[«Идёт охота на волков, идёт охота»] QRайние меры: коды на транспорте превратят жизнь в утопию. Требуются «охотники за головами» не(ре)вакцинированных: азарт и инстинкт поощряются
источник: dpru.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru
Политолог и журналист Андрей Перла высказался о «ерундовых» последствиях тотальных проверок QR-кодов. После того как соответствующий закон утвердят, человек не сможет зайти почти никуда, кроме аптеки, без нужного кода. «В чём видится то ли утончённое издевательство, то ли горькая ирония», — заметил эксперт.
Политконсультант, политический обозреватель Царьграда Андрей Перла в своём Telegram-канале «Умный еврей при губернаторе» высказался об обсуждаемом законопроекте — по поводу введения системы QR-кодов. Перла считает, что это означает лишь одно — «от добровольной вакцинации не осталось даже и декларации».
Если Госдума утвердит новый закон, то практически никуда в России нельзя будет попасть без заветного QR-кода.
«Без QR-кода, свидетельствующего о прививке от коронавируса, гражданин страны не сможет ни лететь на самолёте, ни поехать на поезде, ни зайти с улицы хоть куда-нибудь, кроме аптеки (в чём видится то ли утончённое издевательство, то ли горькая ирония) и продовольственного магазина. Выбор, таким образом, сохраняется, морить „антиваксеров“ голодом не будут», — подчеркнул Перла.
При этом возникает вопрос, где людям взять денег на аптеку, если, чтобы добраться до работы, также будет нужен код.
Эксперт обратил внимание на возможные «ерундовые» последствия. Например, «социальная напряжённость, возможные акции протеста, радостная поддержка этого протеста с Запада…».
Напомним, на рассмотрение нижней палаты парламента были внесены законопроекты об использовании QR-кодов на транспорте, в ресторанах, непродовольственных магазинах и иных объектах. Однако в ряде случаев код представлять гражданам не потребуется. Так, ничего не нужно будет предъявлять при посещении аптек, продуктовых магазинов и организаций, торгующих товарами первой необходимости.
Отметим, что чиновники предлагают ввести систему QR-кодов с 1 февраля 2022 года. Срок действия новой системы — до 1 июня 2022 года. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, к лету будущего года эпидситуация может стабилизироваться.
Пандемия коронавируса, 11 ноя, 17:33 71 986
«Без QR-кода жизни нет»: готов ли бизнес к долгосрочным ограничениям
Власти готовятся внести законопроект об обязательных QR-кодах, подтверждающих иммунитет к COVID-19, при посещении общественных мест, магазинов и в поездках. РБК опросил бизнес о готовности к долгосрочной работе с QR-кодами
Совладелец компании Hoff Михаил Кучмент отметил, что в большинстве городов присутствия сети уже введены QR-коды, что привело к падению потребительского трафика на 50%. «По мере роста темпов вакцинации эта ситуация должна улучшаться, но мы пока не замечаем этого — например, в Татарстане, который одним из первых ввел эту меру, улучшений нет», — рассказывает Кучмент. Повсеместное введение проверки QR-кодов и дальше будет неблагоприятно сказываться на работе магазинов, уверен бизнесмен.
Председатель Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) Владимир Зубицкий считает, что для концертной индустрии введение системы QR-кодов — «это очень здорово»: «У нас будет четкое понимание: непривитый не идет никуда, а привитый идет везде. Мы за COVID-free, как и многие в нашей индустрии. Хоть как-то решится ситуация с концертами. Сейчас то можно, то нельзя, то 500 человек, то тысяча — нет никаких правил. Здесь же будет все совершенно понятно. Во многих странах уже это сделали. В США, например, проходят даже стадионные COVID-free-концерты, и это не обсуждается».
Бизнес-омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства Анастасия Татулова назвала текущую ситуацию с QR-кодами «бессмысленным издевательством над бизнесом». По ее словам, ни в одном регионе это не дало результата — «нет ни роста привитых, ни снижения заболеваемости». С точки зрения бизнес-омбудсмена, фитнес, рестораны, кинотеатры и непродовольственные магазины не являются эффективным средством давления: «При развитой доставке, при открытых кулинарных полках в магазинах, при работающем McDonald’s все это убивает умудрившийся выжить за эти полтора года российский ресторанный бизнес в регионах». Введение QR-кодов по отдельным отраслям в таком виде, как сейчас, «гарантированно убьет бизнес», считает Татулова, указывая, что адекватных ситуации и потерям мер поддержки «так и не родилось»: «В рестораны люди не ходят поодиночке, они ходят компанией. Если у одного из компании нет кода — не идут все. Идут домой, покупают еду и спиртное или заказывают доставку и сидят дома. Либо необходимо вводить везде — от транспорта, такси, метро, автобусов, поездов и самолетов на внутренних и внешних рейсах, либо нигде».
Представитель Inventive Retail Group (развивает сети re: Store, Samsung, Nike, Lego и другие) Людмила Семушина заявила, что трафик уже падает в регионах, где введены меры контроля документально подтвержденного иммунитета. Но, по ее словам, компания уже подстроилась к работе с такими ограничениями и на операционной деятельности магазинов они не скажутся.
Пресс-секретарь Utair Наталья Мелехова заявила, что перевозчик прорабатывает различные сценарии и форматы контроля QR-кодов, в первую очередь чтобы для пассажиров это было максимально удобно и без значительного увеличения времени на обслуживание.
Управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский считает, что при условии дальнейшего введения системы QR-кодов посещаемость торговых центров и их выручка могут упасть до 50% от текущих уровней (если в регионе ранее не было входа в ТЦ по кодам): «Стоит отметить, что при необходимости сохранения системы QR-кодов на длительное время господдержка отрасли становится крайне важной. Необходимо дать ТЦ возможность и время подготовиться, подходить взвешенно, первые недели не штрафовать за нарушения и корректировать положения, регулирующие доступ по кодам».
Гендиректор объединенной сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васясин, отвечая на вопрос о готовности кинотеатров проверять QR-коды, сообщил: «Если будет разработано соответствующее ПО, конечно, мы готовы». «Сейчас же проходит проверка в тех регионах, где уже введены QR. Практика показывает, что это снижает [поток посетителей] на 50–70%, — поясняет собеседник РБК. — Повторюсь еще раз: если мы хотим ускорить вакцинацию, то QR необходимо вводить на социально значимых объектах, а не развлекаться на кинотеатрах, музеях и фитнес-клубах». «Заведение в банкротство» кинотеатров, фитнес-клубов за счет введения QR — это не вариант решения проблемы, резюмировал Васясин.
Олег Подгорный, гендиректор ГК «Шоколадница», рассказал, что готовиться к введению QR-кодов его сети «особо не надо, все просто». «Активность гостей снизится. Фактически ограничивают работу опять тех же отраслей, что и все предыдущие два года. И эти ограничения не меняют общую ситуацию. Наше мнение — или коды для всех без исключения отраслей, включая общественный транспорт, или это бессмысленно и только в очередной раз ударит по ограниченному кругу отраслей», — говорит он.
Основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров: «Ресторанная отрасль держится, можно сказать, из последних сил, и если QR-коды на федеральном уровне будут введены без мер поддержки, это будет конец бизнесу. Может быть, надо сразу создавать сети общественных столовых и переходить к плановому обслуживанию населения, забыв, что есть рестораны. В классическом виде отрасль общественного питания без мер поддержки просто перестанет существовать. Оборот упадет как минимум в два раза, а ни один бизнес такого снижения не выдерживает».
Владимир Скурихин, гендиректор «МегаФон Ритейл», сообщил, что сеть готова к «работе в новых условиях». «Тем не менее считаем, что введение обязательных QR-кодов в магазинах повлечет за собой дополнительные потери для ретейлеров», — добавил собеседник РБК.
«Если мы делаем выбор между локдаунами и QR-кодами, во втором случае можно хоть как-то работать, а не платить просто так зарплаты, аренду, налоги», — заявил президент Baon Илья Ярошенко. «Трафик в рознице однозначно упадет, и компания понесет дополнительные расходы. Но главное, что при принятии этой системы возникает много вопросов, которые не будут разъяснены и упадут на плечи ретейлеров. Например, при упавшем трафике нам никто не сократит аренду, никто не компенсирует расходы на оборудование для считывания. Ни для кого не секрет, что сейчас много поддельных QR-кодов, на чьей стороне будет ответственность за них?» — говорит Ярошенко. По его словам, в офлайн-рознице дополнительные меры приведут к убыткам и компании остается только еще больше развивать интернет-торговлю, так как все равно потребителям необходимо покупать одежду.
В тех регионах, где общепит уже вынужден работать с QR-кодами, выручка заведений падает на 60–80%, говорит основатель Hurma Group of Companies Дмитрий Левицкий. Рестораторы работают в ожидании, что ограничения вскоре отменят, но если требование об обязательных QR-кодах распространят на федеральном уровне и продлят его до следующего лета, то это убьет ресторанную отрасль, считает Левицкий. Ситуация, по его словам, будет зависеть от действий властей: если без QR-кодов нет только ресторанов и развлечений, то многие не пойдут делать прививки, но если начнут «дожимать» другие важные объекты — продовольственные магазины, школы, аптеки, институты, то люди действительно пойдут прививаться, понимая, что «без QR-кода жизни нет».
Глава департамента коммерческой недвижимости группы компаний «Ташир» Виктория Шахназарян пояснила, что технически торговые центры уже готовы к введению QR-кодов и в некоторых регионах (в Твери, Нижнем Новгороде, Туле) на объектах группы уже введено обязательное предъявление QR-кодов при входе для посетителей. «По опыту наших торговых центров в регионах, где уже ввели доступ по QR-кодам, трафик вначале снизился на 60–70%, но по мере увеличения уровня вакцинации населения сокращение составило около 30–35%, — указывает она. — Учитывая, что уровень вакцинации населения в Москве и многих других регионах превысил 60%, в случае введения аналогичных мер по всей стране стоит ожидать аналогичного сокращения трафика».
Допуск посетителей по QR-кодам был введен на музейных площадках ВДНХ 28 октября и действует до сих пор, напоминает Александр Жестков, руководитель пресс-службы ВДНХ: «Технически проверка кодов осуществляется сотрудниками с помощью специальных считывателей. Также возможно использование нашими работниками смартфонов. В целом гости отнеслись к введению QR-кодов с пониманием — как к вынужденной мере. Многие сами сразу предъявляют код, еще до того, как сотрудники их спрашивают». По его словам, введение кодов серьезно не отразилось на числе посетителей, скорее можно говорить о том, что в последнее время в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки многие горожане стараются избегать общественных мест.
Начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея Мария Лемигова рассказала, что технический партнер музея — Samsung — оперативно предоставил ему необходимое количество смартфонов для сканирования QR-кодов на безвозмездной основе: «Непосредственно проверку QR-кодов осуществляют сотрудники службы безопасности музея, мы не увеличивали штат. У посетителей новая система не вызывает бурных негативных реакций. За все время у нас не было конфликтных ситуаций на этой почве». По ее словам, после режима нерабочих дней город вернулся «к своей привычной жизни, культурного досуга стало больше»: «Но я бы не говорила о каких-то показателях, потому что в ситуации, в которой ежедневно умирают сотни человек, некорректно говорить о росте или падении посещаемости. Сейчас основная задача — сбить волну COVID-19. Для нас важно, чтобы музеи не закрывались. Пусть с ограничениями, пусть с проверками, но это лучше полного закрытия».
Управляющий директор Malltech Lab (подразделение компании Malltech, которая управляет торговыми центрами в Петербурге, Перми, Новосибирске и других городах) Кирилл Степанов заявил, что группа технически готова к тому, что вход гостей в ТРЦ будет осуществляться после проверки QR-кодов: «При этом, чтобы иметь возможность соблюдать вводимые ограничения, нам приходится нести дополнительные расходы: мы увеличиваем штат сотрудников охраны, закупаем технику». По его оценке, введение ограничений, безусловно, приведет к снижению трафика: «По опыту ТРЦ «Планета» в Уфе, где вход по QR-кодам введен с 12 октября, посещаемость может упасть до 50% в первые дни после начала действия ограничительных мер». Однако он указывает на то, что QR-коды применяются во многих странах и эта практика, судя по мировому опыту, является эффективной: «Но чтобы добиться этого высокого уровня эффективности, ограничения должны распространяться не только на ресторанный бизнес и торговлю, но и на общественный транспорт — одно из основных мест скопления [людей]».
РЖД, «безусловно, выполнят все новые требования транспортного законодательства, конкретные детали прорабатываются и будут определяться положениями законодательства», заявила РБК представитель железнодорожной монополии Екатерина Герасимова, отметив, что подобные меры приняты полгода назад в ряде зарубежных стран — во Франции, Турции, ОАЭ и т.д.: «Там также невозможно приобрести проездной билет без документов, подтверждающих прохождение вакцинации от COVID-19, или без отрицательного ПЦР-теста».
Представитель «Аэрофлота» Михаил Демин говорит, что если закон будет принят, то «нововведение, связанное с проверкой дополнительных документов, будет реализовано, «Аэрофлот» технологически к этому готов». «Мы предварительно прорабатывали подобные варианты. Обеспечение новых нормативов законодательства технологически реализуемо, внедрение займет какое-то время, но это достаточно короткие сроки», — отметил он, добавив, что оценить влияние ограничений на пассажиропоток можно будет после решения регулятора.
В «Уральских авиалиниях» назвали новые требования закона выполнимыми, сказав, что их внедрение не представляет больших трудностей «ни по срокам, ни по технологии».
В пресс-службе сети кинотеатров «Люксор» отметили, что повсеместное введение QR-кодов ускорит процесс их получения и привыкания к ним со стороны людей. Однако если Москва и Санкт-Петербург к новым условиям приспособлены, то в регионах ситуация сложнее. «Если при условии наличия QR-кода нам вернут 100-процентную заполняемость зала, это плюс для нашей работы, — заявили в «Люксоре». — Вместе с тем все равно остается процент противников QR-кодов, и это в целом сокращает объем рынка». В «Люксоре» добавили, что получают от посетителей много нестандартных вопросов относительно новых условий посещения кинотеатров, но технически сейчас не возникает сложностей с проверкой кодов.
Авторы
Елена Сухорукова,
Евгения Стогова,
Надежда Федорова,
Артём Кореняко,
Анна Левинская,
Тимофей Корнев
Пандемия коронавируса, 11 ноя, 16:07
В НИИ Роспотребнадзора объяснили отказ от приравнивания ПЦР к QR-коду
Эпидемиологи Роспотребнадзора заявили о необходимости предложенного властями законопроекта о QR-кодах и объяснили, почему это не коснется общественного транспорта
Правительство разработало два законопроекта, которые определят порядок введения в России QR-кодов, подтверждающих иммунитет к коронавирусной инфекции, при посещении общественных мест, поездках на поездах и перелетах на самолетах, говорили источники РБК и подтверждал федеральный оперштаб. По словам источника РБК, до 1 февраля вместо QR-кодов можно будет предъявлять свежий отрицательный ПЦР-тест. Почему власти предлагают прописать в законопроекте именно такой порядок, РБК пояснили представители профильных НИИ Роспотребнадзора.
«Это необходимо, чтобы снизить риск инфицирования, а вместе с этим риск тяжелого течения и смерти для тех, кто имеет отрицательный результат ПЦР-теста, но не имеет иммунитета. Сейчас уже прошло достаточно времени, чтобы те, кто имел временные медотводы, смогли вакцинироваться», — заявила РБК замдиректора Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии имени Г.Н.Габричевского Татьяна Руженцова.
Заместитель директора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора профессор Наталья Пшеничная также объясняет это решение введением сертификатов о вакцинации нового образца. «Если у человека есть противопоказания, если он не вакцинирован по каким-то медицинским показаниям, то это будет указано в сертификате. Кроме того, время до 1 февраля дает еще гражданам какой-то срок для того, чтобы мобилизоваться, сделать вакцинацию и получить сертификат», — говорит она. По мнению эпидемиолога, к февралю Россия может выйти на уровень достижения коллективного иммунитета в 80% с учетом возросших темпов вакцинации.
Специалисты также объяснили отказ от введения на федеральном уровне QR-кодов в общественном транспорте, законопроект коснется только межрегиональных и международных перевозок. Введение посещения учреждений сферы услуг, крупных торговых центров, предприятий по QR-кодам снизит и число тех, кто пользуется общественным транспортом для проезда к ним, отмечает Руженцова.
«Что касается общественного транспорта, то, конечно, здорово бы ввести и там, но очень трудно QR-коды быстро проверить, особенно в условиях мегаполиса. Почему не всегда срабатывают QR-коды? Их нужно действительно проверять. Я сталкивалась с такой ситуацией, когда спрашивают: «У вас есть QR-код?» Отвечают: «Есть». И никто этот код не сканирует. Может, у меня там QR-код от одежды или скомпилирован на компьютере. Надо действительно их по-настоящему проверять, и те, кто проверяет, они должны понимать, как отличить настоящий QR-код от подделки. Это надо действительно по-настоящему проверять, это можно организовать в кафе и ресторанах, где нет скопления народа, как в общественном транспорте. Человек, когда садится на самолет и поезд, он тоже предъявляет паспорт. И почему бы не сверить паспорт с QR-кодом и проверить этот QR-код на достоверность?» — говорит Пшеничная.
Эпидемиолог называет введение QR-кодов для посещения общественных мест жизненно необходимым. Она объясняет на примере обслуживания в самолете: пассажиры летят в масках, но во время раздачи еды все снимают их и, если среди пассажиров есть переносчик вируса в инкубационном периоде или даже бессимптомный, то риск распространения инфекции увеличивается.
«Если сейчас пассажиры будут садиться в самолет только по QR-кодам, то, конечно, это на 100% не гарантирует нераспространения инфекции, но значительно снижает риски. То же самое поезда — также процесс принятия пищи, мы же не будем спать в маске в поезде дальнего следования. Поэтому, конечно, если буду ехать в купе и буду знать, что рядом пассажир вакцинирован, то я буду спать спокойно в этом купе. Вакцинированные, даже если болеют, то легче, и вирус распространят значительно меньше, потому что выделение вируса от заболевших, которые провакцинированные, идет более короткий промежуток времени и меньшее количество вируса выделяется из дыхательных путей», — говорит Пшеничная.
Автор
Кирилл Сироткин
Пандемия коронавируса, 11 ноя, 13:37
Гинцбург счел великолепной идею ввести QR-коды в транспорте и кафе
На фоне ухудшения ситуации с пандемией власти внесут проект закона о введении QR-кодов в общественных местах, международном и междугородном транспорте.
Директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф.Гамалеи Александр Гинцбург поддержал идею правительства ввести QR-коды на транспорте и в общественных местах.
«Эта мера эффективна, доказательства этому мы видели летом на примере Москвы, когда после введения QR-кодов началась массовая вакцинация. Если коды будут введены на законодательном уровне, это будет великолепно», — сказал он РБК.
По словам Гинцбурга, такая мера положительно скажется на подавлении циркуляции существующего дельта-штамма коронавируса и позволит не допустить распространение новых.
Эксперт также указал на необходимость бороться с сайтами по продаже фальшивых сертификатов — как с помощью блокировки, так и на законодательном уровне, путем введения административной или уголовной ответственности в отношении их создателей.
Ранее РБК со ссылкой на источник, участвовавший в подготовке документов, и источник в аппарате правительства сообщал, что правительство разработало два законопроекта, определяющих порядок введения QR-кодов при посещении общественных мест и пользовании транспортом.
Один из источников рассказал, что первый законопроект предусматривает поправки в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые будут действовать до июня 2022 года как экстренная мера.
При этом решения о QR-кодах и деталях их использования будут принимать главы регионов с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации.
По словам источника, до 1 февраля вместо QR-кодов можно будет предъявлять отрицательный ПЦР-тест, однако затем такая возможность останется только у получивших медотвод. Законопроект также обяжет медицинские лаборатории передавать результаты ПЦР-тестов на портал госуслуг в течение суток.
Работу общественного транспорта, аптек, продуктовых магазинов и магазинов с товарами первой необходимости законопроект не затронет, добавил собеседник РБК.
Министерство образования и науки ранее сообщило, что поддержит университеты, если те решат вводить QR-коды для посещения занятий. В ведомстве напомнили, что в соответствии с приказом от 2 ноября вузы могут продолжить обучение как в удаленном формате с применением дистанционных технологий, так и очно. Члены Совета ректоров московских и подмосковных вузов 3 ноября решили в экспериментальном формате ввести QR-коды для организации очного обучения студентов.
Егор Губернаторов, Виктория Тютина
текущая задача — развалить транспорт вслед за образованием и здравоохранением.
далее будет развал продовальственной торговли...
задачу развала мелкого и среднего бизнеса можно считать уже почти решённой.
Не «транспорт», бери выше: всю логистику, любое передвижение, как в Великобритании, США и Европе.
А если — до кучи — и связь положить удастся, то задача будет решена и в основном, и полностью, и окончательно: общество будет автоматизировано, контакты, отношения и взаимодействия будут прерваны и внешнее управление станет доступным, как, например, на Украине.
Энергетика, как источник движения и развития, станет «вишенкой на торте».
QR код? ага… я вакцинировался в конце июля, QR кода до сих пор нет. И в госуслугах даже претензию не составить — там требуется название мед организации, которая проводила прививку — а у меня был мобильный пункт. Иди лови счас его.
Я смотрел — у нас в городе не пускают в торговые комплексы и промтоварные магазины. В них и так было немного народу, продавцы скучают, а счас вообще никого нет.
Если бы QR код выдавали хотя бы сразу на прививке...