Вступление Грузии в НАТО и размещение на ее территории ударных систем вооружений является для нас «красными линиями» - МИД РФ

отметили
29
человек
в архиве

Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Руденко международному информационному агентству «Россия сегодня», 29 декабря 2021 года

2713-29-12-2021

Вопрос: Этот, 2021 год подходит к концу. Россия предпринимала активные посреднические усилия по нормализации отношений Армении и Азербайджана, а как развивались двусторонние отношения с этими странами?

Ответ: Действительно, Россия, лично Президент В.В.Путин предприняли в уходящем году серьезные усилия в целях содействия сближению братских нам стран – Армении и Азербайджана. Проведены два полномасштабных трехсторонних саммита 11 января в Москве и 26 ноября в Сочи. Активно работали с Баку и Ереваном по вопросам разблокирования транспортных связей на Южном Кавказе, нормализации обстановки на азербайджано-армянской границе с выходом на запуск ее делимитации, укрепления контактов между гражданскими обществами обеих стран.

В целом, Южный Кавказ – близкий для нас регион и в прямом, и в переносном смыслах. Россия заинтересована в том, чтобы Южный Кавказ стал безопасным и процветающим, а расположенные в нем государства почувствовали преимущества от мирного сосуществования. В Баку и Ереване разделяют логику наших действий, ценят наш непредвзятый подход и сохраняют приверженность достигнутым трехсторонним договоренностям на высшем уровне.

Наряду с этим мы уделяем большое внимание развитию двусторонних контактов. Наше сотрудничество и с Азербайджаном, и с Арменией продвигается вперед по всем ключевым направлениям – в экономике, сфере ВТС, здравоохранении, культурно-гуманитарной, образовательной, научно-технической и других областях.

Хотел бы отметить, что в текущем году Президент России В.В.Путин неоднократно проводил двусторонние встречи и с Президентом И.Алиевым, и с Премьер-министром Н.Пашиняном, не говоря уже о том, что наши лидеры регулярно общались по телефону.

Весьма активно выстраивается работа на отраслевых треках. Председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин трижды встречался с Н.Пашиняном, а в мае принял официальный визит в Россию Премьер-министра Азербайджана А.Асадова. Состоялось порядка десяти встреч Вице-премьера А.Л.Оверчука с его коллегами М.Григоряном и Ш.Мустафаевым, которые возглавляют двусторонние межправительственные комиссии по экономическому сотрудничеству.

Благодаря совместным усилиям уверенно восстанавливаются после пандемии COVID-19 наши двусторонние торгово-экономические показатели. В январе-октябре 2021 года российско-армянский товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 9,4% до 2,1 млрд долл. Взаимная торговля между Россией и Азербайджаном в январе-сентябре 2021 года достигла 2297,1 млн долл., рост на 11%.

В июле и ноябре состоялись деловые миссии российских экономоператоров в Азербайджан под эгидой АО «Росэксимбанк» и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), в сентябре – в Армению. Считаем такие мероприятия важным инструментарием в запуске новых инфраструктурных проектов и интенсификации торгово-экономического взаимодействия. Среди наиболее перспективных направлений – модернизация транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных логистических систем, автоматизация производственных процессов промышленных предприятий, совершенствование городского обустройства.

С самого начала распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 мы были в плотном контакте с азербайджанскими и армянскими партнерами. В Армении и Азербайджане работали бригады специалистов из ведущих медицинских учреждений Москвы и ряда городов России. Еревану в общей сложности поставлено свыше 230 тысяч доз партий вакцины «Спутник V». В 2020 году в рамках борьбы с заболеванием азербайджанской стороне безвозмездно передавались 120 тысяч тест-систем «Вектор», а в мае-июле 2021 года поставлено 200 тыс. доз «Спутника V».

Безусловно, мы заинтересованы в сохранении единого гуманитарного пространства между нашими странами. В российских вузах обучается более двух тысяч армянских и свыше 11 тыс. азербайджанских граждан, из них около 700 человек и 1 тыс. соответственно – за счет бюджетных ассигнований. В Армении и Азербайджане функционируют филиалы отечественных вузов, в средних школах изучается русский язык.

Вопрос: Не планирует ли Россия наращивать контингент миротворцев в Нагорном Карабахе, или действующего достаточно для успешного выполнения поставленных задач? Как бы Вы охарактеризовали обстановку в зоне Нагорного Карабаха, есть ли какие-либо серьезные проблемы там?

