"Севмаш" после перевооружения намерен строить атомоходы пятого поколения
МОСКВА, 19 марта. /ТАСС/. Техническое перевооружение завода «Севмаш» в Северодвинске создаст условия для строительства на предприятии атомных подводных ракетных крейсеров пятого поколения. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор предприятия Михаил Будниченко по случаю Дня моряка-подводника, отмечаемого в России 19 марта.
«Решение стоящей перед предприятием глобальной задачи по переходу на новый технический уровень позволит не только обеспечить создание атомоходов пятого поколения и другой морской техники для укрепления обороноспособности и экономического потенциала нашей страны, но и решить другие возможные задачи, которые будут поставлены перед верфью», — сказал он, отметив, что на «Севмаше» ведется масштабное техническое перевооружение в условиях действующего производства.
Будниченко добавил, что предприятие готовится к внедрению блочно-модульного метода строительства атомных подводных лодок (АПЛ).
В 2021 году сообщалось, что на «Севмаше» внедряется новый блочно-модульный метод строительства АПЛ. Применение новой технологии создания атомоходов призвано повысить качество работ и уменьшит трудоемкость за счет сборки корпуса АПЛ из крупных блок-модулей высокой степени готовности. Это позволит сократить стапельный период строительства АПЛ на 18 месяцев.
«Севмаш» (в составе Объединенной судостроительной корпорации) является одним из крупнейших судостроительных предприятий России.
В конце 2021 года Северодвинское машиностроительное предприятие «Севмаш» передало военным морякам два атомных подводных корабля: многоцелевую подлодку проекта 885М типа «Ясень-М» под именем «Новосибирск» и стратегический крейсер проекта 995А типа «Борей-А» — «Князь Олег». Неординарность этого события в том, что после сдачи Военно-морскому флоту предыдущей АПЛ «Казань» прошло всего полгода, а из эллинга крупнейшего в мире судостроительного предприятия выводят еще два ракетоносца. Такого в истории нашего ВМФ не было с советских времен. В ближайшее время обе субмарины совершат переход на Тихоокеанский флот. Их появление серьезно усилит его боевой потенциал, ресурсы страны по сдерживанию потенциальной внешней агрессии.
Пирожки в проекцииНа «Севмаше» любили невесело пошутить, что «научились закладывать субмарины — теперь осталось научиться их сдавать». Церемония касательно первого процесса нехитрая: в огромном цехе при стечении рабочих и московских комиссаров под звуки оркестра и торжественные речи помещается металлическая балка или секция будущего корабля, к ней прикручивается специальная медная табличка. Именно так 21 декабря 1993 года началось строительство первых «Ясеня» и «Борея». Тогда в качестве званых гостей, а по факту лоббистов, пригласили мэра Москвы Юрия Лужкова и «главного приватизатора» Анатолия Чубайса.
Сдача же проекта сложнее и может растянуться на годы. Так, первый корабль 885-го проекта — «Северодвинск» — удалось передать флоту только в 2009 году. Тогда же начались и ходовые испытания стратегического крейсера 955-го проекта — «Юрия Долгорукого». Столь долгие сроки строительства лодок были прежде всего связанны с общим кризисом оборонно-промышленного комплекса. Страна буквально была не в состоянии финансировать создание новых систем вооружения — «Северодвинск» и «Юрий Долгорукий», что называется, лепили из того, что было, — например, из частей недостроенных субмарин других проектов, оставшихся на «Севмаше». При этом первый «Ясень» стал настоящим каталогом продукции ОПК — в надежде на будущие заказы от государства в его проект заложили всю имеющуюся и только прорабатываемую продукцию многочисленные разработчики систем вооружений.
Церемония спуска на воду подлодки «Юрий Долгорукий» проекта 955 на оборонной верфи «Севмаш», 2007 год
Первые «Ясень» и «Борей» стали в некоторой мере аналогией конструктора лего, на них отрабатывались как новые технологии производства, так и оборудование. Именно этим объясняется, что только с третьей АПЛ — «Новосибирск» — и пятого стратегического крейсера — «Князь Олег» — субмарины стали называться серийными (построенными по единой утвержденной документации, с типовым оборудованием и системами вооружения). Таким образом задел все-таки был сделан — Военно-морской флот получил подводные лодки нового поколения и смог на практике понять, что в них хорошо, а что плохо.
Во время церемонии передачи кораблей морякам в конце 2021 года, приуроченной к итоговой коллегии Минобороны, верховный главнокомандующий, президент Владимир Путин упомянул, что планы по дальнейшему строительству атомного подводного флота предполагают создание еще шести многоцелевых АПЛ 885М и пяти ракетоносцев проекта 955А.
На этом же мероприятии главком ВМФ адмирал Николай Евменов подчеркнул: «Флот доволен этими кораблями. Именно по заявкам флота, исходя из эксплуатации предыдущих серий, и делается „Борей-А“. Он более малошумный, у него масса положительных характеристик. Все то, что было в него заложено, подтверждается в море. Я думаю, что следующие корабли будут еще лучше: здесь идет прогрессивное движение вперед. Я полностью присоединяюсь к словам, сказанным директором „Севмаша“ Михаилом Будниченко, а именно, что уже более двадцати лет не было столь массовой и закладки, и постройки, и приемки кораблей. Столько подводных ракетных крейсеров наша страна не получала начиная с 1991 года».
Подлодка «Князь Олег» проекта 955А
По словам Будниченко, «Севмаш» в 2021 году не только сдал заказчику три атомные подводные лодки — «Казань», «Князь Олег», «Новосибирск», но и начал государственные испытания на АПЛ «Белгород», заложил два новых стратегических крейсера «Дмитрий Донской» и «Князь Потемкин», вывел из эллинга новейшую многоцелевую лодку «Красноярск» и атомный подводный крейсер «Генералиссимус Суворов». По факту это превосходит показатели работы двух ведущих американских верфей Electric Boat в Гротоне и Northrop Grumman Shipbuilding в городе Ньюпорт-Ньюс. Вместе они выпускают ежегодно две субмарины. А британский аналог «Севмаша» в Барроу с начала века построил всего пять подводных атомоходов.
Тише водыВ составе морских ядерных сил РФ корабли проекта 955 меняют атомные лодки проекта 667. В настоящее время из целой серии атомоходов с разными индексами от литеры «А» до «М» и именами — «Навага», «Андромеда», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» — остались только последние две. В середине нулевых они прошли глубокую модернизацию и до последнего времени составляли основу наших морских ядерных сил сдерживания. На них установлены новые гидроакустические станции, системы обеспечения ядерной безопасности реакторов, малошумные гребные винты и новые стратегические ракетные комплексы «Синева» или «Лайнер». В случае конфликта из акватории Баренцева моря эти атомоходы способны забросить на территорию Северной Америки 320 ядерных боезарядов повышенной мощности.
Проект 955 — это следующая страница в развитии атомного подводного флота. «Бореи» — первые российские АПЛ, где движение осуществляется не гребными винтами, а с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Корабли имеют специальные выдвижные подруливающие устройства типа Azipod; с помощью шарнирного механизма они могут вращаться вокруг вертикальной или горизонтальной оси на 360 градусов (что позволяет субмарине двигаться в любом направлении: носом, кормой или бортом, развернуться на одном месте и при этом остаться совершенно незаметной, так как в движение винты Azipod приводит электричество). Лодки имеют в пять раз меньшую шумность, чем корабли предыдущих проектов.
Бывший командир атомного подводного ракетного крейсера «Александр Невский» капитан 1-го ранга Василий Танковид рассказывал ранее ТАСС, что в 2015 году совершил 42-дневный арктический межфлотский переход под льдами Арктики, пройдя пять морей и два океана с Северного на Тихоокеанский флот. «Обнаружить и следить за нами у США не получалось. Они узнали о нашем появлении в водах Тихого океана, лишь когда атомный ракетоносец прибыл в постоянный пункт базирования на Камчатке в Вилючинск», — отметил офицер.
Добавлю также, что на лодках этого класса стоят новейшие гидроакустические станции типа «Иртыш-Амфора». Это автоматизированный цифровой комплекс, объединяющий в себе возможности шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей и связи. Он объединяет в единое информационное пространство станции «малой акустики», предназначенные для измерения толщины льда, скорости звука, поиска морских мин, торпед, полыней и разводий. Эксперты утверждают, что по дальности действия комплекс превосходит аналогичную систему на новейших американских лодках типа Virginia.
Пуск баллистических ракет «Булава» с подлодки «Юрий Долгорукий» проекта 955
Ну и в довершение ко всему, на «Борее» развернуты новейшие баллистические межконтинентальные ракеты «Булава», которые несут до шести ядерных боеголовок индивидуального наведения. Дальность пуска этих ракет позволяет нашим подводникам поразить цели, находящиеся в другом полушарии Земли, как из районов боевого патрулирования, так и прямо из мест базирования, что называется — от пирса.
Подводный перехватчикПо неподтвержденным данным, один «Борей» обходится бюджету в 23 млрд рублей, а «Ясень» — в сумму, превышающую 200 млрд (не мудрено, что лодки 885 проекта одни из самых секретных в российском флоте). Западные аналитики часто сравнивают «Ясень» по боевым возможностям с американскими подводными лодками типа Seawolf (которых имеется всего три — по финансовым соображениям от дальнейшего строительства отказались). Один такой атомоход обходился бюджету в $4,4 млрд. Для сравнения: последние атомные авианосцы типа Nimitz вместе с авиагруппой стоят не более $5 млрд, а одна АПЛ предыдущего проекта типа Los Angeles — всего-то $741 млн.
В отличие от новейших стратегических подводных ракетоносцев четвертого поколения 955-го проекта типа «Борей» (новая техническая начинка которых составляет не более 40%), у лодок 885-го проекта все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшиеся. Как утверждают эксперты судостроительной отрасли, это высокотехнологичное оборудование, которое не имеет аналогов в советском и российском военном кораблестроении.
В качестве иллюстрации к этому приводят пример, что в проекте 885 применена компромиссная смешанная система конструкции — легкий корпус «охватывает» только часть более износостойкого основания в носовой части подлодки для снижения шумности. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали, что позволяет «Ясеню» погружаться на глубину более 600 м — это делает его практически недосягаемым для всех видов современного противолодочного оружия (обычные АПЛ погружаются на 400 м).
АПЛ 885-го проекта несут боезапас из 30 самонаводящихся и телеуправляемых торпед, морских мин, а также ракеты большой дальности «Калибр», сверхзвуковые противокорабельные «Оникс» и в перспективе гиперзвуковые «Циркон». На лодке установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппаратов, через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты. (Возможно, в скором времени это будут новые изделия «Физик», «Хищник» и модернизированная ракета-торпеда «Шквал». Правда, пока это только домыслы — ни Минобороны, ни конструкторское бюро, проектировавшее «Ясень» (Санкт-Петербургское АО «СПМБМ „Малахит“), ничего подобного про 885-й проект не заявляло).
Подлодка „Северодвинск“ проекта 885
Однако в прошлом году одну весьма важную деталь военные все-таки раскрыли. Как сообщила пресс-служба Северного флота, в июле 2021 года в акваториях Баренцева и Норвежского морей АПЛ четвертого поколения (»Бореи" и «Ясени») на глубине 500 м провели «специальные учения по испытанию систем и вооружения». А также подчеркнула, что «глубоководные испытания проходят на глубинах, которые являются предельными для большинства современных подводных лодок». Для общего понимания: корабли всех других поколений (российского или же американского, британского, французского и иных флотов) могут использовать свое оружие при погружении не более чем на 50 м.
ЛеголендТаким образом прихожу к выводу, что «Бореи» и «Ясени» определят боеготовность нашего флота на несколько десятилетий. Кроме того, из опыта их проектирования, строительства и ввода в строй военные и промышленность уже сделали определенные выводы. Не так давно пресс-служба «Севмаша» сообщала, что предприятие ведет подготовку к внедрению блочно-модульной технологии строительства атомных подводных лодок — это метод сборки кораблей из крупных секций, уже насыщенных необходимым оборудованием и вооружением (раньше все монтировалось по ходу стыковки отдельных блоков субмарины). Предполагается, что использование блочно-модульной технологии позволит снизить трудоемкость, а также сроки строительства лодок.
На днях также стало известно, что впервые в России был создан цифровой макет атомной подводной лодки. Проект реализован в рамках единого проектно-производственного пространства, созданного «Севмашем» и четырьмя конструкторскими бюро: Северное ПКБ, «Рубин», «Малахит» и «Алмаз». В процессе применялись технологии реверсного проектирования, объемного лазерного сканирования, внедрялись оптико-электронные инструменты измерений. Новые технологии позволили избежать дорогостоящих и трудозатратных переделок.