Финский национальный авиаперевозчик Finnair аннулировал свой финансовый прогноз на I квартал текущего года из-за ощутимого воздействия закрытия воздушного пространства России на финансовое положение компании.
Ранее, в прогнозе от 17 февраля, Finnair сообщала, что открытие азиатских рынков ближе к II кварталу позволит авиакомпании повысить доходность, однако из-за повышения цен на авиатопливо ввиду нестабильной мировой ситуации, по результатам I квартала уровень убыточности будет аналогичным первому полугодию 2021 года. Финский флагман рассчитывал вернуться к допандемийным объемам перевозок во втором полугодии 2022 года, за исключением рынков Китая и Гонконга.
Но вся бизнес-стратегия Finnair, построенная на обеспечении прямого авиасообщения между Европой и Азией через воздушное пространство России, оказалась под ударом из-за введенных ЕС и РФ взаимных запретов. В настоящее время Finnair разрабатывает новые прогнозы и планы, в том числе по сокращению расходов.
«Обход российского воздушного пространства существенно удлиняет длительность рейсов на азиатских направлениях. Таким образом, большая часть пассажирских и грузовых рейсов становится нерентабельными или неконкурентными», — подчеркнул президент Finnair Топи Маннер.
Finnair закончила 2021 год с ликвидностью порядка 1,7 млрд евро, включая ссуду под госгарантии в размере 400 млн евро. «Компания рассматривает различные решения на тот случай, если ситуация затянется, и поддерживает активный диалог с правительством Финляндии», — сказал Маннер.
Finnair объявила, что закрывает полеты через воздушное пространство России пока до 6 марта. Это означает приостановку рейсов в Гуанчжоу, Москву, Осаку, Сеул, Шанхай, Санкт-Петербург и Токио. Рейсы в Гонконг ранее были приостановлены до конца марта. Авиакомпания продолжает выполнять рейсы в Бангкок, Дели, Пхукет и Сингапур, длительность которых увеличилась на один час.
«Вся бизнес-модель Finnair построена на трансфере между Европой и Азией. Для этой авиакомпании обход российского воздушного пространства фактически невозможен, — отмечает аналитик агентства GridPoint Consulting Роберт Бойл. — Российский рынок также важен для Finnair. В худшем случае этот кризис представляет для авиакомпании угрозу ее существованию». Бойл также отметил, что закрытие воздушного пространства России размывает конкурентные преимущества европейских авиакомпаний перед перевозчиками из стран Персидского залива и Turkish Airlines. Обход воздушного пространства России увеличивает дальность рейсов до севера Азии на 20%, до Гонконга — на 10%. Воздушное пространство Украины закрыто для коммерческих рейсов с 24 февраля.
Запрет на использование воздушного пространства — разменная карта в геополитическом конфликте, которая разыгрывается все более широко. Так, Министерство транспорта Канады рассматривает инцидент с рейсом «Аэрофлота» из Майами, прошедшим через воздушное пространство Канады после введения страной запрета для российских перевозчиков. «Мы знаем, что рейс 111 „Аэрофлота“ нарушил запрет, наложенный 28 февраля на использование канадского воздушного пространства российскими рейсами. Мы запускаем расследование действий „Аэрофлота“ и независимого провайдера аэронавигационных услуг NAVCAN, которые привели к данному нарушению. Мы примем все меры для недопущения подобных нарушений», — предупредило канадское ведомство. В «Аэрофлоте» классифицируют этот рейс как гуманитарный по вывозу граждан РФ.