Ответ: Сегодня можно констатировать, что Российский миротворческий контингент (РМК) надежно обеспечивает режим прекращения огня в зоне своей ответственности. С этим согласны и в Баку, и в Ереване. Лидеры Азербайджана и Армении подтвердили такой подход в ходе трехстороннего саммита, организованного по инициативе Президента России В.В.Путина 26 ноября с.г. в Сочи.

Серьезных вызовов для безопасности в контролируемых миротворцами районах не усматриваем. В регион пришел мир. Отдельные инциденты не носят системный характер и оперативно решаются во взаимодействии с обеими сторонами.

Кроме того, наши миротворцы активно участвуют в постконфликтном восстановлении. По линии Минобороны с ноября 2020 года проверено 1 937 зданий, от взрывоопасных предметов (ВОП) очищено 2 320 га территории, 683 км дорог, обнаружено и обезврежено более 26 тыс. ВОП. Сторонам конфликта передано 1 903 тел погибших: 1 579 – армянам, 324 – азербайджанцам.

Жизнь в регионе постепенно входит в мирное русло. В свои дома вернулись уже порядка 53 тыс. беженцев. Российский миротворческий контингент обеспечил сопровождение более 400 армянских паломников в монастыри Амарас и Гандзасар. На регулярной основе оказывается содействие и по сопровождению азербайджанских автомобильных колонн.

При непосредственном участии РМК происходит обмен военнопленными и другими удерживаемыми лицами, а также картами минных полей. За время после подписания трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. миротворцы помогли с возвращением домой 127 армян и 19 азербайджанцев.

Вопрос: Как бы Вы могли оценить работу Трехсторонней рабочей группы по Карабаху с момента ее создания? Насколько успешно удается добиваться поставленных задач? Какие основные трудности в ее работе?

Ответ: Судя по всему, Вы имеете в виду созданную по итогам Московского саммита 11 января Трехстороннюю рабочую группу (ТРГ) по разблокированию экономических и транспортных связей под сопредседательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении.

Напомню, что в рамках этого механизма рассматривается весь комплекс вопросов разблокирования транспортных и экономических связей на Южном Кавказе, включая восстановление как железнодорожного, так и автомобильного сообщения в регионе. Считаем данный формат одним из ключевых в работе по нормализации азербайджано-армянских отношений. Исходим из того, что достигнутые в рамках этого механизма договоренности позволят и Баку, и Еревану почувствовать экономические преимущества мирного соседства.

За год проделана впечатляющая работа – проведен почти десяток заседаний ТРГ. Стороны четко обозначили свои интересы, и в настоящее время, как было условлено лидерами трех стран в Сочи, досогласовываются параметры запуска совместных инфраструктурных проектов. О результатах работы сопредседатели ТРГ будут информировать СМИ.

Вопрос: Баку настаивает на прокладке так называемого «Зангезурского коридора», который свяжет Азербайджан с Нахичеванской автономной республикой через Сюникскую область Армении. При этом сообщалось, что на встрече лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе армянская сторона отметила, что Ереван в скором времени приступит к прокладке железной дороги. Обращались ли стороны к России за содействием в прокладке этой железной дороги? Готова ли Москва помочь в реализации проекта при заинтересованности Баку и Еревана?

Ответ: Весь комплекс этих вопросов рассматривается в рамках ТРГ. Российский подход состоит в том, что соответствующие решения могут быть устойчивыми только при наличии консенсуса между Баку и Ереваном. Поэтому мы выступаем за сбалансированное обеспечение интересов азербайджанской и армянской сторон в едином пакете.

Вопрос: Н.В.Пашинян говорил, что Ереван готов начать процесс демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном. Какой свою роль здесь видит Москва? Какие основные трудности на этом направлении, и о каких дополнительных шагах идет речь?

Ответ: Российская Федерация с самого начала обострения обстановки на отдельных участках армяно-азербайджанской границы в мае выступила в качестве посредника, предложив свою помощь в вопросах запуска соответствующего переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией. Отмечу, что инциденты не имеют прямого отношения к зоне ответственности российских миротворцев. Проблема досталась в наследство с советских времен и обусловлена отсутствием надлежащего международно-правового оформления госграницы между двумя странами на всем ее протяжении.

