[Профессиональное выгорание] Медицина просит помощи. Врачи жалуются на выгорание и дефицит общественной поддержки

отметили
38
человек
в архиве

Российские медики, второй год работающие в условиях эпидемии COVID-19, сталкиваются с психологическим выгоранием. Это показал опрос, проведенный командой популярного среди медиков мобильного приложения «Справочник врача». Почти 30% специалистов, работающих непосредственно с больными коронавирусом, близки к увольнению из-за усталости, а у 37% на фоне эмоционального истощения возникли проблемы со здоровьем. Врачи считают, что отношение общества к ним сильно изменилось по сравнению с началом пандемии: все привыкли к работе медиков в режиме постоянного аврала, их перестали считать героями, а тяжелейшие условия труда в «красных зонах» воспринимаются как должное. Сами опрошенные признают, что усталость и эмоциональное выгорание негативно влияют на их отношение к пациентам. Руководители больниц и чиновники заявили “Ъ”, что медики «обеспечены всем необходимым», а непрекращающейся чрезвычайной ситуации, в которой они работают, способствует в том числе недостаточный темп вакцинации и нежелание части россиян прививаться.

 

Российские врачи устали и выгорели за время эпидемии

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Команда приложения «Справочник врача» (популярный сервис для медиков, который оптимизирует работу специалистов и помогает им принимать клинические решения; объединяет более 450 тыс. пользователей) провела опрос среди медицинских работников об их психологическом состоянии в период пандемии. В исследовании приняли участие 2822 респондента, из них 90% врачи. 611 участников опроса на момент его проведения работали непосредственно в «красной зоне».

Среди врачей и медсестер, работающих в коронавирусных госпиталях и отделениях, только 12,6% все еще «полны сил» и «ходят на работу с интересом».

Еще 58,1% ответили, что «идут на работу с интересом, но в целом устали», а 29,3% — «идут на работу без интереса». Практически аналогичные ответы дали медики, которые работают в штатном режиме: «в целом устали» 59,4%, «ходят на работу без интереса» 23,1%. При этом более 90% в первой группе и 84% во второй признались: в неформальных беседах коллеги часто жалуются друг другу на усталость. У 37% медиков в обеих группах на фоне эмоционального истощения за время пандемии возникли проблемы со здоровьем. «Часто думают об увольнении» из-за усталости и перегрузок либо «близки к этому» 27,7% врачей из «красных зон» и 31,9% работающих с ними медсестер. Среди работающих в «зеленых зонах» уволиться готовы 25,2% врачей и 17,2% медсестер.

При этом 68,3% медработников из «красных зон» признались, что часто слышат от руководства фразу: «Не нравится — увольняйся».

Почти 42% опрошенных в этой группе сказали, что руководители не поддерживают их ни финансово, ни эмоционально. Не чувствуют поддержки начальства 50,5% их коллег из «зеленых зон», а 68,4% также получили предложение уволиться, если что-то не нравится.

Практически все опрошенные медики (более 90%) полагают, что их усталость скажется или уже сказалась на пациентах. Так, 22,9% тех, кто работает с больными коронавирусом, и 18,9% их коллег в других направлениях медпомощи «истощены и стали более черствыми по отношению к пациентам». А 8,4% и 7,4% соответственно уже «не сопереживают пациентам». По мнению участников опроса, помочь справиться с усталостью и выгоранием могло бы улучшение условий работы:

  • «удобные ординаторские», «возможность комфортно принимать пищу и отдохнуть во время перерывов» (так ответили 74,5% медиков из «красных зон» и 68% из «зеленых»);
  • «снижение нагрузок» (69,7% и 69,8%);
  • «повышение общественного уважения к профессии», «благодарственные постеры, статьи и сюжеты» о врачах (54,8% и 51,2%).

“Ъ” обсудил результаты исследования с медсестрой одного из коронавирусных госпиталей Москвы, которая после начала пандемии приехала работать в «красную зону» из региональной больницы. По ее словам, за два года медики крайне устали от большого объема работы — «койка в отделении пустует максимум два часа, пока ее обрабатывают после выписки пациента» — и тяжелых условий труда,— например, смен, в которые приходится работать, не снимая защитного костюма. При этом больше всего, по словам собеседницы “Ъ”, персонал расстраивает «равнодушие руководства». В ответ на любые жалобы, утверждает медсестра, начальство больницы напоминает, что медики сами приняли решение «приехать и зарабатывать деньги» (речь идет о надбавках, которые получает персонал ковидных стационаров.— “Ъ”). Изменилось и отношение общества:

«В начале пандемии нас благодарили, называли героями, присылали еду из ресторанов, мы чувствовали себя нужными. Сейчас такого ощущения уже нет».

