Совместное заявление по итогам XXI российско-индийского саммита «Россия – Индия: партнёрство во имя мира, прогресса и процветания»

отметили
21
человек
в архиве
6 декабря 2021 года

1. Президент Российской Федерации В.В.Путин по приглашению Премьер-министра Республики Индии Н.Моди 6 декабря 2021 года. посетил г.Нью-Дели с рабочим визитом и принял участие в XXI ежегодном Российско-Индийском саммите.

2. Прошедшие пять десятилетий действия Договора о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 года и два десятилетия действия Декларации о стратегическом партнерстве символизируют давние, проверенные временем российско-индийские отношения, которые характеризуются взаимным доверием, уважением к основным национальным интересам и схожестью позиций по различным международным и региональным вопросам.

3. Стороны подтвердили свою приверженность особо привилегированному стратегическому партнерству и подчеркнули, что эти важные отношения между Россией и Индией как крупными державами с общей ответственностью продолжают оставаться опорой глобального мира и стабильности.

4. Стороны положительно оценили многогранные российско-индийские отношения, которые охватывают различные области сотрудничества, включая политику и стратегическое планирование, экономику, энергетику, военную сферу и безопасность, науку и технологии, культуру и гуманитарное взаимодействие. Они отметили, что в то время как традиционные области сотрудничества продолжают укрепляться, новые факторы роста привели к диверсификации и расширению двустороннего сотрудничества.

5. Лидеры двух стран высоко оценили устойчивую динамику укрепления двусторонних отношений, несмотря на негативные последствия продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Они признали, что ежегодный саммит не мог быть проведен в 2020 году из-за пандемии. Стороны с удовлетворением отметили интенсификацию контактов на всех уровнях: после предыдущего саммита состоялись шесть телефонных разговоров двух лидеров, визиты в Россию индийских Министра иностранных дел, Министра обороны, Министра нефти и природного газа и Министра стали, визиты в Индию российских Министра иностранных дел и Секретаря Совета Безопасности, межмидовские консультации, Российско-Индийский Стратегический экономический диалог (РИСЭД), переговоры по тематике ООН, Арктики, политического планирования и другие важные события.

6. Стороны приветствовали проведение заседаний Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военному и военно-техническому сотрудничеству и первого диалога министров иностранных дел и министров обороны Российской Федерации и Республики Индии в формате «два плюс два», прошедших в г.Нью-Дели 6 декабря 2021 года. Лидеры двух государств подчеркнули важность ежегодных встреч в таком формате для обмена мнениями по вопросам политики и безопасности на глобальном и региональном уровнях.

7. Оба лидера отметили продолжающееся взаимодействие между парламентами двух стран и подчеркнули важность регулярных заседаний Межпарламентской комиссии как важной части механизма российско-индийских отношений.

8. Лидеры двух государств подтвердили большое значение диалога по двусторонним и региональным вопросам безопасности на уровне Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и Советника Премьер-министра по национальной безопасности Республики Индии, приветствовали регулярное взаимодействие между ними. Этот формат способствовал улучшению стратегического понимания и координации между двумя странами.

Сотрудничество в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

9. Стороны обменялись мнениями о ситуации с пандемией COVID-19 и высоко оценили продолжающееся двустороннее сотрудничество в борьбе с этой инфекцией, уделив особое внимание российской вакцине «Спутник V».

10. Оба лидера от лица народов двух стран выразили благодарность России и Индии за своевременную взаимную помощь во время пандемии COVID-19. Поставки из Индии в Россию важнейших лекарств, включая парацетамол, гидроксихлорохин и некоторые антибиотики, в ходе первой волны заболеваемости в России и предоставление Россией Индии аппаратов искусственной вентиляции легких, концентраторов кислорода и другого критически важного оборудования во время второй волны заболеваемости в Индии стали важным гуманитарным шагом, который приветствовали обе стороны.

11. Стороны выразили уверенность в том, что скорейшее взаимное признание сертификатов о вакцинации от новой коронавирусной инфекции будет способствовать росту взаимных поездок граждан двух стран, и договорились ускорить выполнение формальностей в этом отношении.

12. Стороны положительно оценили принятые компетентными органами меры по эвакуации граждан и транспортировке критически важного оборудования и медикаментов. Они отметили, что договоренность о возобновлении взаимного воздушного сообщения на том этапе удовлетворила потребности в поездках граждан двух стран. Стороны согласились рассмотреть вопрос о восстановлении прямых пассажирских и грузовых рейсов до уровня, предшествовавшего пандемии.

Экономическое сотрудничество

13. Стороны отметили положительную динамику двусторонней торговли, которая, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, в первой половине 2021 года показала рост примерно на 38 процентов по сравнению с тем же периодом 2020 года. Они положительно оценили общий рост двусторонней торговли в 2019 – 2020 годах по сравнению с предыдущим годом.

14. Стороны отметили, что существенный объем двусторонней торговли не соответствует потенциалу стратегического партнерства России и Индии. Лидеры двух стран подчеркнули необходимость активизации усилий по наращиванию взаимной торговли для достижения целевого показателя в размере 30 миллиардов долларов США к 2025 году. В связи с этим они уделили особое внимание новым факторам роста долгосрочного сотрудничества.

15. Стороны подчеркнули необходимость начала переговоров по соглашению о свободной торговле товарами между Евразийским экономическим союзом и Республикой Индией.

