Член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Игорь Ашманов рассказал «Ведомостям», что в России может быть создан реестр токсичной информации. Эта идея уже обсуждалась с главой СПЧ Валерием Фадеевым, а теперь ее представят Владимиру Путину в ходе очередной встречи правозащитников с президентом.
«Идея проекта появилась в ходе работы автономной некоммерческой организации «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» по поиску в интернете запрещенного контента о «скулшутерах» и «суицидниках». Есть огромная серая зона, которая служит вовлечению людей в запрещенную деятельность. Создание реестра токсичного контента — это способ что-то сделать с этой серой зоной, с контентом, который не будет запрещен в ближайшее время», — сказал Ашманов.
В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
- Запрещенный контент начнут искать с помощью искусственного интеллекта
- Facebook удалил запрещенный в России контент
К такому виду информации предлагается приравнять контент о насилии, опасности прививок, радикальном феминизме, отказе от рождения детей, поощрении ЛГБТ и зоофилии. Его планируется блокировать, зачищать, понижать в рейтингах и убирать с платформ.
Ашманов считает необходимым маркировать контент по степени токсичности — от запрещенного до нежелательного. Данные в каталоге будут распределены по темам с обоснованием нежелательности категории. Также там будут приведены ссылки на существующие сайты, группы в сети, скриншоты. Социальные сети, мессенджеры и СМИ смогут подключиться к реестру через технологические разъемы, а также получить рекомендации по использованию реестра, указано в презентации.
Реестр предлагается вести «открытым сообществом», и определять категории контента в процессе «открытого общественного обсуждения».
Предложение ограничить контент в интернете через общественность — это «интеллектуальная нечестность», полагает адвокат, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. «Очевидно, что если это инкорпорировать сразу на законодательном уровне, то даже те, кому сама эта идея кажется допустимой, поймут, что это существенное поражение в правах всего населения», — отмечает юрист. Описанные «токсичные группы» она назвала «случайной выборкой отдельных тематик».