Основатель мобильного приложения «Справочник врача» врач-терапевт Константин Хоманов полагает, что обществу и чиновникам необходимо признать факт выгорания врачей и среднего медицинского персонала в условиях пандемии. Без этого будет просто невозможно сохранить эффективность медицинской помощи. Господин Хоманов рассчитывает, что данные опроса станут основанием для разработки «мер по снижению напряженности условий работы» медперсонала». Психолог, эксперт по медицинской коммуникации Анна Хасина напоминает, что подобные меры поддержки уже вводились в начале пандемии: тогда появилось много программ психологической помощи медикам — государственных и частных, платных и благотворительных. Например, в мае 2020 года Минздрав организовал специальную горячую линию. Тогда подобная помощь оказалась невостребованной, говорит госпожа Хасина: объяснялось это, по ее словам, отчасти «культурой стоицизма», а отчасти — стигматизацией психологической помощи в России. Эксперт полагает, что в пандемию особенно пострадали те, кто и раньше чувствовал себя несчастным, невостребованным и не реализованным в профессии — но и те, кто поначалу сравнительно легко справлялся со стрессом, за последние два года как минимум частично утратили свою устойчивость.

Председатель межрегионального профсоюза «Действие» Андрей Коновал согласен — пандемия усугубила проблемы, которые были очевидны и раньше: так, часть медиков и до пандемии считала, что их профессия непрестижна, зарплаты недостаточны, пациенты и собственное руководство склонны проявлять безразличие. Дополнительными деморализующими факторами господин Коновал считает страх уголовного преследования, проблемы с назначением правильного лечения в условиях отсутствия части необходимых препаратов, а также постоянную переработку. Он приводит данные, согласно которым российские медики в среднем перерабатывают на треть: «Не редки ситуации, когда медсестра обслуживает 70 коек вместо 20 по нормативу или хирург ведет в полтора раза больше пациентов, чем предусмотрено нормативом».

Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Анатолий Домников признает, что медики работают «на пределе своих возможностей», но отмечает, что они чувствуют поддержку государства, получают социальные выплаты, имеют расширенные страховые гарантии. Он отмечает помощь студентов медицинских колледжей и вузов, которые помогают врачам в больницах, включая «красные зоны», и волонтеров, которые развозят лекарства тем, кто не может выйти из дома из-за самоизоляции.

«Но очень важно, чтобы врачи, медсестры, средний и младший медицинский персонал вернулись к нормальному ритму жизни,— говорит господин Домников.— Мы станем близки к этому, если все вместе начнем принимать зрелые и рациональные решения». Речь идет, в том числе, об ответственном соблюдении мер профилактики и о вакцинации.

Главный врач московской ГКБ №52 — одной из первых больниц, перепрофилированных под ковид в марте 2020 года,— Марьяна Лысенко рассказала “Ъ”, что год назад они провели схожее внутрибольничное исследование, но тогда результаты показали, что кардинальные изменения профиля работы не вызвали серьезных эмоциональных проблем: «Наши сотрудники отнеслись к происходящему с пониманием — и с желанием плечом к плечу лечить пациентов с новым заболеванием». По ее словам, с тех пор врачи привыкли к ситуации и как минимум больше не воспринимают ее как работу в условиях неизвестности. Медработники получают адекватную оплату и обеспечены всем необходимым, в том числе и психологической помощью, говорит Марьяна Лысенко: с врачами в московских больницах и резервных госпиталях работают психологи. Запущены специальные тренинги и программы, как очные, так и дистанционные, которые призваны помочь медработникам преодолеть трудности психологического напряжения.

«Наши сотрудники наиболее подавлены только одним фактом — недостаточным уровнем вакцинации,— отмечает главврач.— У каждого человека, которого они лечат, которого подключают к аппарату ЭКМО или снимают с ИВЛ, есть возможность защититься от коронавируса себя и своих близких от смерти от вируса, способствовать формированию коллективного иммунитета, открытию больниц для оказания плановой помощи, возвращению к жизни без серьезных ограничений. Но этого не происходит, мы наблюдаем все еще низкий уровень вакцинации. Именно эта печальная ситуация сегодня оказывает самое сильное моральное давление на врачей».

В ответе на запрос “Ъ” депздрав Москвы также напомнил, что вакцинация — «самое эффективное средство защиты организма от коронавирусной инфекции и снижения рисков тяжелого течения заболевания». В ведомстве отметили, что в медицинских организациях столицы вакцинации своих сотрудников уделяется «особое внимание» — уровень прошедших ее медработников составил порядка 70%.

Главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава России Владимир Чуланов согласен, что в условиях растущей заболеваемости коронавирусом врачам приходится «крайне тяжело». Это, по его словам, обусловлено и высоким приростом числа заболевших и значительной долей пациентов с осложненным течением заболевания. Господин Чуланов подчеркивает, что значительно снизить нагрузку на всю систему здравоохранения позволит только формирование коллективного иммунитета: «Только в этом случае медики из «красных зон» смогут вернуться к своей привычной работе».

