Разработан технический проект перспективного роторно-поршневого двигателя
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ФГУП «ЦИАМ») успешно завершил разработки технического проекта авиационного роторно-поршневого двигателя РПД-150Т в классе мощности 150 л.с. Силовая установка создается на базе научно-технического задела, полученного в рамках проекта Фонда перспективных исследований «Гибрид».
Двигатель разрабатывается ЦИАМ в рамках ОКР по заказу Минпромторга России. РПД-150Т предназначен для замены двигателей иностранного производства на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах.
В декабре 2021 года межведомственная комиссия, состоящая из специалистов Минпромторга России, профильных институтов и предприятий отрасли, рассмотрела результаты этапа ОКР. Эксперты отметили, что материалы дают полное представление о конструкции авиадвигателя и принципиальных технологических решениях для его изготовления в промышленных условиях. Также материалы соответствуют нормативно-техническим документам по формированию эксплуатационно-технического облика и организации технического обслуживания и ремонта.
Основной задачей следующего этапа будет разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя. ОКР планируется завершить в 2024 году.
Справка:
Проект Фонда перспективных исследований «Гибрид» успешно завершен в январе 2020 г. При создании демонстратора перспективного роторно-поршневого двигателя применены инновационные технологии проектирования и изготовления деталей двигателя из интеркерамоматричных (ИКМКМ) и металлокерамоматричных (МКМКМ) композиционных материалов нового поколения с высокими физико-механическими характеристиками, в том числе с применением аддитивных технологий (метод 3D послойного отверждения).В ходе реализации проекта проведены исследования процессов смесеобразования и горения в рабочей камере с последующей верификацией разработанных математических моделей и отработки системы зажигания РПД.
Проведен значительный объем исследования физико-механических характеристик, применяемых в проекте материалов, в том числе образцов материалов, изготовленных с применением аддитивных технологий.Полученные показатели (жаропрочность, эрозионная и коррозионная стойкость, твердость, аномально низкий коэффициент трения, пределы прочности на изгиб, растяжение и сжатие) превосходят современные жаропрочные стали и интерметаллидные сплавы при значительно меньшей удельной массе.
Правильность выбора указанных конструкторских и технологических решений подтверждена в ходе полного комплекса стендовых испытаний. В частности, проведены круглосуточные ресурсные испытания продолжительностью более 250 часов по самолетному и вертолетному циклам работы. Последующие дефектовки подтвердили крайне низкий износ деталей на уровне допустимых износов деталей классических ДВС и лучших РПД. На основании проведенных экспериментальных исследований по утвержденным методикам Центрального института авиационного моторостроения определен межремонтный ресурс двигателя в 1000 часов и полный ресурс – 5000 часов.Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ФГУП «ЦИАМ») успешно завершил разработки технического проекта авиационного роторно-поршневого двигателя РПД-150Т в классе мощности 150 л.с. Силовая установка создается на базе научно-технического задела, полученного в рамках проекта Фонда перспективных исследований «Гибрид».
Двигатель разрабатывается ЦИАМ в рамках ОКР по заказу Минпромторга России. РПД-150Т предназначен для замены двигателей иностранного производства на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах.
В декабре 2021 года межведомственная комиссия, состоящая из специалистов Минпромторга России, профильных институтов и предприятий отрасли, рассмотрела результаты этапа ОКР. Эксперты отметили, что материалы дают полное представление о конструкции авиадвигателя и принципиальных технологических решениях для его изготовления в промышленных условиях. Также материалы соответствуют нормативно-техническим документам по формированию эксплуатационно-технического облика и организации технического обслуживания и ремонта.
Основной задачей следующего этапа будет разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя. ОКР планируется завершить в 2024 году.
Справка:
Проект Фонда перспективных исследований «Гибрид» успешно завершен в январе 2020 г. При создании демонстратора перспективного роторно-поршневого двигателя применены инновационные технологии проектирования и изготовления деталей двигателя из интеркерамоматричных (ИКМКМ) и металлокерамоматричных (МКМКМ) композиционных материалов нового поколения с высокими физико-механическими характеристиками, в том числе с применением аддитивных технологий (метод 3D послойного отверждения).В ходе реализации проекта проведены исследования процессов смесеобразования и горения в рабочей камере с последующей верификацией разработанных математических моделей и отработки системы зажигания РПД.
Проведен значительный объем исследования физико-механических характеристик, применяемых в проекте материалов, в том числе образцов материалов, изготовленных с применением аддитивных технологий.Полученные показатели (жаропрочность, эрозионная и коррозионная стойкость, твердость, аномально низкий коэффициент трения, пределы прочности на изгиб, растяжение и сжатие) превосходят современные жаропрочные стали и интерметаллидные сплавы при значительно меньшей удельной массе.
Правильность выбора указанных конструкторских и технологических решений подтверждена в ходе полного комплекса стендовых испытаний. В частности, проведены круглосуточные ресурсные испытания продолжительностью более 250 часов по самолетному и вертолетному циклам работы. Последующие дефектовки подтвердили крайне низкий износ деталей на уровне допустимых износов деталей классических ДВС и лучших РПД. На основании проведенных экспериментальных исследований по утвержденным методикам Центрального института авиационного моторостроения определен межремонтный ресурс двигателя в 1000 часов и полный ресурс – 5000 часов.