Теория заговора скажет, что это ответка от США за неудачу на переговорах с Китаем (и аргумент к началу следующих). Но США сильно переоценивают действенность таких событий на Китай.
Людей жаль, всегда.
Дело в том, что после 11 сентября 2001 года американцы на «Боингах» при проведении регламентных работ модернизируют систему управления самолетом, которая позволяет им через космические спутники управлять кораблем. Таким образом, они «Боингу» могут дать команду на отключение пилотов от управления самолетом, после чего самолет — тюк носом об землю».
Андрей Девятов
ТАСС-ДОСЬЕ. 21 марта на юге КНР потерпел крушение пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании China Eastern Airlines. На борту находились 132 человека — 123 пассажира и девять членов экипажа. Авиаперевозчик выразил «глубокую скорбь по погибшим пассажирам и членам экипажа разбившегося авиалайнера».
Согласно данным из открытых источников, за более чем 50 лет эксплуатации Boeing 737 в катастрофах было потеряно не менее 205 самолетов семейства, в результате чего погибли свыше 4 700 человек. Кроме того, авиалайнеры этого типа 115 раз захватывали преступники, в результате чего погибли 326 человек. За последние пять лет с Boeing 737 произошло девять авиационных происшествий, приведших к гибели людей (без учета ЧП 21 марта 2022 года).
17 апреля 2018 года у Boeing 737-3H4 (регистрационный номер N772SW) американской авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего регулярным рейсом WN1380 из Нью-Йорка в Даллас, в полете разрушился один из двигателей. Обломком был разбит один из иллюминаторов, в который в результате возникшей декомпрессии салона затянуло одну из пассажирок. Другие пассажиры смогли удержать ее в салоне. После экстренной посадки самолета в Филадельфии пострадавшая женщина была госпитализирована, но от полученных ранений скончалась в больнице. Всего на борту воздушного судна находились 149 человек — пятеро членов экипажа и 144 пассажира. Семь человек получили легкие травмы.
18 мая 2018 года Boeing 737-201 мексиканской авиакомпании Global Air (регистрационный номер XA-UHZ), арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана — Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. На борту находились 113 человек — 107 пассажиров и шесть членов экипажа. На месте погибли 110 человек, три человека были госпитализированы, из них двое скончались от полученных ранений 21 и 25 мая 2018 года. Общее число жертв составило 112 человек. В катастрофе выжила одна пассажирка — 19-летняя Майлен Диас Алмагер. Расследовавшая ЧП комиссия назвала причиной катастрофы человеческий фактор — ошибки экипажа в расчетах нагрузки и равновесия, что привело к потере управления и крушению самолета.
28 сентября 2018 года Boeing 737-800 (регистрационный номер P2-PXE) авиакомпании Air Niugini (Папуа — Новая Гвинея) выполнял регулярный рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея). При совершении промежуточной посадки в аэропорту Чуук (Микронезия) авиалайнер из-за допущенных экипажем ошибок пилотирования выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан. На борту находились 47 человек — 35 пассажиров и 12 членов экипажа. 46 человек удалось успешно эвакуировать, тело одного из пассажиров спасатели обнаружили 1 октября 2018 года. Самолет был списан из-за полученных повреждений.
29 октября 2018 года Boeing 737 Max 8 индонезийской авиакомпании Lion Air (регистрационный номер PK-LQP), выполнявший внутренний рейс JT610 из Джакарты в Панкалпинанг, упал в Яванское море через 13 минут после вылета. На борту находились 189 человек — восемь членов экипажа и 181 пассажир, все они погибли. Согласно данным расследования, к катастрофе привела активация автоматической вспомогательной системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System, «система улучшения характеристик маневренности»). Она получала некорректные данные датчика угла атаки и пыталась выровнять нос лайнера, чтобы избежать его вхождения в штопор. Пилоты же перед падением самолета около 20 раз пытались осуществить обратный маневр, противодействуя командам автоматики.
10 марта 2019 года Boeing 737 MAX 8 (регистрационный номер ET-AVJ) эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс ET 302 из Аддис-Абебы в Найроби (Кения), потерпел крушение спустя шесть минут после вылета. Жертвами авиакатастрофы стали 157 человек: 149 пассажиров и восемь членов экипажа. Погибли граждане 35 государств, в том числе трое россиян — Сергей Вяликов, Екатерина и Александр Поляковы. К катастрофе ривело включение системы MCAS, которая пыталась выровнять нос лайнера. С 13 марта 2019 года по 9 декабря 2020 года эксплуатация самолетов Boeing 737 Max была приостановлена во всем мире.
8 января 2020 года вскоре после взлета из международного аэропорта Тегерана потерпел крушение Boeing 737 (регистрационный номер UR-PSR) «Международных авиалиний Украины», следовавший рейсом 752 в Киев. На борту воздушного судна находились 176 человек — девять членов экипажа и 167 пассажиров (граждане Ирана, Канады, Украины, Швеции, Афганистана, ФРГ и Великобритания). Все они погибли. 11 января 2020 года Тегеран признал, что самолет был сбит иранскими военными «вследствие непреднамеренной человеческой ошибки». В декабре 2020 года власти Ирана согласились выплатить семье каждой жертвы инцидента по $150 тыс. в качестве компенсации. В январе 2022 года Украина, Великобритания, Канада и Швеция заявили, что Иран уклоняется от переговоров и отказывается выплачивать компенсации за сбитый самолет.
5 февраля 2020 года Boeing 737-800 (регистрационный номер TC-IZK) турецкой бюджетной авиакомпании Pegasus Airlines совершил жесткую посадку в стамбульском международном аэропорту им. Сабихи Гёкчен. Авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, загорелся и разрушился на три части. На борту находились 183 человека, включая шесть членов экипажа. Погибли три человека, 179 были госпитализированы. В качестве вероятной причины крушения в СМИ назывались сложные погодные условия (сильный попутный ветер).
7 августа 2020 года Boeing 737-800 (регистрационный номер VT-AXH) индийской авиакомпании Air India Express, следовавший из Дубая в город Кожикоде (штат Керала, Индия), потерпел крушение в аэропорту назначения. Из-за сложных погодных условий авиалайнер дважды заходил на посадку, приземлялся во время ливня в условиях сильного попутного ветра. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, его корпус разломился на две части. Всего на борту находились 190 человек (184 пассажира и шесть членов экипажа), жертвами катастрофы стали 20 человек, более 100 были госпитализированы. Рейс выполнялся в рамках программы по возвращению граждан Индии из-за рубежа в период пандемии коронавируса. Согласно опубликованному отчету о расследовании катастрофы, наиболее вероятной причиной ЧП стало игнорирование командиром воздушного судна стандартных процедур ухода на второй круг.
9 января 2021 года Boeing 737-500 (регистрационный номер PK-CLC) индонезийской авиакомпании Sriwijaya Air упал в Яванское море близ Джакарты, в районе острова Лаки. Самолет выполнял внутренний рейс из Джакарты в Пантианак (провинция Западный Калимантан). На борту находились 62 человека — 50 пассажиров и 12 членов экипажа. Все они погибли. По предварительным данным, к катастрофе могла привести неисправность автомата тяги.
Боенги падают с завидной регулярностью. Когда дочь летела в Крым в прошлом году, она очень волновалась. Я заверил, что 100% всё будет хорошо. Долетела нормально и туда и обратно. Вернувшись спросила, почему я был так уверен. Ответил, что потому что летели а аэробусе. А я не помню случая, чтобы аэробус пизданулся где.
Мир праху погибших