Объем международных резервов РФ с 22 по 29 октября увеличился на $1,6 млрд до $623,2 млрд, обновив исторический максимум. Как говорится на сайте ЦБ, рост в основном обеспечен покупкой валюты в рамках бюджетного правила.
Ранее международные золотовалютные резервы России обновляли исторические максимумы 3 сентября ($620,8 млрд) и 22 октября ($621,6 млрд). В последний раз, согласно сообщению ЦБ, это было связано не только с реализацией бюджетного правила, но и с распределением специальных прав заимствования Международным валютным фондом.
Россия — одна из немногих стран, которая за время пандемии умудрилась существенно нарастить свои золотовалютные запасы: в начале 2020 года резервы составляли 556 миллиардов долларов. Стоит ли радоваться тому, что государственная кубышка пухнет как на дрожжах? Не пора ли уже перестать чахнуть над златом и начать тратить экспортные сверхдоходы на развитие экономики?
Удачный момент
По данным Счетной палаты на середину октября, Россия входит в пятерку лидеров по объему международных резервов, уступая лишь Китаю, Японии, Швейцарии и Индии. При этом Швейцария и Япония — развитые страны, где нет недостатка в инвестициях как из-за рубежа, так и со стороны собственного бизнеса, а социалистический Китай регулярно «впрыскивает» ликвидность в экономику.
В России возможности внешнего недорогого финансирования минимальны, а внутренний инвестиционный потенциал достаточно ограничен. В то же время обстановка благоприятна для разворачивания масштабной программы по модернизации отечественной экономики, отмечает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий.
Мировая экономика переживает стадию восстановительного роста, предъявляя повышенный спрос на сырьевые товары, тем самым пополняя российскую казну и обогащая отечественных производителей-экспортеров, напоминает он. Но в будущем нас ждет глобальная перестройка всего технологического уклада на основе изменения роли традиционных энергоносителей в мировом хозяйстве.
«Преобразования подобного масштаба в нашей стране невозможны без активной инвестиционной деятельности государства. Развитие инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, декарбонизация всей экономики, технологическая перестройка нефтянки — все эти проблемы не может решить частный бизнес, который долгие годы развития капитализма в нашей стране ориентировался на чисто экстенсивные источники обогащения», — пояснил эксперт «Ридусу».
В то же время активная поддержка населения в период масштабных подвижек в структуре общества требует более активного использования резервов для обеспечения достойного уровня жизни граждан России, добавляет он. Речь не только и не столько о поддержке малоимущих, сколько о вложениях в социальную инфраструктуру (медицина, образование). Это те расходы, которые через 10-15 лет обеспечат новую экономику адекватной рабочей силой, уверяет аналитик.
«Склонность к сбережению на государственном уровне должна уступить место активному инвестированию. Большие резервы могут позволить себе лишь богатые и динамично развивающиеся страны, нам лишь предстоит стать таковой»,— констатирует он.
Тормоз для экономики
В каком-то смысле накапливание резервов в сырьевой российской экономике за счет изъятия львиной доли экспортных доходов тормозит рост ее ВВП. «Мы фактически выводим деньги из собственной экономики, уменьшаем спрос, инвестиции. А без них на фоне слабого прироста населения в России и низкой инвестиционной активности нерезидентов внутренняя экономика и производительность труда в стране будет либо стагнировать, либо отставать от других стран», — предупреждает эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн.
По его словам, это хорошо видно на длинной дистанции. В 2008 году, до полноценного запуска бюджетного правила в России, инвестиции в основной капитал составляли 9,5%, а в 2019-м — лишь 1,9%. То же самое с темпами роста реальных доходов граждан и ВВП: в среднем они были в три раза выше, чем сейчас.
Но направлять сверхдоходы на социальные выплаты или любое другое потребление нельзя, поскольку это ускорит инфляцию, и она съест не только сами выплаты, но и часть доходов граждан, указывает аналитик. Поэтому стоит сосредоточиться на инвестициях в инфраструктуру в широком смысле: строительство спортивных площадок, оборудование учебных заведений, улучшение городской среды и так далее. Кроме того, стоит помочь предприятиям в повышении производительности труда, дать субсидии на закупку нового оборудования, ремонт основных фондов и так далее.
«Все эти инвестиции государства окупятся и при экономическом спаде, потому что предприятия выйдут из него более сильными и конкурентоспособными»,— уверен эксперт.
А если завтра кризис?
Резервы нужны как буфер на случай неблагоприятных внешних шоков, напоминает директор компании «Единый брокер» Артём Арзамасцев. Чем выше их уровень, тем больше у Банка России шансов сгладить колебания курса рубля за счёт активных интервенций на валютном рынке. Кроме того, высокий уровень резервов необходим для стран с обособленной экономической политикой, не желающих или не имеющих возможности рассчитывать на кредитную помощь других государств или МВФ.
«Учитывая тот факт, что РФ находится под санкциями, высокий уровень резервов — это важный фактор стабильности нашей финансовой системы. С этой точки зрения данного объема золотовалютных резервов сейчас более чем достаточно даже на случай масштабного кризиса в стране»,— отмечает эксперт.
В то же время международные резервы надо расценивать в первую очередь как своего рода страховку от различных финансовых рисков, считает эксперт. И их нельзя использовать для финансирования каких-либо долгосрочных проектов или иных подобных инвестиций. Это «подушка безопасности», и то, что резервы растут, даёт уверенность в стабильности отечественной финансовой системы при любой внешней конъюнктуре.
Принято считать, что растущий объем резервов — это страховка на случай наступления масштабного кризиса, но страховка-то достаточно условная, полагает Анатолий Гожий.
«Пандемия и локдаун прошлого года явились демонстрацией того очевидного факта, что на закрытие возникающих текущих дыр в национальном балансе достаточно небольшого дефицита государственного бюджета. В то же время участие ЗВР в преодолении кризисных явлений свелось к минимуму. Ситуация же в мире складывается таким образом, что о масштабном сбое говорить не приходится»,— рассуждает эксперт.
Если все же кризис придет, надолго ли хватит России накопленных средств? Это зависит от характеристик экономического спада, отмечает Антон Гринштейн. По его оценкам, в случае циклического кризиса, который обычно длится один-два года и приводит к сильному падению цен на нефть и долгому их восстановлению (как в 2008 году), текущих резервов хватит на два-три года. И на три-пять лет, если случится форс-мажор политического характера (как в 2014-м) или эпидемиологического (как в 2020-м) с быстрым спадом и восстановлением экономики.
«Понятно, что курс на наращивание ЗВР — это в том числе и ответ на нестабильность конъюнктуры рынка энергоносителей, и следствие политической конфронтации с условным „западом“. Но, укрепляя финансовую броню, российская экономика становится слишком тяжелой, отсталой и неповоротливой и на длинной дистанции может слишком сильно отстать от конкурентов»,— заключает аналитик.