16. Лидеры двух государств подчеркнули важность продолжения взаимодействия в рамках Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК) для двустороннего экономического сотрудничества в приоритетных областях. Они отметили проведение 12 заседаний рабочих групп и подгрупп в рамках МПК и поручили ответственным должностным лицам оперативно провести заседания остальных рабочих групп. Стороны также приветствовали создание новых рабочих групп и подгрупп по транспорту, городскому развитию и железным дорогам, а также выразили надежду на скорейшее проведение их первых заседаний.

17. Стороны отметили проведение третьего заседания РИСЭД, которое состоялось 15 апреля 2021 года в формате видеоконференции, а также продуктивные обсуждения в таких областях, как транспорт, сельское хозяйство, цифровая трансформация, туризм, промышленность и банковское дело, малое и среднее предпринимательство. Стороны сочли необходимым изучить пути дальнейшего развития сотрудничества в рамках этого механизма.

18. Стороны высоко оценили итоги визита Министра промышленности и стали Республики Индии в г.Москву в октябре 2021 года для участия в работе форума «Российская энергетическая неделя» и приветствовали достигнутый за короткий период времени прогресс в активизации сотрудничества по коксующемуся углю и стали. Был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно бесперебойных долгосрочных поставок в из России в Индию угля для производства стали. Состоялись переговоры о перспективах производства специальной стали в рамках индийской правительственной программы стимулирования производства и использования технологий российских государственных сталелитейных институтов для производства стали в Индии частными и государственными компаниями. Индийская Сторона приветствовала заинтересованность Российской Стороны в изучении индийского опыта в области рентабельного использования остатков переработки угля. Стороны также приветствовали проведение первого заседания Рабочей группы по коксующемуся углю, которое состоялось в октябре 2020 года в формате видеоконференции.

19. Стороны приветствовали подписание Соглашения о намерениях между индийскими предприятиями государственного сектора и российской ПАО «ФосАгро» в отношении поставок в Индию удобрений в 2021 и 2022 годах. Оба лидера поручили ответственным должностным лицам продолжить обсуждение соглашения о долгосрочных поставках удобрений и условиях расценок, как и стремиться к его заключению.

20. Торговля фармацевтической продукцией остается одной из главных составляющих индийского экспорта в Россию. Обе стороны с удовлетворением отметили неизменный спрос на товары этой группы, а также участие индийских компаний в российской программе локализации в рамках схем «Фарма-2020» и «Фарма-2030». Лидеры двух стран выразили одобрение укреплению сотрудничества в части, касающейся поставок медицинских изделий в качестве новой многообещающей области экономического взаимодействия в контексте пандемии COVID-19.

21. Стороны высоко оценили быстрое восстановление кооперации в алмазном секторе, достигнутое двумя странами после первоначального спада, наблюдавшегося во время пандемии COVID-19.

22. Стороны приветствовали достигнутый Подгруппой по устранению торговых барьеров МПК прогресс в переговорах по устранению торговых барьеров в отношении важнейших товаров. Стороны согласились рассмотреть возможность форсирования ликвидации барьеров путем закрытия критических лакун в фитосанитарных и ветеринарных требованиях, предъявляемых двумя странами к сельскохозяйственной продукции различной степени переработки.

23. Стороны признали необходимость дальнейшей оптимизации и ускорения процесса таможенного оформления грузов. В связи с этим они договорились об отказе от проекта «Зеленый коридор» в пользу соглашения о взаимном признании авторизованных экономических операторов и меморандума о взаимопонимании по обмену и предварительному направлению таможенных данных. Стороны также согласились в возможно короткие сроки приступить к обсуждению указанных соглашения и меморандума.

24. Индийская Сторона пригласила российские компании к участию в 13 ключевых секторах индийской правительственной инициативы по стимулированию производства в рамках программ «Самодостаточная Индия» и «Делай в Индии». Индийская Сторона также предложила Российской Стороне продолжить рассмотрение возможности совместного возведения производственных объектов в промышленных городах, строящихся на территории Индии «с нуля» в рамках индийской правительственной Программы промышленных коридоров.

25. Стороны признали, что пандемия COVID-19 замедлила продвижение определенных инвестиционных решений экономическими операторами с обеих сторон. Вместе с тем Стороны с удовлетворением отметили, что некоторые инвестиционные идеи продолжают развиваться, особенно в сферах внутренних водных путей, железных дорог, судостроения и судоремонта, стали и коксующегося угля, медицинских устройств, нефтехимии, портов, банковских и перестраховочных услуг, фармацевтики, сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, здравоохранения, информационных технологий, а также нефти и газа.

26. Стороны призвали ответственные министерства завершить переговоры по двустороннему межправительственному соглашению о поощрении и взаимной защите капиталовложений в духе взаимного понимания в целях защиты взаимных инвестиций. Они приветствовали подписание Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области интеллектуальной собственности между Федеральной службой по интеллектуальной собственности Российской Федерации и Департаментом развития промышленности и внутренней торговли Министерства торговли Индии.

27. Стороны подтвердили приверженность укреплению межбанковского и страхового сотрудничества. ООО «Коммерческий Индо Банк» – единственный индийский банк, работающий в Российской Федерации, значительно повысил свой рейтинг за последний год. Индийская сторона выразила надежду на то, что это позволит банку после получения необходимых разрешений войти в розничный сегмент. Так, ООО «ДжиАйСи Перестрахование», являющееся на 100 процентов дочерней компанией «Дженерал иншуранс корпорейшн оф Индия», начало свою деятельность в сентябре 2020 года и теперь предлагает перестраховочные услуги всем основным участникам рынка общего страхования в Российской Федерации.

