Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросу о биолабораториях на Украине
Г-н Председатель,
Прежде всего позвольте выразить наши глубокие и искренние соболезнования Постоянному представителю Ирландии г-же Д.Нейсон и всей ирландской миссии в связи с внезапной и скоропостижной кончиной заместителя Постоянного представителя Ирландии Д.Келли. Это потеря для ирландской миссии и для всех нас. Примите наши соболезнования.
Г-н Председатель,
Уважаемые коллеги,
Мы уже говорили, что в ходе проведения Россией специальной военной операции на Украине вскрылись факты реализации украинскими властями при поддержке и непосредственном кураторстве Минобороны США опасных проектов в рамках военно-биологической программы. Эта деятельность велась на территории Украины, в центре Восточной Европы и у западных границ России, что создавало реальную угрозу биобезопасности нашей страны и всего региона.
Неделю назад по запросу Российской Федерации состоялось первое заседание СБ ООН по этой теме. На нем мы задали нашим западным коллегам ряд вопросов, на которые те так и не ответили.
Представитель США не смогла объяснить, как стыкуются заявления американских официальных лиц о том, что на территории Украины якобы нет подконтрольных США биолабораторий, с фактом наличия документальных подтверждений такого рода «сотрудничества» Киева и Вашингтона. Я напомню, речь о подписанном в 2005 г. соглашении между Минобороны США и Минздравом Украины, в котором прямо фигурирует поддержка Пентагоном «совместных биологических исследований» применительно к «опасным патогенам, размещенных на объектах на территории Украины».
Хотя американская делегация не может или не хочет дать ответы на наши вопросы, они находятся по мере того, как Минобороны России изучает полученные от сотрудников украинских биолабораторий материалы о реализации военно-биологических программ США и их союзников по блоку НАТО на территории Украины.
За прошедшую неделю вскрылись новые подробности, которые позволяют говорить о том, что на территории Украины создавались компоненты биологического оружия.
Реализация упомянутого американо-украинского соглашения 2005 г., комментарии насчет которого мы ждем от представителя США, все эти годы шла полным ходом. Причем из документов следует, что помогали американские коллеги не, как они утверждают, украинскому Минздраву, а украинскому Минобороны. В распространенной нами сегодня утром в качестве документа СБ подборке материалов вы можете видеть так называемый «План технической помощи определенным реципиентам Минобороны Украины». Я рекомендую внимательно изучить этот документ. В нем подтверждается непосредственное финансирование и кураторство Пентагоном – его Управлением по снижению военной угрозы – военно-биологических проектов на Украине. Общий объем финансирования составил 32 млн. долларов, а непосредственным получателем денежных средств стали следующие лаборатории украинского Минобороны:
— в Киеве – 10-е региональное санитарно-эпидемиологическое управление Центрального санитарно-эпидемиологического управления Минобороны Украины;
— в Одессе – 27-е региональное санитарно-эпидемиологическое управление Центрального санитарно-эпидемиологического управления Минобороны Украины;
— в Львове – 28-е региональное санитарно-эпидемиологическое управление Центрального санитарно-эпидемиологического управления Минобороны Украины;
— в Харькове – 108-е региональное санитарно-эпидемиологическое управление Центрального санитарно-эпидемиологического управления Минобороны Украины.
Хочу обратить ваше внимание еще на один принципиально важный момент. Представители Госдепартамента США продолжают «путаться в показаниях» и утверждать, что США якобы не участвуют в управлении какими-либо биолабораториями на территории Украины. Но факты говорят об обратном.
Согласно упомянутому мной «Плану технической помощи» именно «Донор» – Минобороны США – ставило задачи и определяло объем работы в рамках проектов на территории Украине, определяло перечни необходимого оборудования и делегировало широкие полномочия аффилированной с ним компании-подрядчику «Black & Veatch» во взаимодействии с украинскими органами госвласти. Получатель же американской «помощи» – Минобороны Украины – было обязано обеспечить «своевременный доступ персонала» Пентагона и его подрядчика к лабораториям на территории Украины «с целью проведения работ» в рамках выполнения проектов, а также предоставить доступ на эти объекты, помимо сотрудников Пентагона, «иностранных ученых». Сами проекты предполагалось реализовывать не украинскими учеными, а «при их участии».
Проще говоря, украинские власти дали Пентагону «карт-бланш» на территории Украины и позволили самостоятельно проводить там опасные биоэксперименты. Американский подрядчик при этом освобождался от всех видов налогов по украинскому законодательству.
Что же по этому плану взамен получали украинские ученые, то есть украинский народ? Бесплатный проезд на международные конференции, «на основе тарифов расходов на питание и проживание, утвержденных для командировок правительственных чиновников США». Такая вот «компенсация» за проведение «под боком» опаснейших биологических исследований.
Это никакая не «благородная» помощь Украине, о которой твердят американские представители. Это циничное использование ее территории и населения для опасных исследований, которые Вашингтон не хочет проводить на своей территории, чтобы не подвергать рискам собственное население.
Не удивимся, если вскроются аналогичные факты о деятельности курируемых США лабораторий в других регионах мира. Призываем страны, предоставившие свою территорию для проведения таких экспериментов Пентагона, внимательно изучить контрактную документацию их сотрудничества с США в биологической сфере. Полностью поддерживаем требование КНР к США раскрыть данные о деятельности 360 лабораторий под американским контролем в мире.
Возвращаясь к Украине. Указанные биолаборатории в Киеве, Одессе, Львове и Харькове были выбраны Управлением по снижению угрозы Минобороны США не случайно. Они стали исполнителями проекта UP-8, направленного на изучение возбудителей Конго-Крымской лихорадки, лептоспироза и хантавирусов. Полагаем, что заинтересованность военных биологов США именно в этих патогенах связана с тем, что они имеют природные очаги как на территории Украины, так и в России, а их применение может быть замаскировано под естественные вспышки заболеваний.
На базе лаборатории в Харькове реализовывался также проект Р-781 по изучению путей передачи человеку заболеваний через летучих мышей. Работы на нем велись совместно со скандально известным Центром имени Р.Лугара в Тбилиси.
В этом контексте отдельного внимания заслуживает выбранный Пентагоном для проведения работы на территории Украины подрядчик – компания «Black andVeatch». Это далеко не рядовая компания. Она уже более ста лет работает на американскую армию. Она строила для нее военные базы, включая лаборатории в Лос-Аламосе, где разрабатывалось ядерное оружие.
Исследования по передаче человеку заболеваний через летучих мышей в украинских биолабораториях носили системный характер и проводились, как минимум с 2009 года под непосредственным контролем специалистов из США. В ходе реализации указанных проектов были выделены шесть семейств вирусов (включая коронавирусы) и три вида патогенных бактерий (возбудители чумы, бруцеллеза и лептоспироза). Это наиболее привлекательные для использования в целях заражения патогены, для которых характерны устойчивость к лекарственным препаратам и быстрая скорость распространения от животных к человеку.
В рамках проекта «FLU-FLYWAY» Харьковским институтом ветеринарной медицины изучались дикие птицы как векторы для переноса птичьего гриппа. Одновременно оценивались условия, при которых процессы передачи могут приобрести неуправляемый характер, нанести экономический ущерб, создать риски продовольственной безопасности. Документально подтверждена причастность Харьковского института к проведению работ по сбору штаммов вирусов птичьего гриппа, обладающих высоким эпидемическим потенциалом и способных преодолевать межвидовой барьер.
В распоряжении российского Минобороны поступают новые и новые документы о передаче образцов сыворотки крови украинских граждан на территорию третьих стран, в том числе в Великобританию, Грузию, ФРГ. Анализ полученных сведений дает основания говорить, что украинские специалисты не осведомлены о потенциальных рисках передачи биоматериалов, используются, по сути, «втемную» и не имеют реального представления об истинных целях проводимых исследований. Это и не удивительно, если в соответствии с контрактной документацией, о которой я говорил выше, им отводилась сугубо подчиненная роль.
Поступают и новые данные о попытках уничтожения биоматериалов идокументации в лабораториях Украины с целью спешно «замести следы» реализации военно-биологической программы.
