Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в рамках сегмента высокого уровня Конференции по разоружению, 1 марта 2022 года
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые коллеги,
Рад выступить на Конференции по разоружению. Надеялся, что смогу сделать это вживую, находясь в Женеве. Однако это оказалось невозможным из-за отказа Евросоюза соблюдать одно из основополагающих прав человека – право на свободу передвижения. Избрав путь односторонних нелегитимных санкций, страны ЕС пытаются уйти от честного диалога лицом к лицу, от прямых контактов, призванных способствовать нахождению политических развязок острых международных проблем.
Самая горячая из них – трагедия Украины – это результат попустительства западных покровителей преступному режиму, который там образовался после кровавого антиконституционного госпереворота в феврале 2014 г., осуществленного вопреки гарантиям Германии, Польши и Франции под соглашением об урегулировании внутриукраинского кризиса. Уже тогда стало понятно отношение путчистов к европейским ценностям. Сегодня опасности, которые режим В.А.Зеленского представляет для соседних стран и международной безопасности в целом, существенно возросли после того, как власти, обосновавшиеся в Киеве, затеяли опасные игры, связанные с планами обретения собственного ядерного оружия.
Прозвучавшие на этот счет безответственные заявления – не пустая бравада. Украина располагает ещё советскими ядерными технологиями и средствами доставки такого оружия. Мы не можем не реагировать на эту реальную опасность. Могу Вас заверить: Россия как ответственный член международного сообщества, приверженный своим обязательствам по нераспространению оружия массового уничтожения, предпринимает все необходимые меры для недопущения появления ядерного оружия и соответствующих технологий на Украине. Рассчитываем, что все отдают себе отчет в необходимости решения этой проблемы.
Сегодня налицо востребованность интенсивной совместной работы в целях повышения предсказуемости, предотвращения новых витков гонки вооружений. В текущих условиях необходимо отказаться от любых действий, направленных на демонтаж архитектуры контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения (КВРН). Крайне важно воздерживаться от опасных шагов в области военного строительства, которые могли бы восприниматься как нарушение принципа равной и неделимой безопасности.
К сожалению, именно этот фундаментальный принцип отказываются соблюдать страны-члены НАТО, удваивающие усилия по сдерживанию России. Достаточно упомянуть втягивание в орбиту альянса киевского режима, поставки ему летального вооружения, а также проведение провокационных военных учений и других мероприятий вблизи российских границ.
Западные коллеги пока не демонстрируют готовность предоставить России юридически обязывающие, долгосрочные гарантии безопасности. Речь идет об отказе от дальнейшего расширения НАТО, включая отзыв «бухарестской формулы» о том, что Украина и Грузия станут членами альянса. Западным странам необходимо отказаться от создания военных объектов на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами альянса, включая использование их инфраструктуры для ведения любой военной деятельности. Следует вернуть военные потенциалы, в том числе ударные, и инфраструктуру НАТО к состоянию на 1997 год, когда был заключен Основополагающий акт Россия-НАТО. Для нас достижение этих целей имеет принципиальное значение.
Вновь призываю США, их союзников и клиентов неукоснительно выполнять взятые ими на себя международные обязательства по неукреплению собственной безопасности за чужой счет. Очевидно, что это способствовало бы оздоровлению военно-политической ситуации в Евро-Атлантике, созданию предпосылок для продвижения по всему комплексу проблем в сфере контроля над вооружениями, включая возможную работу над новыми договоренностями.
Определяющая роль в поиске путей вывода системы КВРН из кризиса принадлежит разоруженческому механизму ООН. Его ключевым элементом является Конференция по разоружению. Результаты ее деятельности напрямую влияют на безопасность всего человечества.
В повестке дня Конференции особо выделяем вопрос разработки многостороннего юридически обязывающего инструмента по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Он призван укрепить международно-правовой режим в сфере космической безопасности. Как известно, Договор о космосе 1967 года содержит запрет на размещение там любых видов ОМУ. Понятно, что данная норма не распространяется на другие типы вооружений. Пользуясь этим, отдельные страны приступили к «оружейному» освоению космического пространства. Приняты доктринальные документы, верстаются и переводятся в стадию реализации планы по выведению на орбиту систем вооружений, включая ударные. Обретает реальные черты угроза новой гонки вооружений и превращения космоса в арену вооруженного конфликта. Все это чревато тяжелыми последствиями для глобальной стабильности.
Россия и Китай внесли на рассмотрение Конференции проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Затягивать запуск таких переговоров считаем недопустимым. Попытки подменить юридически обязывающий инструмент в этой области некими полумерами в виде «правил ответственного поведения» в космосе считаем контрпродуктивными.
Убеждены: переговоры по предотвращению гонки вооружений в космосе создадут благоприятный фон для продвижения по пути ядерного разоружения – еще одному пункту повестки дня, которому Россия уделяет самое пристальное внимание.
По нашей инициативе в феврале 2021 года был продлен российско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений на пять лет без каких-либо условий. По договоренности президентов России и США инициирован комплексный диалог по стратегической стабильности. Его ключевая задача – заложить основы будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков. Готовы к совместной работе над новым «уравнением безопасности», учитывающим все факторы стратегической стабильности в их взаимосвязи.
Для нас неприемлемо, что вразрез с основополагающими положениями Договора о нераспространении ядерного оружия на территории ряда европейских стран по-прежнему находится ядерное оружие США. Сохраняется порочная практика «совместных ядерных миссий» с участием неядерных стран НАТО. В их рамках отрабатываются сценарии применения ядерного оружия по России. Давно пора вернуть американское ядерное оружие домой, а связанную с ним инфраструктуру в Европе полностью ликвидировать.
Всегда исходили и исходим из того, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Данный принцип подтвержден в совместном заявлении Президентов России и США от 16 июня 2021 года и в совместном заявлении глав государств России и КНР от 28 июня 2021 года. Важно, что по инициативе и при самом активном участии России было разработано и 3 января с.г. принято совместное заявление лидеров пяти ядерных держав о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений.
В целях обеспечения предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере в условиях прекращения действия ДРСМД наша страна в одностороннем порядке взяла на себя обязательство не размещать первой подпадавшие под Договор системы в тех регионах, где не будут развертываться аналогичные средства американского производства. Призываем США и их союзников последовать нашему примеру. Особо подчеркну: наземных ракет средней и меньшей дальности у России не было и нет. Утверждать обратное – значит создавать заведомо ложную картину и покрывать действия тех, кто несет реальную вину за слом ДРСМД.
Россия остается открытой к инициативам о многосторонних переговорных форматах по вопросам предотвращения гонки вооружений и укрепления стратегической стабильности. Исходим из того, что такие идеи должны реализовываться на основе консенсуса, с учетом законных интересов и озабоченностей всех потенциальных участников.
Рассчитываем, что в нынешнем году состоится неоднократно откладывавшаяся 10-я Конференция по рассмотрению действия ДНЯО – одного из ключевых элементов системы международной безопасности и стратегической стабильности. Необходимо, чтобы Конференция прошла в конструктивной деловой атмосфере и по ее итогам государства-участники подтвердили готовность четко следовать взятым на себя обязательствам. Россия открыта к взаимодействию со всеми странами в интересах успешного проведения форума.
У нас вызывает вопросы противоречивая затея Австралии, Великобритании и США по созданию закрытого партнёрства AUKUS. Очевидно, что AUKUS негативно влияет на режим ядерного нераспространения, провоцирует напряженность и формирует предпосылки к началу нового витка гонки вооружений, причём не только в АТР.
Надеемся на прогресс со вступлением в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В этой связи вызывает разочарование позиция США. Нынешняя американская администрация работает уже больше года, однако прежний подход Вашингтона, изложенный в ядерной доктрине 2018 года, где зафиксирован отказ от ратификации ДВЗЯИ, до сих пор не пересмотрен.
Продолжаются усилия по восстановлению полноценной реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Рассчитываем, что они увенчаются успехом. Разумной альтернативы СВПД не существует. Обязательства по «ядерной сделке», подкрепленные резолюцией СБ ООН 2231, должны неукоснительно выполняться всеми без каких-либо оговорок. Вынуждены констатировать, что сложившаяся ситуация – наглядное свидетельство того, как дорого глобальной безопасности обходится недоговороспособность Вашингтона. Политика, строящаяся на давлении и шантаже, бесперспективна.
Востребована поддержка усилий по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ), как это предусмотрено резолюцией Конференции 1995 г. по рассмотрению и продлению действия ДНЯО. В позитиве – созыв уже двух сессий Конференции в соответствии с решением, принятым в декабре 2018 г. Генассамблеей ООН. Россия активно участвовала в работе этих форумов в качестве наблюдателя. Рассчитываем на присоединение к данному процессу Израиля, а также США – соавтора резолюции по ЗСОМУ 1995 г.
Выступаем за укрепление режима Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Настроены на конструктивную работу с целью результативного проведения Обзорной конференции КБТО. Призываем партнеров поддержать российские инициативы, направленные на упрочение институциональных основ Конвенции.
Глубокое беспокойство продолжает вызывать положение дел в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Это – прямой результат деструктивной линии США и их союзников в русле продвигаемой ими ущербной и вредной концепции «миропорядка, основанного на правилах». Западные страны фактически «приватизировали» эту техническую международную структуру и подчинили ее своим геополитическим амбициям. Секретариат Организации открыто используется ими для политического давления на «неугодные» правительства, против которых плодятся бездоказательные обвинения. В интересах мирового сообщества – сделать все возможное, чтобы ОЗХО не превратилась в инструмент достижения отдельными государствами неблаговидных узкокорыстных целей.
Уважаемые коллеги,
Исходим из того, что Конференция способна переломить губительные тенденции в области КВРН, внести весомый вклад в укрепление международной безопасности и стабильности. На решение этой задачи нацелена и российская инициатива о разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Упрочение международно-правовой базы противодействия ОМУ-терроризму отвечает интересам всех государств.
При наличии политической воли участники Конференции могут и должны преодолеть разногласия, выйти на взаимоприемлемые развязки, открывающие путь к возобновлению переговорной работы. Шансы на это есть. Ожидаем, что свою лепту внесет «шестерка» председателей сессии Конференции 2022 года.
Благодарю за внимание. Желаю вам успехов!