Двадцать шестого ноября в Сочи лидеры России, Азербайджана и Армении договорились вести дело к созданию двусторонней комиссии по делимитации государственной границы между двумя странами при консультативном содействии России. Исходим из того, что это произойдет в скором времени. Каких-либо непреодолимых препятствий на пути реализации данной договоренности на высшем уровне не усматриваем.

Вопрос: Грузия отказалась от участия в первом заседании формата «3+3» по сотрудничеству в Закавказье. Может ли позиция Тбилиси негативно сказаться на решении задач, стоящих перед форматом? Есть ли надежда у Москвы и союзников, что Тбилиси изменит точку зрения и в будущем присоединится к формату?

Ответ: Региональная консультативная платформа «3+3» – прагматичный, неполитизированный формат, направленный на сближение стран Южного Кавказа и их соседей. Акцент в нашей совместной работе делаем на темах, представляющих общий интерес: развитии торгово-экономических, транспортных и культурно-гуманитарных связей, а также борьбе с общими вызовами и угрозами. Прошедшее в Москве 10 декабря первое заседание «3+3» показало, что участники заинтересованы в продолжении конструктивного диалога и налаживании практического взаимодействия.

Сожалеем, что, несмотря на очевидную выгоду от участия в работе платформы, Тбилиси, которому также было направлено приглашение, не направил своих представителей на первую встречу. Тем не менее все участники выразили заинтересованность в подключении Грузии и сошлись в том, что дверь для этой страны остается открытой.

Вопрос: Есть ли надежда, что в 2022 году Москва и Тбилиси могут возобновить авиасообщение? Что для этого необходимо?

Ответ: В условиях продолжающейся пандемии COVID-19 при решении вопросов возобновления авиасообщения с отдельными иностранными государствами мы ориентируемся, прежде всего, на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в той или иной стране, а также рекомендации профильного ведомства – Роспотребнадзора.

Применительно к Грузии следует учитывать еще и политические факторы. Напомню, введенный в июле 2019 года Указом Президента Российской Федерации запрет российским авиакомпаниям осуществлять воздушные перевозки с территории России на территорию Грузии был вынужденной мерой, принятой в ответ на известную антироссийскую провокацию, устроенную грузинскими радикалами. Носит она временный характер и будет отменена, как только для этого будут созданы необходимые предпосылки, в т.ч. эпидемиологическая. Они хорошо известны грузинской стороне, так что нет необходимости их повторять.

Вопрос: Готова ли Россия содействовать оздоровлению отношений между Арменией и Турцией?

Ответ: Нормализация армяно-турецких отношений несомненно способствовала бы оздоровлению общей обстановки в регионе. С этой точки зрения приветствуем активно демонстрируемый Анкарой и Ереваном в последнее время настрой запустить двусторонний диалог. С удовлетворением отмечаем назначение ими спецпредставителей для обсуждения непростой материи нормализации.

Со своей стороны, готовы оказывать посредническое содействие в любых формах. При этом считаем важным отказаться от выдвижения предварительных условий, сосредоточиться на взаимоприемлемых темах и обоюдных шагах, которые вели бы к постепенному формированию атмосферы доверия и добрососедства.

Вопрос: В Абхазии прошли уличные протесты, как сообщалось, из-за «провальной работы» местных властей по защите от коронавируса, энергетического кризиса, политических преследований оппонентов. Как Москва может прокомментировать их? Готова ли Россия оказать содействие властям и их оппонентам в переговорном процессе для нормализации ситуации?

Ответ: Наши страны последовательно выстраивают и укрепляют разноплановые межгосударственные отношения. При этом остаются неизменными принципы равноправия, взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела, которыми стороны руководствуются с момента признания Российской Федерацией государственной независимости Абхазии.

На оказание содействия Республике выделяются немалые материальные и финансовые средства. Первостепенная задача здесь – развитие социально-экономической инфраструктуры, реальное улучшение жизни людей. Однако не все проблемы в экономике Абхазии, серьезно пострадавшей в результате агрессии со стороны Грузии и многолетней блокады, удалось к сегодняшнему дню урегулировать.