Нам известно, что в ходе проведения ликвидационных мероприятий в лаборатории ветеринарной медицины в населенном пункте Хлебодарское его сотрудники — граждане Украины — даже не допускались в здание. Данная лаборатория осуществляет взаимодействие с научно-исследовательским противочумным институтом имени Мечникова в Одессе, в котором проводятся исследования с возбудителями чумы, сибирской язвы, холеры, туляремии.
В попытке «замести следы» биологические отходы из лаборатории в Хлебодарском были вывезены за 120 км в сторону западной границы в район населенных пунктов Тарутино и Березино. Минобороны России фиксирует все указанные факты для последующей правовой оценки.
Экстренно уничтожены документы в Херсонской биолаборатории. Полагаем, что причиной подобной спешки стало желание скрыть от российских специалистов сведения о вспышке в 2019 году в Херсоне дирофиляриоза — болезни, которая передается комарами. Четыре случая заражения этим заболеванием были выявлены в феврале, что нехарактерно для жизненного цикла этих насекомых, даже с учетом инкубационного периода болезни. При этом нам известно, что в апреле 2019 г. представители Пентагона посетили местные учреждения здравоохранения, где ознакомились с результатами эпидемиологического расследования и скопировали медицинскую документацию.
С готовностью хватаясь за любые «фейки», которые поставляют украинские власти при поддержке своих западных покровителей, западные СМИ высказывают сомнения в отношении достоверности опубликованных Минобороны России материалов. Хочу обратить внимание на следующий факт. Обнародованные нами документы имеют подписи реальных должностных лиц США. В частности, многие из них подписаны руководителем украинского офиса Управления по снижению угрозы Джоанной Винтрол. Эта сотрудница Пентагона хорошо известна в нераспространенческих кругах. До Украины она курировала уничтожение химоружия в Ливии. Если журналистов действительно интересует достоверность представленных нами документов, то предлагаю обратиться к ней напрямую и спросить – действительно ли на них стоит ее подпись.
Я хочу еще раз подчеркнуть – речь идет не просто о нарушении Украиной и США Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия. Речь о том, что находятся все новые свидетельства того, что в центре Восточной Европы вплоть до последнего момента велась опасная военно-биологическая деятельность, последствия которой в любой момент могли «выплеснуться» за пределы этой страны и даже региона. Масштаб жертв, в том числе среди населения европейских стран, в таком случае даже сложно себе представить. Возможно, что на его фоне померкла бы даже эпидемия коронавируса.
Тревожные признаки такой угрозы уже есть. Например, в 2018 г. среди проживающих в Луганской и Донецкой народных республиках граждан резко возросло число случаев туберкулеза, вызванных новым мультирезистентным штаммом. В ходе массовой вспышки, зафиксированной в районе населенного пункта Пески, было выявлено более 70 случаев заболевания, которые завершились быстрым летальным исходом. Это не выглядит случайностью.
В заключение хочу прокомментировать заявления представителей Секретариата ООН, что у него не имеется свидетельств реализации военно-биологических программ на территории Украины.
В соответствии с КБТО государства-участники представляют в ООН сведения об объектах и проводимой биологической деятельности. Речь идет о Мерах укрепления доверия, которые публикуются в целях контроля выполнения Конвенции. С 2016 года — момента начала реализации упомянутых проектов (в том числе UP-4, UP-8 и Р-781) США и Украина сознательно умалчивают о них своей отчетности, несмотря на их явную военно-биологическую направленность.
Именно поэтому Россия уже много лет призывает укрепить режим КБТО, принять юридически обязывающий протокол к этой конвенции, который позволил бы создать эффективный механизм проверки и включать в отчетность государств-участников информацию о ведущейся за рубежом военно-биологической деятельности. США такую работу уже почти 20 лет блокируют, отказываясь от предоставления таких сведений. Это, кстати, еще один вопрос, от ответа на который представители США раз за разом уклоняются.
Все перечисленные нами сегодня и 11 марта факты и свидетельства – это только «верхушка айсберга». Наше Минобороны получает все новые материалы и ведет их анализ. Мы будем продолжать информировать мировое сообщество о незаконной деятельности Пентагона на территории Украины.
Благодарю за внимание.