28. Стороны договорились продолжить совместную работу по продвижению взаимных расчетов в национальных валютах, что поможет снизить затраты и время, а также риски, связанные с платежами.

29. Стороны также выразили заинтересованность в продолжении диалога об использовании карт «Мир» и «РуПэй» в национальных платежных инфраструктурах, а также в организации взаимодействия между системой «Унифицированный платежный интерфейс» и Системой быстрых платежей Банка России. Российская Сторона пригласила кредитные организации Индии подключаться к Системе передачи финансовых сообщений Банка России для обеспечения бесперебойного проведения межбанковских транзакций.

30. Индийская сторона пригласила российскую сторону принять участие в проектах судостроения и развития внутренних водных путей в качестве новых перспективных сфер сотрудничества. Лидеры приветствовали подготовку двустороннего документа в области гражданского судостроения, который будет способствовать наращиванию взаимодействия и обучению специалистов, инвестированию в судостроение и судоремонт, научные исследования, развитие интеллектуальных транспортных и навигационных систем, международных транспортных коридоров. Они приветствовали подписание в сентябре этого года соглашения о намерениях между судостроительным комплексом «Звезда» и «Мазагаон Док Лимитед» по коммерческому судостроению.

Кооперация на Дальнем Востоке России

31. Президент России В.В.Путин приветствовал приверженность Премьер-министра Н.Моди политике «Действовать на Дальнем Востоке», в соответствии с которой Индия может стать надежным партнером в развитии российского Дальнего Востока. Он поддержал концепцию Н.Моди «Сангам» в качестве инструмента развития региона. Российская сторона тепло приветствовала успешный визит Премьер-министра Н.Моди в г.Владивосток для участия в пятом Восточном экономическом форуме в 2019 году и его участие в шестом ВЭФ в этом году в формате видеообращения к участникам форума.

32. Стороны отметили значительную интенсификацию межрегионального диалога по экономическому сотрудничеству между субъектами Российской Федерации и штатами Республики Индии, включая онлайн-встречу губернатора Республики Саха (Якутия) и главного министра Гуджарата в сентябре 2021 года. Лидеры одобрили состоявшиеся недавно контакты между российскими регионами и индийскими компаниями на уровне деловых кругов, госкомпаний, частного бизнеса и госструктур. Они приветствовали подписание девяти соглашений о побратимстве между городами/штатами Индии и регионами России для взаимного сотрудничества в различных областях.

33. Стороны приветствовали заинтересованность индийских компаний в сотрудничестве на Дальнем Востоке России. Энергетика, транспорт и логистика, морское сообщение, обработка алмазов, лесопользование, фармацевтика и здравоохранение, туризм и гуманитарные сферы определены в качестве областей дальнейшего взаимодействия на российском Дальнем Востоке.

34. Индийская сторона подтвердила свою приверженность наращиванию торговли и инвестиций на российском Дальнем Востоке. Стороны согласны продолжить обсуждение реализации кредитной линии

в 1 млрд долларов США для проектов развития Дальнего Востока России, анонсированной Премьер-министром Н.Моди в 2019 году.

Энергетика

35. Лидеры подтвердили, что сотрудничество в области энергетики является одним из ключевых элементов двусторонних связей и «энергетическим мостом» между двумя странами. Стороны возобновили совместные усилия по реализации Дорожной карты развития сотрудничества в сфере углеводородов на 2019 – 2024 годы в целях наращивания двустороннего сотрудничества в области энергетики и приветствовали открытие в Москве Индийского энергетического центра, в котором представлены пять нефтяных и газовых государственных компаний Индии, в для укрепления связей с заинтересованными российскими компаниями в энергетической сфере.

36. Стороны с удовлетворением отметили плодотворное многоплановое сотрудничество между нефтегазовыми компаниями двух стран, включая ПАО «НК «Роснефть» с консорциумом индийских нефтегазовых предприятий государственного сектора, в реализации проектов «Ванкорнефть», «Сахалин-1» и «Таас-ЮряхНефтегазодобыча» в России и работу нефтеперерабатывающего комплекса «Найара Энерджи Лимитед» в Индии. Они также приветствовали находящуюся на стадии обсуждения инициативу перспективного двустороннего инвестирования в обеих странах.

37. Стороны подтвердили свою приверженность увеличению добычи российской сырой нефти согласно долгосрочным контрактам по льготным ценам, наращиванию импорта СПГ в Индию с возможным использованием Северного морского пути для поставок энергоносителей. Стороны договорились о дальнейшем расширении сотрудничества в газовом секторе и приветствовали образование Целевой группы по газу для определения областей взаимовыгодного сотрудничества, включая развитие инвестирования в проекты газовой инфраструктуры и системы распределения, использование природного газа на транспорте и появляющиеся новые виды топлива, включая водород.

38. Приветствуя укрепление индийского рынка нефтехимикатов, Стороны договорились расширять сотрудничество посредством российского участия в инвестировании, технологической и иных сферах взаимодействия в нефтехимической области. Стороны приветствовали заинтересованность «Найара Энерджи Лимитед» в производстве в Индии таких продуктов, как полипропилен.

39. Стороны также договорились рассмотреть перспективы расширения сотрудничества в гидро- и теплоэнергетике, в сферах энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Они также отметили необходимость сотрудничества в водородной экономике, низкоэмиссионном развитии, включая обмен лучшими практиками. Индийская Сторона акцентировала потребность в ответственном и обоснованном ценообразовании рыночным путем в области глобальных поставок энергоносителей. Обе стороны отметили важность диалога между потребителями и производителями для стабилизации цен на энергию.

Транспорт и сообщение

40. Индийская сторона приветствует растущее участие российских компаний в модернизации железнодорожного сектора в Индии. Это включает заинтересованность российской стороны в реализации проектов с использованием российских технологий, оборудования и капитала в Индии, особенно в сигнальных и телематических системах, проектах высокоскоростных железных дорог, электрификации железных дорог с учетом принципов индийских программ «Делай в Индии» и «Самодостаточная Индия».

41. Индийская сторона приветствует российское участие в развитии электронной системы взимания платежей на индийских шоссейных дорогах с применением технологий спутниковой навигации, которая реализуется совместной российско-индийской компанией «Бхарат Телематик Системз Прайвит Лимитед».

42. Стороны сделали акцент на более активном и эффективном использовании международного транспортного коридора «Север – Юг» в целях сокращения времени и стоимости грузоперевозок и для продвижения коммуникаций на Евразийском пространстве. В этом контексте они приветствовали заключение в прошлом году сервисного соглашения между «РЖД Логистика» и Контейнерной корпорацией Индии «Конкор» по совместному развитию мультимодальных сервисов грузоперевозок по МТК «Север – Юг». Российская сторона поддержала предложение Индии включить порт Чабахар в МТК «Север – Юг». Лидеры подчеркнули, что инициативы в области сообщения должны быть основаны на принципах прозрачности, широкого участия, учета местных приоритетов, финансовой устойчивости и уважения суверенитета и территориальной целостности всех государств.

43. Индийская сторона проинформировала, что изучение вопроса рентабельности Восточного морского коридора «Владивосток – Ченнаи» практически завершено, а проведенные к настоящему моменту исследования свидетельствуют о ряде возможностей по увеличению объема перевозок в соответствии с рекомендациями, сформулированными по итогам изучения данного вопроса. Стороны с оптимизмом отметили, что выполнение рекомендаций придаст дополнительный импульс развитию двусторонней торговли.

Сотрудничество в сферах мирного атома и космоса

44. Стороны отметили значительные успехи в деле сооружения оставшихся энергоблоков АЭС «Куданкулам» и важность дальнейшего обсуждения вопроса о выделении второй площадки в Индии для строительства АЭС российского дизайна. Индийская сторона приложит усилия для официального выделения второй площадки в соответствии с ранее заключенными соглашениями. Стороны также приветствовали продолжение технических консультаций по реализации проекта ВВЭР-1200, локализации компонентов и совместному производству оборудования.

45. Стороны отметили успешное сотрудничество в рамках проекта возведения АЭС «Руппур» в Бангладеш, а также выразили готовность изучить возможность реализации аналогичных проектов в других странах.

46. Стороны приветствовали расширение сотрудничества между Государственной корпорацией «Роскосмос» и Индийской организацией космических исследований, в том числе в области пилотируемых космических программ и спутниковой навигации, и договорились изучить перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества в области разработки ракет-носителей и использования космического пространства в мирных целях, включая исследование планет.

47. Стороны приветствовали активную работу, проводимую в рамках Меморандума о взаимопонимании между Государственной корпорацией «Роскосмос» и Индийской организацией космических исследований о совместной деятельности в рамках пилотируемой космической программы, и с удовлетворением отметили обучение четырех индийских кандидатов в космонавты на базе ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина».

48. В целях дальнейшего продвижения сотрудничества в космической сфере Стороны приветствовали подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации средств выведения и наземной космической инфраструктуры.

49. Стороны намерены наращивать взаимодействие в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, включая вопросы долгосрочной устойчивости космической деятельности.

Военное и военно-техническое сотрудничество

50. Российская сторона высоко оценила участие Министра обороны Республики Индии Р.Сингха и контингента трех видов войск Вооруженных сил Индии в Параде Победы на Красной площади в Москве в июне 2020 года в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

51. Военное и военно-техническое сотрудничество традиционно является краеугольным камнем российско-индийского особо привилегированного стратегического партнерства. Ввиду стремления Индии к самодостаточности в настоящее время партнерство переориентируется на совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, совместную разработку и производство передовых оборонных технологий и систем.

52. Стороны выразили удовлетворение регулярными контактами по военной линии и совместными учениями вооруженных сил двух стран, которые в этом году достигли беспрецедентных масштабов: в течение

60 дней было проведено три учения, кроме того, одновременно с этим большое число индийских военных приняло участие в Армейских международных играх. Российская сторона глубоко признательна за участие корабля индийских ВМС «Табар» в праздновании 325-летия Военно-Морского Флота. Стороны согласились продолжать и расширять регулярный диалог по оборонной тематике, взаимную профессиональную подготовку и совместные учения, обмены специалистами узкого профиля и другую деятельность под эгидой Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военному и военно-техническому сотрудничеству.

53. Стороны отметили успешное осуществление Долгосрочной программы военно-технического сотрудничества на 2011 – 2020 годы и приветствовали подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о Программе военно-технического сотрудничества с 2021 по 2031 год.