Внимательно следим за развитием внутриполитической ситуации в союзной республике. Отмечаем, что острота кризиса, причиной которого стали противоправные действия в Сухуме отдельных представителей оппозиционно настроенных манифестантов, после 21 декабря постепенно идет на спад.

Следует признать, что, как и в любом другом демократическом государстве, часть граждан Абхазии может быть недовольна действиями властей и открыто высказывать свою точку зрения. Разумеется, абсолютно неприемлемыми являются насильственные действия со стороны демонстрантов в отношении сотрудников правоохранительных органов.

Намерены и впредь содействовать формированию в Абхазии современной законодательной базы, укреплению органов управления, развитию гражданского общества, реализации совместных взаимовыгодных проектов в различных областях, росту деловой активности, притоку инвестиций, оказывать необходимую поддержку в вопросах подготовки национальных кадров.

Вопрос: Актуальная сейчас тема – обсуждение предложений России по выработке долгосрочных правовых гарантий безопасности, исключающих дальнейшее продвижение НАТО на восток. Как известно, среди желающих вступить в Североатлантический альянс фигурирует и Грузия. Какой в этой связи Вам видится оптимальная схема региональной безопасности применительно к Закавказью?

Ответ: Россия выступает за мирное сосуществование и равноправное сотрудничество со всеми государствами, включая наших соседей на Южном Кавказе. В полной мере это относится и к Грузии, несмотря на инициированный Тбилиси разрыв межгосударственных связей.

В то же время, как неоднократно заявляло руководство нашей страны, вступление Грузии в НАТО и размещение на ее территории ударных систем вооружений является для нас «красными линиями», поскольку такие действия коренным образом изменят военно-политический расклад сил на Южном Кавказе и создадут непосредственную угрозу безопасности России и ее союзников в регионе.

Говоря об оптимальной схеме региональной безопасности, следует исходить из императивности ее формирования на основе сложившихся геополитических реалий в Закавказье. Это откроет путь к долгосрочному урегулированию отношений Грузии с Абхазией и Южной Осетией, станет ключом к выстраиванию подлинно добрососедских связей между ними. В практическом плане работа на данном направлении предполагает заключение юридически обязывающего соглашения о неприменении силы между Тбилиси, с одной стороны, и Сухумом и Цхинвалом – с другой, а также начало процесса делимитации грузино-абхазской и грузино-югоосетинской госграниц с их последующей демаркацией. Продвижению именно этого комплекса вопросов Россия уделяет приоритетное значение в рамках Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье.

Добавил waplaw waplaw 29 Декабря 2021
Комментарии участников:
WeirdDude
-2
WeirdDude, 30 Декабря 2021 , url

Кто своевременно не воспринимает россию (читай — путина) как ползучего 'гада' тот опосля горько сожалеет необдуманное полагание на благоразумие оного...

Вокруг враги… Приближение к нашым рубежам — красные линии… Но то, что росийские военные и в д/л-нр, приднестрове, крыму, абхазии, сирии, ливии, венесуела, цар по тихому (и не только) гадят (читай — 'защищают чьи то интересы) — то наша 'геополитика' и защита суверенных интересов… Разберись с отхожыми местамы во дворах… Дай молодым умницам стать 'масками' не боясь 'отжыма'… Дай надежду выжить детям без эсэмэсок… Внутренних врагов, с мордами которым шырик требуется чтобы их около пульта голосования заснять можно было бы, посади...

Ну вот _как_ россия может решать кто из соседних государств может иметь оружие и право защищатся а кто нет?!

Тут давеча кто то из 'камрадов' упомянул тексас, мексику и кубу — тип как бы пиндосы возмущались бы если бы россия там устанавливала ракеты… Акститесь… Никто в здравом уме то делать не будет — всё что у пу получается — 'покупать'/подкупать 'режимы' или просто 'цап-царап' территории...

waplaw
0
waplaw, 30 Декабря 2021 , url

Ржака:-)) Давай есчё)) Давненько нам из дурдома никто не писал))

WeirdDude
-1
WeirdDude, 30 Декабря 2021 , url

Но ведь первый с соловевым и киселевым никто тебе не запрещает смотреть ;)

Можно еще азарёнока послушать — думаю 'зайдёт' тебе...

WeirdDude
0
WeirdDude, 30 Декабря 2021 , url

Прям с пылу — жару...

lenta.ru/news/2021/12/30/zaharova_rasstrel/



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать