[Стагфляция] Путин заявил о рисках глобальной инфляции в мире: «важно не допустить раскручивания стагфляционной спирали» «вслед за ростом цен на финансовые активы и товары отдельных рынков»
Избыточное стимулирование в период пандемии обернулось общей нестабильностью, ростом цен на финансовые активы и товары на отдельных рынках: энергия, металлы, стройматериалы, удобрения, продовольствие и т.д. Базовая причина этих явлений — серьезные бюджетные дефициты в развитых экономиках, отметил президент РФ, выступая на саммите G20.
«Их сохранение создает риск высокой глобальной инфляции в среднесрочной перспективе. Из-за этого не только растут риски снижения деловой активности, но и закрепляется и усугубляется неравенство», — сказал Путин.
«Поэтому важно не допустить раскручивания стагфляционной спирали, а вести дело к нормализации бюджетной и денежно-кредитной политики, повышать качество управления структурой спроса в экономике, настраивать экономические приоритеты в первую очередь на преодоление проблем неравенства и на рост благополучия граждан», — отметил он.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов принял участие в заключительной встрече министров финансов и управляющих центральными банками «Группы 20» в рамках итальянского председательства, которая состоялась в среду, 13 октября. На заседании были подведены итоги работы финансового трека «двадцатки» за год.
Стороны обменялись мнениями о состоянии мировой экономики, а также о возможных рисках в ходе её восстановления. Основная часть дискуссии была сосредоточена на инициативах и мерах «двадцатки» по оказанию помощи уязвимым странам, совершенствованию системы здравоохранения и «зеленому» переходу.
Министр отметил, что «видит риски развития стагфляционного сценария мировой экономики. Инфляция превышает целевой показатель уже в 14 странах «двадцатки», и во многих развитых странах масштабы инфляционного давления беспрецедентны». Это стало следствием применения стимулов, несоразмерных возможностям восстановления экономик. Для экономической политики ключевой вопрос – является ли наблюдаемый всплеск инфляции переходным или долговременным явлением.
Министр заявил, что Россия придерживается траектории нормализации бюджетной и денежно-кредитной политики и рекомендовал странам «двадцатки» также перейти к скорейшей нормализации с целью контроля над инфляцией. «Сейчас важно не допустить раскручивания стагфляционной спирали», – добавил Министр.
Руководители финансовых ведомств договорились о ряде мер поддержки уязвимых стран, а также одобрили Совместное заявление и детализированный план реформирования правил налогообложения международных групп компаний (МГК). Реформа включает два направления – перераспределение прав на налогообложение прибыли крупнейших МГК в пользу стран-потребителей товаров и услуг (Pillar 1), а также установление глобальной минимальной ставки налогообложения прибыли МГК (Pillar 2). Предполагается, что новые правила начнут применяться государствами-участниками уже в 2023 году.
Учитывая актуальность экологических проблем, министры и управляющие также договорились содействовать переходу к «зеленой» экономике и одобрили «Дорожную карту» по устойчивому финансированию. Ее цель – разработка комплекса эффективных мер политики по переходу к низкоуглеродной экономике, координация работы с международными организациями и между различными рабочими органами самой «двадцатки», формирование плана приоритетных мероприятий на перспективу.
Комментируя работу «двадцатки» по «зеленой» повестке, Министр объявил, что Россия планирует достичь углеродной нейтральности не позднее 2060 года. «Однако эта задача должна сопровождаться анализом макроэкономических рисков, влияющих на рост, занятость и распределение доходов», – сказал он.
Вышеперечисленная работа является вкладом в реализацию совместного Плана действий «Группы 20» по поддержке мировой экономики в условиях пандемии COVID-19.
Это была заключительная встреча финансового трека в преддверии саммита лидеров, который проходит в конце октября т.г. в Риме.
Пишет Дмитрий Маслов (monstrt_amadey)
2021-04-04 23:53:00
Стагфляция. Скоро про нее будут говорить все
За примерами стагфляции в нашей стране далеко ходить не надо. 90-е годы в России – коллапс экономики сопровождался гиперинфляцией. Не намного лучше было в 1998 году. Затем, то же самое повторилось в 2009, 2015. Словом, стагфляция – обычное явление для такой экономики, как российская. Стагфляция, можно сказать – то же самое, что «инфляция издержек» в противовес более привычной инфляции спроса. Обычно цены растут, если предложение не поспевает за растущим спросом (= инфляция спроса), в случае стагфляции растущие издержки фирм вынуждает их поднимать цены (= инфляция издержек), вне зависимости от того, что происходит со спросом. Проиллюстрируем отличия на примерах.
Пример 1. Предположим, вы – владелец единственного кафе на 10 столиков в городке. Загрузка близка к максимальной, все столики в час-пик заняты. Доходы населения вашего городка растут. Спрос на кафе тоже растет, и у вас не хватает столиков, чтобы рассадить всех желающих. Вы поднимаете цену блюд на 10%, чтобы отрегулировать спрос и предложение. Это инфляция спроса.
Пример 2. Вы – владелец единственного кафе на 10 столиков в городке. Загрузка у вас близка к максимальной, все столики в час-пик заняты. Из-за сложной эпидемиологической обстановки в городе правительство выпускает постановление, что столики в зале должны стоять на удалении друг от друга. Это вынуждает вас уменьшить количество столиков до 5. Чтобы компенсировать рост относительных издержек, вы поднимаете цены на все блюда на 15%. Это инфляция предложения.
И в том и другом случае цены растут, однако если в первом случае инфляция сопровождается ростом выпуска (или по крайней мере, выпуск постоянный), то во втором случае — выпуск падает!
В ситуации инфляции издержек пытаться компенсировать падение выпуска накачкой спроса – не только бесполезно, но и опасно, т.к. возникнет комбинация инфляции спроса и издержек и рост цен может выйти из под контроля.
Пример 3. После того, как оборот вашего кафе упал (из-за требования сокращения столиков) правительство раздает чеки на бесплатное питание в городе. Чтобы урегулировать спрос и предложение вы поднимаете цены еще на 30%
Напоминает «льготную ипотеку» не так ли? Если цены растут из-за нехватки предложения, то разумеется, стимуляция спроса ничего не дает. Лечить стагфляцию печатанием денег – примерно то же самое, что заливать пожар бензином.
Вот еще один пример, более насущный, из сегодняшних новостей:
Авиакомпании резко повысили цены на билеты вслед за ростом стоимости керосина и девальвацией рубля, сделавшей дороже оплату лизинга самолетов. Ограниченный объем доступных направлений создают высокий спрос на открытые для посещения страны», в то время как вновь вводимые в Европе локдауны откладывают восстановление полноценного авиасообщения «по крайней мере до начала осени.
www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/v-rossii-nachalsya-vzryvnoy-rost-cen-na-aviabilety-1030228343
Обратите внимание, здесь уже возникла комбинация инфляции спроса и издержек. Цены выросли не только из-за роста затрат, но еще из-за того, что сократилось количество доступных к полетам направлений, при росте спроса (на эти направления). Денег у людей меньше не стало, но стало гораздо меньше мест, куда можно полететь. Авиакомпаниям ничего не оставалось, как поднять цены на билеты.
Еще пример инфляции издержек:
Продажи новых легковых и легких машин в марте упали, рынок сократился сразу примерно на 6% после краткосрочного выхода в плюс в феврале. Главной причиной снижения продаж большинство дилеров считают ухудшающуюся доступность машин, в том числе из-за нехватки чипов. При этом в ближайшие месяцы, по мнению участников рынка, пострадает и спрос: покупатели в массовом сегменте начинают отказываться от покупок из-за роста цен.
www.kommersant.ru/doc/4760348?from=main_5
Цены растут не из-за великого спроса, а из-за ухудшающейся доступности машин.
Об опасности денежной стимуляции в текущий кризис, я писал еще в прошлом году, когда история с локдаунами только начиналась. Было очевидно, что комбинация сокращающегося предложения (из-за ковидных ограничений) и увеличенного спроса (благодаря госрасходам) ни к чему хорошему не приведет.
Другое дело, что эффект роста цен размазан по времени и бьет неравномерно по отраслям. Где-то цены взлетели почти сразу (как в недвижимости – благодаря целенаправленному снижению ипотечных ставок), где-то еще только грозят вырасти (например, на одежду и обувь там, где у производителей и торговых предприятий оставались запасы нераспроданной продукции). В любой системе есть запас прочности: все-таки в большинстве стран условно «лишние» (т.е. не обеспеченные товарной массой) деньги были пущены не на потребление, а в сбережения. Это предопределило относительно низкую инфляцию на первом этапе. Люди во-первых, не представляли, куда можно было потратить деньги во время локдауна, предпочитая оставлять их на счетах; во-вторых, они не боялись, что эти средства сгорят (т.к. привыкли, что цены долгое время оставались стабильными).
Но как только ограничения начали сниматься, выяснилось, что возможности предложения подорваны, в то время как спрос вырос. Почва для раскрутки стагфляционной спирали оказалась удобрена.
Как действует механизм стагфляции, покажем на рисунке.
В развивающихся странах, где мало незагруженных производственных мощностей, а население не доверяет правительству, стагфляционный сценарий работает уже сейчас, прямо на наших глазах.
/////////
Недвиномика – группа ВК
Последний Кризис – группа ВК
То что все предлагают в качестве средств спасения, можно сравнить с работой веслом во время сплава по бурному потоку с порогами, в надежде на то, что все участники сплава будут работать веслом правильно и когда-нибудь, может быть, дойдут до равнины, где течение плавное и спокойное. Это какой-то международный клуб самоубийств. Так и хочется спросить, неужели никому не приходило в голову, что можно отказаться от такого соревнования с правилами написанными без их участия. Пороги то и бурления с завихрениями созданы узкой группой участников, этих соревнований, а участвовать в сплаве заставляют, в первую очередь, непричастных к причинам разбушевавшейся стихии.