54. Стороны еще раз заявили о своем намерении укрепить оборонное сотрудничество, в том числе содействовать совместной разработке и производству военной техники, компонентов и запасных частей, совершенствовать систему послепродажного обслуживания и двигаться к взаимному признанию контроля качества и регулярным совместным учениям вооруженных сил двух стран. Лидеры согласились, что мир, стабильность и взаимное экономическое развитие требуют тесной совместной работы двух стран в наиболее современных и развивающихся областях оборонных технологий, а также совместной работы вооруженных сил обеих стран по узкоспециализированным направлениям в области военного потенциала.

55. Стороны договорились предпринимать дальнейшие шаги по стимулированию совместного производства в Индии запасных частей, компонентов и агрегатов и другой продукции для обслуживания техники и вооружений российского производства в соответствии с программой «Делай в Индии» посредством передачи технологий и организации совместных предприятий для удовлетворения потребностей вооруженных сил Индии, а также последующего экспорта в дружественные для обоих государств третьи страны.

56. Стороны признали необходимость институционального оформления взаимного материально-технического обеспечения вооруженных сил.

Научно-техническое сотрудничество

57. Подчеркивая важность совместных исследований в области науки, технологий и инноваций, Стороны приветствовали подписание Дорожной карты сотрудничества в области науки, технологий и инноваций между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством науки и технологий Правительства Республики Индии и выразили удовлетворение запуском совместных конкурсов в приоритетных областях в соответствии с Дорожной картой.

58. Стороны выразили удовлетворение запуском российско-индийской программы по осуществлению оценки технологии и ускорению коммерциализации между ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» и Департаментом науки и технологий Правительства Республики Индии, которая нацелена на предоставление стартапам, малому и среднему бизнесу двух стран возможностей решения общественных проблем при помощи инновационных технологий.

59. Стороны договорились содействовать сотрудничеству между государственными и частными структурами в целях совместной разработки программного обеспечения, платформ и сервисов, а также в области производства электроники. Стороны подтвердили заинтересованность в дальнейшем наращивании сотрудничества в сфере цифровых технологий, в том числе в области защиты информации, безопасности важнейших объектов инфраструктуры и поддержания правопорядка.

60. Стороны отметили важность продвижения молодежных обменов посредством сопряжения инновационных программ для школьников при поддержке Фонда «Талант и Успех» (Образовательный центр «Сириус») и Инновационной миссии Атал при Национальном институте трансформации Индии. В рамках этих программ учащиеся Сторон разрабатывают такие практические технологические решения проблем общества, как дистанционное обучение грамоте в отдаленных районах, сельское здравоохранение и благополучие, мониторинг цифровых активов и др.

61. Индийская Сторона поздравила Россию с успешным председательством в Арктическом совете в 2021–2023 годах и выразила готовность вести активную деятельность в качестве наблюдателя в данной структуре. Стороны высоко оценили проведенные в прошлом году консультации по арктической проблематике. Индийская Сторона также выразила заинтересованность в сотрудничестве с Россией по Северному морскому пути.

Образование, культура и туризм

62. Отмечая, традиционно тесное сотрудничество между Индией и Россией в сфере образования, Стороны высоко оценили усилия, предпринятые обеими странами для обеспечения благосостояния учащихся во время пандемии COVID-19. Они договорились продолжать усилия по развитию образовательных связей между университетами и учебными заведениями. Стороны также договорились запустить программы обмена для дипломатических сотрудников на базе соответствующих учебных центров Министерства иностранных дел.

63. Стороны приветствовали успешную реализацию двусторонней Программы культурных обменов между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Правительства Республики Индии на 2021–2024 годы, которая играет ключевую роль в укреплении контактов между людьми, и отметили ее подписание в ходе саммита в целях продолжения сотрудничества в сфере культуры. Решено продолжить обоюдовыгодную практику проведения фестивалей культуры и кино на основе взаимности. Подчеркнута необходимость расширения географии культурных обменов и привлечения молодежных и фольклорных групп. Стороны договорились прилагать дальнейшие совместные усилия для комплексной популяризации русского языка в Индии и хинди в России, в том числе через развитие контактов между профильными учебными заведениями. Они приветствовали подписание Меморандума о взаимопонимании между Российским международным олимпийским университетом (г.Сочи) и Национальным спортивным университетом (г.Импхал).

64. Стороны оценили динамичность туристических обменов между Россией и Индией. Для дальнейшего углубления сотрудничества в сфере туризма в целях наращивания турпотоков между двумя странами они выразили намерение обсудить направления сотрудничества на государственном уровне и по линии частного сектора.

65. Стороны приветствовали поступательное упрощение визовых формальностей, включая введение обеими странами электронных виз. Индия возобновила выдачу групповых туристических виз с 15 октября 2021 года и обыкновенных туристических виз с 15 ноября 2021 года, что будет способствовать дальнейшему укреплению контактов между людьми. Стороны согласились продолжить работу по упрощению визового режима.

Сотрудничество в ООН и на многосторонних площадках

66. Стороны констатировали высокий уровень политического диалога и сотрудничества между нашими странами на «площадке» ООН и договорились о его дальнейшем наращивании. Отметили важность придания нового импульса многосторонности при центральной координирующей роли ООН в мировых делах. Подчеркнули верховенство норм международного права и акцентировали свою приверженность целям и принципам Устава ООН, включая принцип невмешательства во внутренние дела государств-членов.

67. Россия приветствовала избрание Индии в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН подавляющим большинством голосов на двухлетний срок. Российская сторона высоко оценила приоритеты Индии в Совете, которые включают приверженность укреплению и реформированию многосторонней системы, верховенство права, справедливую и равноправную международную систему и закреплены в индийском этосе «васудхаива кутумбакам», что означает: «Мир — это одна семья». Стороны подчеркнули, что избрание Индии в Совет Безопасности ООН предоставило дополнительные возможности для координации усилий по наиболее актуальным международным вопросам на «площадке» ООН на основе взаимопонимания, общности взглядов и подходов к глобальному миропорядку.

68. Стороны призвали к всеобъемлющему реформированию Совета Безопасности ООН, чтобы отразить современные глобальные реалии и сделать его более представительным, эффективным и действенным в решении вопросов международного мира и безопасности. Президент Российской Федерации В.В.Путин поздравил Индию с успешным председательством в Совете в августе 2021 года и подтвердил поддержку кандидатуры Индии в постоянные члены реформированного и расширенного Совета Безопасности ООН. Премьер-министр Республики Индии Н.Моди поблагодарил В.В.Путина за участие в дебатах высокого уровня по морской безопасности, которые прошли под председательством Н.Моди 9 августа 2021 года в рамках председательства Индии в Совете Безопасности ООН.

69. Стороны подтвердили свою приверженность укреплению сотрудничества и тесной координации в БРИКС. Президент Российской Федерации В.В.Путин поздравил Индию с успешным председательством в БРИКС в 2021 году, включая проведение XIII саммита БРИКС 9 сентября 2021 года и принятие Делийской декларации. Стороны также приветствовали результаты сотрудничества БРИКС в 2021 году, в частности подписание Соглашения о сотрудничестве в области спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли стран БРИКС, Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи стран БРИКС в сфере таможенных вопросов, принятие Плана действий по реализации Антитеррористической стратегии БРИКС, Плана действий в области сельского хозяйства на 2021 – 2024 годы, Плана действий в сфере инновационного сотрудничества на 2021 – 2024 годы, создание Альянса БРИКС в области «зеленого» туризма. Подтвердили приверженность реализации Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года.

70. Лидеры двух стран признали чрезвычайно важную роль Нового банка развития (НБР) в деле реагирования на такие вызовы развитию, как последствия пандемии COVID-19 в сферах экономики и здравоохранения, а также призвали НБР изучить возможность финансирования большего числа проектов развития социальной инфраструктуры, включая те, в которых используются цифровые технологии. Стороны высоко оценили субстантивный прогресс НБР в расширении числа членов, несмотря на сложности, обусловленные пандемией COVID-19. Лидеры вновь подчеркнули, что этот процесс расширения должен быть постепенным и сбалансированным с точки зрения географической представленности.

71. Россия и Индия сделали акцент на достижениях Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) за прошедшие двадцать лет ее существования и отметили значительный потенциал дальнейшего взаимодействия государств – членов организации. Стороны продолжат прилагать усилия для укрепления ШОС в качестве одной из основных опор нового, более представительного, демократического, справедливого и многополярного миропорядка, основанного на международном праве, прежде всего на Уставе ООН.

72. Особое внимание Стороны намерены сфокусировать на повышении эффективности борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, трансграничной организованной преступностью и угрозами в сфере информационной безопасности, в частности путем совершенствования функциональности Региональной антитеррористической структуры ШОС.

73. Стороны поддерживают повышение роли ШОС на международной арене, всестороннее развитие контактов организации с ООН и ее специализированными учреждениями, а также с другими многосторонними организациями и объединениями. В этом контексте Стороны выступают за установление официальных связей между ШОС и Евразийским экономическим союзом.

74. Стороны договорились активизировать взаимодействие в рамках РИК для продвижения общих подходов к решению актуальных вопросов глобальной и региональной повестки дня. Российская Сторона высоко оценила председательство Индии в РИК. Стороны приветствовали итоги встречи министров иностранных дел РИК 26 ноября 2021 года.

75. Стороны отмет

Добавил waplaw waplaw 6 Декабря 2021
Дополнения:

75. Стороны отметили эффективность сотрудничества двух стран в «Группе двадцати» и договорились интенсифицировать взаимодействие по глобальным вопросам, представляющим взаимный интерес, с учетом председательства Индии в объединении в 2023 году.

76. Стороны резко осудили терроризм во всех его формах и проявлениях и призвали международное сообщество интенсифицировать сотрудничество в борьбе с терроризмом, включая «тихие гавани», финансирование терроризма, незаконный оборот оружия и наркотиков, радикализацию и злонамеренное использование информационно-коммуникационных технологий для распространения экстремистского, террористического и иного противоправного контента.

77. Стороны подчеркнули важность исполнения резолюций Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также Глобальной контртеррористической стратегии ООН с учетом опыта и специфики государств. Стороны подтвердили приверженность общей борьбе с международным терроризмом, согласованным действиям против всех террористических групп, в том числе запрещенных ООН, осудили трансграничное перемещение террористов и призвали привлекать к ответственности виновных в террористических атаках вне зависимости от каких-либо политических или религиозных соображений. Они осудили любое пособничество марионеткам террористов и подчеркнули важность отказа в любой логистической, финансовой или военной поддержке террористических групп, необходимой для совершения или планирования терактов. Стороны подтвердили необходимость поддержки и усиления роли ФАТФ и Контртеррористического Управления ООН в их совместной борьбе с терроризмом. Они подтвердили свою приверженность укреплению существующего международного режима контроля за наркотиками на основе трех соответствующих конвенций ООН.

78. Стороны согласились, что защита всемирного достояния, включая Мировой океан, космическое пространство и информационное пространство, должна основываться на принципах прозрачности, доступности и соблюдения международного права.

79. Стороны высоко оценили тесное сотрудничество в области безопасности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) путем межведомственного диалога в рамках двусторонних механизмов и на многосторонних площадках. Они подчеркнули ведущую роль ООН в процессе принятия решений по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ. Стороны также признали необходимость дальнейшей работы над правилами, нормами и принципами ответственного поведения государств в целях предотвращения конфликтов и продвижения использования ИКТ в мирных целях. Стороны вновь подтвердили важность международного сотрудничества в борьбе с использованием в преступных целях ИКТ и в связи с этим приветствовали начало работы Специального межправительственного комитета открытого состава по разработке под эгидой ООН всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 74/247 и 75/282.

80. Стороны выразили озабоченность по поводу возможности гонки вооружений в космическом пространстве и его трансформации в арену военной конфронтации. Они вновь подтвердили обязательство предпринимать усилия по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве и его веапонизации. Стороны подчеркнули первостепенную важность строгого соблюдения действующих международно-правовых соглашений, предусматривающих использование космического пространства исключительно в мирных целях и способствующих поддержанию международного мира и стабильности, углублению международного сотрудничества и взаимопониманию. Стороны поддерживают проведение переговоров по выработке многостороннего юридически обязывающего инструмента по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. В связи с этим они отметили актуальность разработки проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, который был передан на Конференцию по разоружению для переговоров в будущем. Стороны подтвердили, что Конференция по разоружению является единственной площадкой для проведения многосторонних переговоров по вопросам международного соглашения (или соглашений) о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве во всех ее аспектах.

81. Стороны подтвердили поддержку полного и эффективного соблюдения Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) всеми государствами – участниками. Стороны отметили недопустимость создания международных механизмов, дублирующих функции КБТО, в том числе в части касающейся СБ ООН. Стороны выразили поддержку укреплению КБТО, в том числе путем принятия протокола к ней, включающего, помимо прочего, эффективный механизм проверки ее выполнения.

82. Стороны вновь подтвердили поддержку Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и решимость поддерживать усилия и инициативы, нацеленные на сохранение целостности КЗХО. Они призвали страны – участницы КЗХО наладить конструктивный диалог для восстановления духа консенсуса в организации.

83. В целях устранения угрозы химического и биологического терроризма Стороны подчеркнули необходимость многосторонних переговоров по международной конвенции о пресечении актов химического и биологического терроризма на Конференции по разоружению.

84. Стороны вновь подтвердили свою приверженность дальнейшему укреплению глобальных усилий по нераспространению оружия массового уничтожения. Россия выразила решительную поддержку членства Индии в Группе ядерных поставщиков. Стороны призвали всех членов международного сообщества повышать уровень взаимного доверия для укрепления глобального мира и безопасности.

85. Стороны обсудили положение дел в Афганистане, особенно ситуацию с безопасностью и ее влияние на регион, текущую политическую обстановку, вопросы, связанные с терроризмом, радикализацией населения и незаконным оборотом наркотиков и тому подобное. Они подчеркнули приоритеты создания подлинно инклюзивного и представительного правительства, борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, немедленного оказания гуманитарной помощи, а также защиты прав женщин, детей и меньшинств.

86. Лидеры обеих стран выразили решительную поддержку мирного, безопасного и стабильного Афганистана, подчеркнув при этом необходимость уважения суверенитета, единства и территориальной целостности страны и обеспечения невмешательства в ее внутренние дела. Они также обсудили гуманитарную ситуацию в стране и приняли решение о незамедлительном оказании гуманитарной помощи афганскому народу.

87. Лидеры подчеркнули, что территория Афганистана не должна использоваться для укрытия, подготовки, планирования операций или финансирования каких-либо террористических группировками, включая ИГИЛ, «Аль-Каиду», «Лашкар-э-Тайба» и так далее. Они заявили о своей твердой приверженности борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, включая его финансирование, ликвидации террористической инфраструктуры и противодействию радикализации, с тем чтобы Афганистан никогда не стал «тихой гаванью» глобального терроризма. Обе Стороны напомнили о важности соответствующих резолюций ООН по Афганистану, а также недавних итоговых документов Московского формата консультаций и других международных и региональных механизмов. Лидеры подчеркнули центральную роль ООН в Афганистане.

88. Лидеры приветствовали тесное взаимодействие между Российской Федерацией и Республикой Индией по Афганистану, в том числе путем создания постоянного консультативного механизма по этому вопросу между советами безопасности двух стран. Они высоко оценили завершение работы над Дорожной картой взаимодействия Индии и России по Афганистану, что свидетельствует о сближении позиций и интересов двух стран.

89. Российская Сторона приветствовала созыв Делийского диалога советников/секретарей советов безопасности по Афганистану 10 ноября 2021 года в г.Нью-Дели, а также Делийскую декларацию по Афганистану, принятую по итогам встречи.

90. Стороны подтвердили свою твердую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии. Они также подтвердили безальтернативность продвижения политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2254 (2015), а также необходимость мобилизации комплексного гуманитарного содействия всем нуждающимся сирийцам без политизации и предварительных условий, как это предусмотрено резолюцией Совета Безопасности ООН 2585 (2021).

91. Стороны вновь подтвердили важность полного выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий и резолюции Совета Безопасности ООН 2231 и выразили поддержку соответствующим усилиям, направленным на скорейшее восстановление «ядерной сделки».

92. Лидеры призвали все заинтересованные стороны работать над денуклеаризацией Корейского полуострова в целях установления на нем прочного мира и стабильности, а также подчеркнули необходимость продолжения диалога для достижения этой цели.

93. Стороны согласились изучить взаимоприемлемые и взаимовыгодные области сотрудничества в третьих странах, особенно, в Центральной и Юго-Восточной Азии, а также в Африке.

94. Стороны вновь указали на необходимость сохранения и укрепления роли Всемирной торговой организации в поддержании прозрачной, недискриминационной и инклюзивной многосторонней торговой системы, основывающейся на фундаментальных принципах. Они согласились с тем, что миру после пандемии требуются диверсифицированные глобальные цепочки создания добавленной стоимости, основанные на доверии, устойчивости и надежности.

95. Обе стороны подчеркнули важность углубления регионального экономического сотрудничества в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития и выполнения Повестки на период до 2030 года, включая расширение взаимодействия в рамках Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана по таким ключевым направлениям, как транспорт, энергетика и торговля.

96. Стороны подтвердили, что формирующаяся архитектура региональной безопасности должна быть свободной, открытой, прозрачной и инклюзивной, основанной на общепризнанных принципах международного права и направленной на поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества в регионе. Они договорились наращивать совместные усилия по созданию архитектуры равной и неделимой безопасности. Стороны договорились активизировать консультации по сопряжению потенциалов инициатив по интеграции и развитию на пространстве Большой Евразии, а также в регионах Индийского и Тихого океанов. Они подчеркнули, что признают ведущую роль АСЕАН в региональной архитектуре безопасности и сотрудничества, и вновь заявили о важности более тесного сотрудничества и консультаций в рамках различных региональных форумов и инициатив, направленных на внесение совместного вклада в региональный мир, безопасность и стабильность, таких как Восточноазиатский саммит, Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещание министров обороны стран – членов АСЕАН в расширенном составе с партнерами по диалогу (СМОА плюс), Форум «Азия – Европа» (АСЕМ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалог по сотрудничеству в Азии.

97. Индийская Сторона выразила заинтересованность в присоединении России к Международному солнечному альянсу и Коалиции по созданию устойчивой к катастрофам инфраструктуры.

98. Стороны с удовлетворением отметили значительное совпадение подходов к внешнеполитическим приоритетам и подтвердили приверженность дальнейшему укреплению российско-индийского особо привилегированного стратегического партнерства как в контексте сложившихся двусторонних отношений, так и применительно к решению региональных и международных вопросов. Они выразили взаимное намерение укреплять и развивать двусторонние отношения на благо народов России и Индии.

99. Президент В.В.Путин поблагодарил Премьер-министра Н.Моди за любезное гостеприимство, оказанное ему и его делегации в г.Нью-Дели. Он пригласил Премьер-министра Н.Моди посетить Россию в следующем году для участия в XXII ежегодном российско-индийском саммите.

г.Нью-Дели

6 декабря 2021 года

 
Российско-индийские документы, подписанные к встрече Президента Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Республики Индии Н.Моди
6 декабря 2021 года

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации средств выведения и наземной космической инфраструктуры.

2. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о торговом судоходстве от 23 декабря 1994 года.

3. Меморандум о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности между Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Российская Федерация) и Департаментом промышленной политики Министерства торговли и промышленности Правительства Республики Индии.

4. Дорожная карта сотрудничества в области науки, технологий и инноваций между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством науки и технологий Правительства Республики Индии.

5. Программа культурных обменов между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Правительства Республики Индии на 2021 – 2024 гг.

6. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о предоставлении земельных участков для размещения консульских учреждений Республики Индии в Российской Федерации и об условиях размещения Генерального консульства Республики Индии в г. Владивостоке.

7. Протокол между Департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации и Индийским советом по культурным связям при Министерстве иностранных дел Республики Индии об организации Фестивалей культуры между Российской Федерацией и Республикой Индией в 2022–2023 гг.

8. Соглашение о взаимодействии между Центральным Банком Российской Федерации (Банком России) и Резервным Банком Индии в сфере противодействия компьютерным атакам.

9. Соглашение о сотрудничестве между федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) и Делийским университетом, Индия.

10. Соглашение о намерениях между автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» и Делийским университетом.

11. Меморандум о взаимопонимании между АО «Росгеология» («Росгео») и Геологической службой Индии, Министерство шахт, Правительство Республики Индии, о сотрудничестве в сфере геологических исследований.

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о Программе военно-технического сотрудничества с 2021 по 2031 год.

13. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области производства стрелкового оружия серии Калашников от 18 февраля 2019 г.

14. Контракт на поставку российской нефти в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 между ПАО «НК «Роснефть» и Indian Oil Corporation Limited.

15. Соглашение о развитии сотрудничества в сфере образования и обучения между ПАО «НК «Роснефть» и ONGC Videsh Limited.

 
Добавил waplaw waplaw 6 Декабря 2021
Комментарии участников: