Выступление Поспреда Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ в связи с полным провалом выполнения Украиной Минских договоренностей
Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ в связи с полным провалом выполнения Украиной Минских договоренностей и вытекающих из этого последствиях, Вена, 22 февраля 2022 года
343-23-02-2022
Уважаемый господин Председатель,
21 февраля 2022 года Президент России подписал Указы о признании Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации сегодня ратифицированы договоры с ДНР и ЛНР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Это очень непростое, но вынужденное решение. Оно продиктовано, прежде всего, гуманитарными соображениями, стремлением защитить мирное население от продолжаемого нынешними властями Украины вооруженного насилия в Донбассе. Решение было принято с учетом свободного волеизъявления жителей Донбасса, выраженного через официальное обращение их представителей, на основе положений Устава ООН, Декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Заключительного акта СБСЕ 1975 года, других основополагающих документов, где зафиксировано право народов на самоопределение и обязательство других государств уважать такое право.
Буквально вчера на специальном заседании Постсовета ОБСЕ мы заслушали доклады спецпредставителя Действующего председателя по Украине и в Контактной группе М.Киннунена и главы Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Я.Х.Чевика. Они «били в набат» относительно резкого обострения ситуации на линии соприкосновения, наращивания обстрелов гражданских объектов. Господин Я.Х.Чевик докладывал о новых сообщениях о жертвах и разрушениях, которые Миссия не успевала обрабатывать.
С самого начала украинского кризиса Россия прилагала настойчивые усилия по его урегулированию мирными, дипломатическими средствами. Российские представители оказывали содействие внутриукраинскому диалогу в Контактной группе, работали над урегулированием в «нормандском формате».
Давайте вспомним наши дискуссии последних лет в этом зале. О необходимости неукоснительного выполнения минского «Комплекса мер» никто кроме нас и наших союзников не говорил. Представители нынешнего режима в Киеве и их зарубежные кураторы, наоборот, вслух выступали за совершенно другое: установить контроль над границей и подавить инакомыслие в Донбассе без предоставления его населению каких-либо политических гарантий и статуса, которые предусмотрены минским «Комплексом мер». Вместо достижения политическим путем согласия со своими согражданами, режим осуществлял против них карательную операцию, а по сути – гражданскую войну. Киев публично, включая высший политический уровень, заявлял о том, что «никакого особого статуса Донбасс не получит», «прямого диалога с представителями ДНР и ЛНР не будет», а Минские соглашения якобы «невыполнимы». Сегодня же, уважаемые дамы и господа, вы вспомнили о них?
Параллельно украинские военные продолжали концентрировать вооруженную группировку на линии соприкосновения – там появились иностранные ударные вооружения, так называемые «инструкторы» из стран НАТО, тяжелые техника и вооружения. Готовился силовой сценарий. Никуда оттуда не делись и запрещенные п.10 «Комплекса мер» военизированные формирования украинских националистов. Мы многократно приводили заявления руководителей боевых дружин «Правого сектора» о том, что никакие перемирия украинским националистам не писаны. Более того, они публично декларировали, что «Донбасс будет украинским или безлюдным», под лозунгом «смерть москалям» стреляли в жителей Донбасса, для которых родной язык – русский. Население региона столкнулось с угрозой физического уничтожения. Стало совершенно очевидно, что для постмайданных властей Украины Донбасс – это, прежде всего, территория, а не люди, на ней проживающие. Теперь эти люди покидают свои дома, бегут в Россию, не только в южные, но и центральные регионы. Обвинять нас в том, что мы срежиссировали это обострение, кощунственно. Вы о людях подумали?
Всего этого не видели – а точнее, делали вид, что не замечали – наши западные партнеры. Ни разу, ни словом не обмолвились о необходимости незамедлительного и безусловного прекращения Киевом мер по удушению региона – например, снятия Киевом социально-экономической блокады. Вместо этого некоторые страны НАТО приступили к беспрецедентной и демонстративной накачке Украины летальными вооружениями и, по сути, выдав карт-бланш на дальнейшие убийства мирного населения и разрушения гражданских объектов.
Уважаемые коллеги,
Имейте совесть признать, что за семь лет, несмотря на резолюцию 2202 Совета Безопасности ООН, несмотря на поддержку «нормандского формата», несмотря на созданный для этого механизм Контактной группы, именно Киев последовательно работал над тем, чтобы «Комплекс мер» никогда не был реализован. В противном случае, соответствующие изменения в Конституцию Украины были бы внесены еще в 2015 году, Донецк и Луганск находились в составе Украины с особым статусом, а контроль над границей осуществляло украинское государство. Уже состоялись бы не одни выборы в этих регионах, возможно, под наблюдением БДИПЧ. Все это – не обязательства России, а цели, которых мы не смогли добиться от Киева целых семь лет.
Повторим: Киев с момента подписания «Комплекса мер» не собирался его выполнять, впоследствии даже открыто заявлял о ничтожности достигнутых в Минске договоренностей. Постоянно звучала воинственная риторика украинских официальных лиц, публично говоривших об отказе от прямого диалога с Донбассом и намерениях решить кризис военным путем. По сути, Киев не просто уже давно вышел из Минских соглашений, но и никогда в них не входил, формально поставив под ними свою подпись.
Такую манеру поведения мы уже видели у западных партнеров Киева. Давать любые заверения, любые обещания, даже подписываться под конкретными обязательствами без намерения их исполнять. Так дело не пойдет.
Прошу приложить это выступление к Журналу дня сегодняшнего расширенного заседания Постоянного совета.
Благодарю за внимание.