Уголь стал лидером энергетического роста 2021 года и заметно обогнал возобновляемую энергетику
Это случилось из-за стечения обстоятельств – в том числе европейских усилий по борьбе с глобальным потеплением. Пока остается неясным, окажется ли такая ситуация устойчивой.
Международное энергетическое агентство опубликовалоотчет о положении дел в мировой энергетике за 2021 год. Согласно ему, вытеснение угля и углеродных топлив в прошлом году не только приостановилось, но и пошло вспять. Агентство надеется, что это разовая акция, и что в ближайшие годы угольная и газовая генерация расти не будут. Однако ряд обстоятельств указывают в ровно противоположном направлении.
В 2020 году мировая экономика испытала резкий спад потребления топлива – в том числе и энергетического угля. Вызвано это было сокращение потребления энергии из-за просадки промышленности во всем мире за исключением, из крупных стран, одного Китая. В последнем был, разумеется, рост, поскольку его власти быстро остановили эпидемию коронавируса, и экономическая активность там еще весной 2020 года вернулась в нормальное русло.
В 2021 году западные страны активно вакцинировали свое население. И хотя это не позволило остановить коронавирус, смертность от него несколько упала, а локдауны стали намного менее частыми. Вкупе с продолжающимся ростом китайской и индийской экономик это привело к резкому росту спроса на энергию. В настоящее время 53% мирового угля потребляет Китай, и еще 12% – Индия.
Вдобавок Китай активно наращивает потребление природного газа, поскольку тот при сгорании выделяет намного меньше вредных микрочастиц, убивающих людей, чем уголь. Параллельно повышенный спрос на газ создала Европа: там в прошлом году ввели углеродные квоты. Согласно ним, ТЭС должны платить за выбрасываемый ими углекислый газ. При сгорании угля на киловатт-час электроэнергии образуется кратно больше СО2, чем при сжигании газа. Поэтому европейские электростанции с прошлого года начали резко подстегивать спрос на газ, а сжигание угля постарались снизить до минимума.
Результатом стал резкий дефицит газа и разгон цен на него. Страны типа Китая и Индии не могут позволить себе сжигать слишком много газа по таким ценам, поэтому они были вынуждены переключить часть своего энергетического роста на уголь – благо европейская борьба против СО2 на угольном рынке не создала такого же ценового давления «вверх», как это было в случае газа.
Международное энергетическое агентство собрало цифры за 2021 год, резюмирующие сложившееся положение вещей. Выработка электричества на угле в прошлом году выросла на 9%, ГЭС, СЭС и ВЭС – на 6%. Но поскольку доля ГЭС, СЭС и ВЭС в общемировой выработке все еще кратно ниже, чем у угля, то уголь удовлетворил более половины от общего роста потребления электричества в мире.
Для остальных отраслей энергетики прошлый год был не таким успешным. АЭС нарастили свою выработку лишь на 3,5%, газ – и вовсе только на 2,0%. Причиной последнего может быть и тот факт, что европейские государства, в рамках борьбы с выбросами углекислого газа, последовательно борются с кредитованием банками новых газовых проектов. Поэтому добыча газа в Европе убывает, да и крупные европейские компании, типа BP и Shell, не торопятся инвестировать в газовые проекты за границей. Всего в прошлом году выработка электричества от ископаемого топлива выросла на 950 миллиардов киловатт-часов (Россия, для сравнения, потребляет триллион в год). Генерация от ГЭС, СЭС и ВЭС выросла на 463 миллиарда киловатт-часов, то есть в два с лишним раза меньше. В результате количество СО2, выбрасываемого энергетикой в атмосферу за один прошлый год выросло на 7%.
....
Всего Китай, Индия, Индонезия, Япония и Вьетнам планируют построить 600 угольных ТЭС, суммарной мощностью более 300 гигаватт. Это небогатые страны (только Япония средняя по доходам на душу населения): построив электростанцию, они не закроют ее в ближайшие 40 лет....