Наталья Костарнова

источник: img.gazeta.ru

Добавил suare suare 1 Ноября 2021
проблема (1)
Дополнения:
05.09.2021, 16:14

Эмоциональному выгоранию прописали покой. Как иностранные компании заботятся о психическом здоровье работников

Компании стали чаще давать сотрудникам дополнительный отпуск — для борьбы с профессиональным выгоранием. На днях перерыв в работе устроили в Nike. Производитель кроссовок и спортивной одежды в конце августа организовал внеплановый недельный отдых для всего штата головного офиса в США. Подчиненным рекомендовали в это время игнорировать рабочие сообщения и обязанности, чтобы сохранить психическое здоровье. Ранее на такой же шаг пошли, к примеру, социальная сеть LinkedIn и сервис знакомств Bumble.

“Ъ FM” пообщался с российскими топ-менеджерами и спросил, готовы ли они на неделю освободить от работы большую часть сотрудников. Владелец компании Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович полагает, что для лечения выгорания семь дней не хватит: «Никакой неделей отпуска его не вылечить. Сотрудников нужно мотивировать постоянными интересными вызовами и хорошим отношением. А так выгореть можно и не профессионально, а вообще по жизни. Давать дополнительный отпуск с такой мотивацией неоправданно. Человек может прийти и сказать, что просто устал, и попросить неделю отпуска. Это возможно, это нормально».

По мнению члена совета директоров акционерного общества «Большевичка» Владимира Гурова, отпуск в первую очередь необходим работникам творческих профессий: «Людям креативным, интеллект которых должен быть все время остро заточен, нужно давать отдыхать, чтобы они могли восстановить свой «инструмент». Если человек выгорает на рутинной работе — это одно, это потери, да. Тут надо смотреть на загрузку и находить какие-то контрмеры. А когда она не однообразная, а творческая, цель которой генерировать какие-то идеи, необходимо давать отдыхать. И, конечно, здесь речь идет не о потерях, а о приобретениях».

Управляющий партнер архитектурного бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» Сергей Чобан считает, что во всем нужно соблюдать баланс: «Исходя из психологического ощущения, гораздо эффективнее размеренный творчески ориентированный труд, в котором не происходит выгорания, потому что творческие люди подходят к своим задачам плавно.

Это лучше, чем сначала с огромным напором из людей выжимать последние силы, потом отправлять их в отпуск, а затем снова поднимать на какой-то героический труд.

 На примере моего берлинского офиса могу сказать, что я иногда ухожу с работы в 19:00, при этом часто последним. Приезжая в 9:00, я вижу, что кто-то может прийти и позже. У нас в офисе нужно появиться до 10:00, если ты не на удаленке».

По данным HeadHunter, в начале года о профессиональном выгорании заявляли около половины работающих россиян. Однако многие работодатели сообщали, что не сталкиваются с подобным явлением. Таких — по меньшей мере 33%, выяснили аналитики Hays и сервиса «Хабр Карьера».

Часто ситуация в коллективе оказывается хуже, чем считает руководство, в основном из-за отсутствия коммуникации, объясняет председатель сообщества консультантов по организационному развитию компании TTISI Василий Пигин:

«Люди выгорают практически в любой компании, но это мало кто признает.

 Первый набор критериев — это объективные условия труда, заработная плата и нагрузка. Основной блок проблем — культура управления (если меня не устраивает руководитель, я уйду), корпоративная культура (взаимоотношения в коллективе). И третий кластер — возможности развития. Причем руководитель и климат — это тактические проблемы, с которыми еще как-то можно жить. А вопрос о возможностях развития зарождает тяжелые мысли о целесообразности дальнейшей работы в организации. Об этом нужно разговаривать, и инициировать беседу должен руководитель, а не сотрудник».

Проблему выгорания разовыми бонусами не решить, отмечают HR-эксперты. Эффективнее всего будет дать сотруднику больше полномочий, объясняет партнер «ЭКОПСИ Консалтинг» Григорий Финкельштейн: «Устраивают фитнес-клубы, бесплатно кормят, отпускают домой. Я не видел, чтобы люди серьезно занимались обогащением труда. Вот один пример, как происходила продажа продукции: есть люди, которые распределяют ее между рынком Европы и Азии, а также те, кто договаривается с клиентами и организовывает доставку. Каждый зажат между требованиями трех соседей и чувствует, что он делает абсолютно бессмысленную работу. Как они поступили? Разделили продукцию не по рынкам, а по наименованиям, и один человек стал отвечать за все. Таким образом он видит всю свою работу от начала и до конца. Понятно, что людям стало легче, и компания начала получать гораздо больше денег».

Сами россияне считают главной причиной выгорания руководство или неправильную организацию рабочего процесса. На втором месте оказалась нездоровая атмосфера в команде. Лучшим способом борьбы с ним четверть опрошенных назвали отпуск, еще 20% — смену работы.

Елизавета Скобцова

Добавил suare suare 1 Ноября 2021
Комментарии участников:
waplaw
+2
waplaw, 1 Ноября 2021 , url

Очень серьёзная проблема. 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать