынком для российского угля. «Китай — не самый крупный наш потребитель, хотя по итогам 2021 года он вернет себе этот титул. Наши лучшие импортеры — это Южная Корея, Япония и Китай. У нас присутствует Тайвань, хорошее видение на Вьетнам, перспективы есть и в Африке»,— заявил «РИА Новости» директор департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго Сергей Мочальников.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин говорит, что США и Канада в прошлом были очень крупными игроками на экспортном рынке коксующегося угля с доставкой морем. После падения цен в 2018 году большое количество производителей из США обанкротились, однако существующие мощности портовой инфраструктуры сейчас позволяют американским компаниям кратно увеличивать поставки. В России, говорит эксперт, к сожалению, возможности инфраструктуры на Дальнем Востоке пока ограничены. «Поэтому основная проблема российских поставщиков, как всегда, нехватка мощностей по экспорту угля. По качеству американские и канадские угли не сильно превосходят российские марки, поэтому вопрос именно в удобстве доставки»,— комментирует господин Гришунин.
Евгений Зайнуллин