Недопустимо навязывать неолиберальные подходы, по которым в ОБСЕ нет консенсуса, в т.ч. наделять особыми правами отдельные группы граждан, такие как ЛГБТИ, правозащитники и блогеры - С.В.Лавров

отметили
20
человек
в архиве

О предстоящем участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании СМИД ОБСЕ — Новости

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ

2-3 декабря в Стокгольме пройдет очередное, 28-е заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, в котором примет участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В иерархии руководящих органов ОБСЕ СМИД занимает второе место после саммита и созывается в те годы, когда встречи на высшем уровне не проводятся (последний на данный момент саммит состоялся в Астане в 2010 г.). Он рассматривает ход выполнения ранее принятых решений и определяет задачи на среднесрочную перспективу. СМИД также служит площадкой для политического диалога государств-участников. Решения, принимаемые в ОБСЕ, не имеют юридической силы и носят характер политических обязательств.

Заседания СМИД, как правило, проходят в стране, которая председательствует в Организации в текущем году. В 2021 году эти функции выполняет Швеция. В 2022 году председательство перейдет к Польше (в 2023 г. – к Северной Македонии). Вместе прошлое, действующее и будущее председательства образуют «тройку» ОБСЕ.

Идет работа над проектами министерских документов, которых выдвинуто более 20. При согласовании текстов наши эксперты руководствуются требованиями российского законодательства, международно-правовыми обязательствами и национальными интересами России.

Наш практический вклад в СМИД – проект «Декларации по борьбе с использованием интернета в террористических целях». Тема актуальная и объединительная, в т.ч. с учетом того, что террористы стали активнее использовать сеть Интернет во время пандемии коронавируса.

«На полях» СМИД в Стокгольме планируется насыщенная программа двусторонних переговоров С.В.Лаврова с министрами иностранных дел государств-участников, руководством ОБСЕ и других международных организаций. Перед началом СМИД намечена традиционная встреча министров иностранных дел стран ОДКБ.

Россия выступает за укрепление авторитета ОБСЕ как площадки для равноправного диалога и сотрудничества государств-участников, добивается повышения ее роли в международных делах. Исходим из того, что общей стратегической целью государств-участников остается выполнение поручения саммита Организации в Астане 2010 года о формировании сообщества равной, всеобъемлющей и неделимой безопасности, а текущей задачей – восстановление доверия.

В военно-политическом измерении ОБСЕ продолжаем участвовать в «структурированном диалоге» по вызовам и рискам безопасности (процесс инициирован решением СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 г., запущен с начала 2017 г.). Считаем, что он должен фокусироваться на вопросах деэскалации военно-политической напряженности в Евроатлантике и предотвращения опасных инцидентов. Большое значение имеют профессиональные контакты между военными в рамках этого формата. Выступаем против политизации «диалога» и его размывания конфронтационными темами наподобие «гибридных угроз».

В условиях продолжения курса НАТО на «сдерживание» России не видим смысла в разговоре о модернизации Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности.

Выступаем за повышение профиля ОБСЕ в борьбе с транснациональными угрозами – терроризмом, наркотрафиком, оргпреступностью, вызовами в киберпространстве, незаконной миграцией. С 2007 г. в России на базе учебных центров МВД России в Воронеже, Домодедово, Красноярске, Ростове и Санкт-Петербурге при содействии ОБСЕ проводятся курсы по обучению наркополицейских из Афганистана, Сербии, Туркменистана и Узбекистана (из-за пандемии перенесены или переведены в онлайн-формат). Они будут возобновлены в очном формате по мере нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки. Эксперты МВД и Погранслужбы ФСБ России оказывают содействие в подготовке кадров на базе Академии ОБСЕ в Бишкеке и Погранколледжа ОБСЕ в Душанбе.

Одной из тем повестки дня СМИД станет развитие ситуации в Афганистане (с 2003 г. имеет статус азиатского партнера ОБСЕ по сотрудничеству), а также возросшие после ухода из страны США и их союзников угрозы терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, неконтролируемого потока мигрантов. Будет рассмотрена возможная роль ОБСЕ в содействии центральноазиатским государствам-участникам, испытывающим последствия афганского кризиса.

Считаем, что в экономико-экологической «корзине» ОБСЕ значительный объединительный потенциал заложен в работе по укреплению экономической взаимосвязанности и сопряжению интеграционных процессов. Шведское председательство сфокусировало внимание на рассмотрении вопроса о повышении участия женщин в экономической деятельности. В 2022 году главной темой Экономфорума ОБСЕ станет преодоление социально-экономических последствий пандемии коронавируса.

В гуманитарном измерении ОБСЕ необходимо снижать градус обвинительной риторики, выправлять тематические и географические перекосы, не допускать применения «двойных стандартов» и волюнтаризма со стороны специализированных институтов Организации, особенно Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое под надуманным предлогом отказалось от наблюдения за сентябрьскими выборами в Госдуму. К приоритетам России относим традиционные ценности, обеспечение социальных и экономических прав, защиту прав нацменьшинств и детей, борьбу с неонацизмом и фальсификацией истории. Требуется повышенное внимание к языковым, образовательным и религиозным правам граждан, особенно в свете политики властей Украины и стран Прибалтики. Недопустимо навязывать неолиберальные подходы, по которым в ОБСЕ нет консенсуса, в т.ч. наделять особыми правами отдельные группы граждан, такие как ЛГБТИ, правозащитники и блогеры.

Настаиваем на скорейшем выполнении поручения СМИД ОБСЕ в Базеле 2014 г. о разработке двух отдельных деклараций по защите христиан и мусульман. Непонятна позиция некоторых стран, которые этому препятствуют.

Вызывают тревогу попытки «зачистить» от инакомыслия информационное пространство в регионе ОБСЕ и сегрегировать СМИ по принципу их лояльности и соответствия западным ценностным и политическим установкам. Указываем на эту опасную тенденцию Представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Т.Рибейру.

Поддерживаем усилия ОБСЕ по содействию урегулированию региональных конфликтов, прежде всего, на востоке Украины. Безальтернативной основой разрешения внутриукраинского кризиса остается минский «Комплекс мер». Призываем ОБСЕ содействовать прямому диалогу между сторонами конфликта – Киевом, Донецком и Луганском – в Контактной группе.

Внимательно следим за работой Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Продолжим направлять в ее состав российских наблюдателей (сейчас – 27). СММ призвана объективно и в равной степени следить за ситуацией в Донбассе по обе стороны линии соприкосновения, а также поддерживать соблюдение прав человека и нацменьшинств на всей территории Украины. Работа Миссии особенно важна на фоне продолжающегося разгула там агрессивного национализма, насильственной украинизации и нарушения языковых и образовательных прав граждан, прежде всего русскоязычных.

ОБСЕ играет полезную роль в содействии приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию, является одним из сопредседателей Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Считаем, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться мирными политико-дипломатическими методами, в рамках устоявшихся форматов, при непосредственном участии и учете интересов сторон конфликта.

ОБСЕ следует уделять больше внимания Балканам, где ситуация остается весьма непростой. Миссии и институты Организации должны работать в рамках своих мандатов, а не заниматься обслуживанием задач встраивания стран региона в евроатлантические структуры. Неприемлемы попытки приглашать Косово в качестве «государства» к участию в мероприятиях ОБСЕ. Наша позиция по Косово остается неизменной и опирается на международно-правовые рамки, зафиксированные резолюцией 1244 СБ ООН. Косовская проблема может быть урегулирована только мирным путем, на основе диалога Белграда и Приштины.

Продолжаем усилия по реформе ОБСЕ. Выступаем за повышение прозрачности и отдачи от работы ее Секретариата, институтов и полевых присутствий, усовершенствование методологии наблюдения за выборами, оптимизацию программы мероприятий и подготовки СМИД, балансировку трех «корзин», улучшение бюджетного процесса.

Убеждены, что работа институтов ОБСЕ (БДИПЧ, ВКНМ, Представителя по свободе СМИ) должна быть деполитизирована. Неприемлемы попытки закрепить их «автономность». Институты являются исполнительными структурами и не могут самостоятельно расставлять приоритеты в своей работе.

Добавил waplaw waplaw 1 Декабря 2021
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать