«Армата» приехала: Испытанные в Сирии танки могут пройтись катком по Украине (Т-14 запустили в серийное производство — они стали мощнее и дешевле)
Ростех преподнёс военным роскошный подарок к Новому году — в госкорпорации сообщили о запуске в серийное производство на Уралвагонзаводе танка Т-14 на платформе «Армата». Событие названо «прорывным проектом» по поставкам Минобороны. Изначально, в 2015 году, шла речь о выпуске 2300 таких боевых машин, сейчас, судя по заявлению о приближении к стопроцентному выполнению Гособоронзаказа, их в войсках более ста (точнее около 130).
источник: mcdn.tvzvezda.ru
Сам факт запуска танка Т-14 в серийное производство говорит о многом. Значит, выполнены требования заказчика в лице Минобороны по устранению выявленных недостатков, которые касались двигателя и вооружений. «Армата» получила двигатель А-85−3А мощностью 1500 л.с. с возможностью его форсирования до 1800 л.с., усиленную трансмиссию, гладкоствольную пушку 2А82 калибром 125-мм, которую по требованию можно заменить на 152-мм 2А83. Кроме того, Т-14 способен запускать и бортовой беспилотный аппарат разведки и целеуказаний «Птеродактиль» с обзорной РЛС и инфракрасным прицелом. Усилена и защищенность этого танка, а ещё, пардон, в «Армате» установили санузел для экипажа, вероятно, это биотуалет.
Вторая деталь, и она немаловажна, при серийном производстве себестоимость Т-14 существенно снижается. «Армата» считается слишком дорогой техникой для массовых закупок, поэтому предпочтение отдавалось модернизации имеющихся на вооружении танков Т-72 и Т-90. Стоимость Т-14, как предполагается, будет составлять не 500 миллионов рублей в изначальном варианте, а 320−350 миллионов. Такую сумму Минобороны «переварит», однако «гонки танков» не предвидится — «Армата», согласно концепции «сетецентрической войны», является, прежде всего, машиной разведки, целеуказания и корректировки огня. Соответственно, их большой численности на поле боя и не требуется.
Ещё один важный нюанс — именно серийное производство боевой техники, и танки здесь не исключение, открывает широкие возможности для их экспорта. Понятно, что после обеспечения обороноспособности собственной армии. Ещё большой плюс для повышения престижа оружия — его боевое применение в реальных условиях. О том, что танки Т-14 «прошли успешные испытания в Сирии», сообщал в апреле 2020 года именно министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, а не представители военного ведомства. К слову, потенциальных покупателей на «Армату» предостаточно, и первыми в этом списке можно назвать Индию и страны Ближнего Востока.
Чем больше практика эффективного боевого применения техники, тем выше на неё спрос. Образно говоря, тот же автомат Калашникова в рекламе не нуждается (производство АК-47 сейчас наладили даже в США), хорошо зарекомендовали себя танки Т-90, истребители семейства Су-30, МиГ-29 и другая проверенная боевая техника. Хороший пиар российским зенитным ракетным системам С-400 «Триумф» сделала Турция, предпочтя их американским «Патриотам». У российских танков Т-14 «Армата», равно как и у истребителей пятого поколения Су-57, такой рекламы пока нет.
Проходил ли танк Т-14 «Армата» испытания в Сирии на самом деле доподлинно неизвестно (может это был лишь рекламный ход торгового министра Мантурова), а вот то, что первая промышленная партия Т-14 была поставлена в войска Западного и Южного военных округов — это факт достоверный. Именно они территориально граничат с Украиной со стороны России. Можно предположить, что эти танки если и не пойдут в бой (Россия категорически отказывается от обвинений о планах «вторжения» в эту страну), то подержать в прицеле украинские танки и американские ПТРК «Джевелин» «на той стороне» вполне могут.
За минувший век танки во всём мире прошли значительный путь в эволюции своего развития и превратились в совершенное оружие для убийства, что было не раз продемонстрировано в многочисленных вооруженных конфликтах по всему миру. Тем не менее, можно констатировать, что гусеницы танков «забуксовали» в прошлом веке и прорывных технологий в их конструкции так и не произошло. Танк Т-14 «Армата» является здесь исключением.
— За тридцать лет до развала Советского Союза отечественное танкостроение создало три принципиально новых и отличающихся бронемашины, — рассказал военный эксперт полковник Виктор Мураховский, к слову, выпускник, Казанского танкового училища. — Это весьма высокий показатель, с учётом того, что наша страна в этот период не воевала, а «гонка вооружений» в большей степени была затратной по технологиям ядерных вооружений, различным военным космическим программам, развитию флота и стратегической авиации. Тем не менее, тогда было разработано и создано три принципиально новых направлений в танкостроении. Это танки серии Т-62/64, Т-72/90 и Т-80, которые являются основными танками армии и сейчас. Если взять аналогичный временной период после 1991 года, то был создан только один танк — Т-14 «Армата», известный как «объект 195». У него большие перспективы и это действительно танк будущего, который станет одним и основным танком сухопутных войск России.
Вероятно, это наиболее правильное решение на перспективное развитие танковых войск. Аналогично тому, как есть один основной танк в США — «Абрамс», или в Германии — «Леопард», они модернизируются, приобретают новый облик, но это всё те же танки ранних модификаций, усовершенствование которых не требует особого дополнительного вложения средств. У нас по такому пути развивается серия Т-72 — Т-90, а вот с Т-80 с его газотурбинным двигателем и скоростными характеристиками не всё так однозначно.
Скорость для танка особо значения не имеет, скажем 99 процентов пробега для бронемашины приходится на продвижение в колонне, где любая другая техника тормозит продвижение. Быстрее по определению не получится, а чтобы вырваться на оперативный простор потребуется дополнительное время. И нынешнее продвижение Т-80, даже в усовершенствованном до уровня Т-80БВМ, это лишь система поддержки танкостроительной отрасли, в данном случае Омсктрасмаша, где их производят. Это, по большому счёту, проблемы бедности. Модернизировать проще, чем создавать что-то новое с «нуля».
В принципе, любой танк как таковой представляет из себя три составляющих — шасси на гусеничной базе, бронированные башню и корпус плюс вооружение в виде пушки и пулемётов. Ничего другого, как и в велосипеде, придумать невозможно. Можно лишь усовершенствовать всё это до новых уникальных возможностей. Этим занимаются не только российские танкостроители, но и гении технической мысли других стран. Общепризнанны боевые характеристики модернизированного немецкого Leopard 2, которых произведено более 3,5 тысячи единиц (в Германии разрабатывался и Leopard 3 — без башни и с двумя пушками, но он так и не пошёл в серийное производство). Весьма ценится и израильский танк Merkava, который разрабатывается сейчас уже в пятой серии. Заметно продвинулись с созданием собственных танков в Китае (прежде использовали закупленные или лицензионные российские).
Не стоит на месте, естественно, и Россия, которая смотрит в будущее и не собирается останавливаться на модификациях старых танков до совершенно нового уровня и создания новых, как та же «Армата». В прошлом году на форуме «Армия-2020» была представлена концепция «танка будущего», которую продемонстрировал 38-й Научно-исследовательский институт бронетанкового вооружения и техники. Пусть пока и в макете, но уже с заданными характеристиками вооружения и защиты, которые впечатляют совершенно новыми возможностями. Проект должен быть реализован к 2040 году — с очень завидной перспективой на многие десятилетия, позволяющей предположить, что танки всё же не вымрут. По крайней мере, в России точно.
Планируемая постепенная замена российских бронемашин на один основной танк, под которым подразумевается Т-14 «Армата», позволит подогнать бронепарк под единый стандарт. Впрочем, это не означает, что и нынешние Т-90, Т-80, Т-72 сразу уйдут под списание. Ещё как минимум 20−30 лет они будут оставаться в строю.
Испытанные в Сирии танки могут пройтись катком по Украине
Заголовок как от Жириновского.