Кто, где, как и на какой срок сможет получить QR-код нового образца
Получить документ о статусе вакцинированного, переболевшего или получившего медотвод (электронный или бумажный) можно будет на портале госуслуг, в МФЦ или, возможно, в других учреждениях. В частности, стало известно “Ъ”, об этом идут переговоры с «Почтой России».
Исходя из логики законопроектов, внесенных в Госдуму правительством, и данных властными структурами пояснений, действующие сейчас QR-коды и сертификаты, имеющие региональный статус, будут автоматически заменяться в информсистемах (в том числе на портале госуслуг и региональных порталах) на сертификаты нового образца, которые действуют на территории всей РФ (это, отметим, создает возможности решать проблемы сопредельных регионов, сейчас решаемые «вручную» в каждом случае). Бумажные сертификаты о вакцинации и бумажные справки как таковые, очевидно, не будут действовать, по крайней мере как «пропуска» куда-либо, но бумажные документы в новой форме можно будет получить в МФЦ и заменяющих их структурах, потребность в этом есть в силу отсутствия смартфонов у 100% населения.
Минздрав РФ, согласно законопроекту, наделяется полномочиями определять срок действия QR-кодов: отдельно для привитых и отдельно для переболевших. Сейчас сертификаты активны год. Не исключено, говорят источники “Ъ”, что срок будет уменьшен по одной или по нескольким категориям — это будет зависеть от рекомендаций экспертов о необходимости ревакцинации. Так, в правительстве РФ ссылаются на рекомендации ВОЗ прививаться раз в полгода. Российский Минздрав также рекомендует делать прививку повторно через полгода после первичной вакцинации или перенесенной болезни. Ведомство предлагает ревакцинироваться однокомпонентной вакциной «Спутник Лайт».
О необходимости периодически поднимать уровень антител не раз говорили эксперты. Замдиректора по научной работе ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов утверждал, что в период пандемии следует вакцинироваться каждые полгода вне зависимости от уровня антител. Вместе с тем ученые все еще не получили достоверные данные о том, какой титр антител считать «высоким» и достаточным для защиты. «В большинстве стран, где есть полный доступ к вакцинам, сейчас действительно сертификаты ограничены шестью месяцами,— говорит эпидемиолог, директор Института междисциплинарных медицинских исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге Антон Барчук.— Но, думаю, в течение ближайшего времени этот срок будет уточняться и, возможно, наоборот удлиняться. Возможно, комбинация вакцинации и болезни или вакцинации и ревакцинации будет давать защиту на более длительный срок».
Вопрос о том, будет ли как-либо решен вопрос о подтверждении иммунного статуса людей, болевших «неофициально», например, через анализ уровня антител в крови, законопроектом никак не трактуется. Теоретически законопроект не запрещает Минздраву без принятия каких-либо дополнительных законодательных регуляций «легализовать» через сдачу соответствующих анализов эту категорию лиц — тем более что ужесточение контроля за лабораториями, проводящими ПЦР-тестирование (обычно они же занимаются и антиген-тестами, и проверкой уровня антител), в планах Белого дома, а законопроект правительства предполагает обязательную передачу данных о ПЦР-тестах в госинформсистему в течение 24 часов. Это, отметим, сократит возможность «независимого» тестирования без передачи информации о положительном тесте государству — сейчас это практикуется для избежания обязательных карантинных мер, эти возможности к началу 2022 года, видимо, существенно сократятся. Вероятно, правительство не будет склонно решать этот вопрос до февраля, поскольку неопределенность в этом вопросе явно будет увеличивать темпы вакцинации — а отсутствие заявлений на этот счет само по себе не провоцирует вспышек недовольства.
Также законопроектом Белого дома предусмотрен отдельный порядок допуска на мероприятия и объекты военнослужащих, приравненных к ним лиц, и иностранных граждан, привитых незарегистрированными в РФ вакцинами. Если в случае с военнослужащими и другими «силовиками» причины исключения их из общей системы неочевидны (возможно, речь идет об угрозах, связанных с раскрытием служебной и военной тайны при включении их в общий реестр — или, по крайней мере, мотивировках со стороны Минобороны, ФСБ и других ведомств на этом основании), то в случае с иностранными гражданами речь идет о решении их проблем в том числе с организацией турпоездок в РФ — сейчас они решаются (а часто не решаются) только на уровне отдельных регионов. Создание единой системы сертификатов, видимо, к 1 февраля 2022 года должно частично решить проблемы и относительно малочисленных, но существующих граждан РФ, вакцинированных за пределами России,— в случае, если такие вакцины будут признаны в российской юрисдикции, появляется возможность получения ими сертификата образца Минздрава, если этого не произойдет, нет технической сложности в уравнивании их статуса со статусом иностранцев.
Впрочем, пока готовность правительства решить абсолютно все вопросы, связанные с новой системой сертификатов, неочевидна. Судя по тому, что любая критика вновь вводимых практик правительством воспринимается крайне болезненно, в ноябре-декабре 2021 года «переходный период» будет использоваться именно для выявления и решения проблем со специальными случаями и категориями граждан. Так, «транспортный» законопроект Белого дома позволяет правительству вводить специальные категории граждан, для которых порядок перелетов и поездок будет иным, чем для основной части населения. В любом случае, до 1 февраля 2022 года полностью легализованный ПЦР-тест и QR-код на его основании является универсальным ответом на любые затруднения — и в этом смысле порядки в регионе РФ, вводящем ограничения, будут совпадать с любой страной ЕС. После 1 февраля ситуация станет для избегающих вакцинации или по крайней мере не имеющих иммунитета существенно сложнее.
Отдел общества, отдел экономики