«Берегини»: украинские центры информационно-психологических операций используют самые грязные виды оружия информационной войны
Корреспонденту журнала «Армия» удалось связаться с хакерской группой «Берегини» и задать самые интересные вопросы. Сейчас мы видим то давление, которое оказывается на Беларусь, видим попытки расколоть общество. И за всем этим стоит в первую очередь 72-й центр информационно-психологических операций вооруженных сил Украины.
На условиях анонимности одна из участниц хакерской группы рассказала о вмешательстве подразделений центра в наши внутренние дела, о поддержке и координации протестов 2020 года.
– Первый и самый интересный вопрос – кто вы? Те, кто наводит страх на тех, кто привык сам пугать, а не бояться?
– Кто мы? Небольшая команда украинцев, которых объединило неприятие к тому, что стало происходить в нашей стране с 2013 года. Майдан, госпереворот, горький май в Одессе, когда заживо сжигали людей. Беспредел нацистов на улицах наших городов, которые избивали и убивали, становились героями, а не преступниками. Донбасс, сотни убитых маленьких ангелов и откровенная ложь о мифической войне с Россией. Разворовывание страны под факельные шествия. Издевательства над ветеранами и памятью. Их осталось не так много, но они оказались смелее тех, кто проходил мимо беспредела, отворачивая лицо.
Еще нас часто спрашивают, почему «Берегини»? Потому что в нашей команде в основном девушки. А берегини, если помните, в древнеславянской языческой мифологии являлись олицетворением добра, силы, они оберегают людей с чистыми помыслами, добрым сердцем и наказывают злых и корыстных.
Нас немного, но хватает, чтобы сжать силу в кулак и бить по преступникам, уничтожающим нашу Украину.
«Берегини» – украинское женское хакерское движение, выступают за мир и свободу в Украине. В настоящее время активно работают с информацией, хранящейся на серверах украинских центров информационно-психологических операций, демонстрируют обществу их реальные цели и задачи против России и Беларуси.
– Вопрос к вам как самым настоящим кибербойцам – сейчас идет информационная война или это просто конфликт интересов в информационном пространстве, его раздел по сферам влияния?
– Это самая настоящая информационная война. И ее масштабы поражают. Если бы вы знали, сколько людей к нам обращаются за помощью, просят правды, которую сейчас очень сложно найти. В мессенджерах адресно рассылаются угрозы, фото убитых российских военных и льется поток фейковых новостей. Причем это все подается в красивой обертке, упакованной продажными журналистами, ежеминутно выходит в СМИ. Таким образом оказывается сильное психологическое давление на людей. Конечная цель – управляемая паника, манипулирование сознанием. И как итог – сценарий развития событий как в России, так и в Беларуси по образу 2014 года на Майдане в Киеве. Почему именно война, потому что всеми этими процессами управляют и руководят силовые структуры. Мы лишь показали, как это делают украинские, но, поверьте, они лишь пешки в этой большой игре. Главные центры ИПсО находятся в США и Великобритании. Оттуда ставятся задачи, там обучают и спонсируют.
– Кто попадает под информационный удар «Берегинь» в первую очередь?
– Те, кто принимал, принимает участие в геноциде собственного народа. В первую очередь это ВСУ, СБУ и нацистские батальоны. Но самый главный наш противник – это ССО и их центры ИПсО. Мы на одном поле боя, и у нас есть против них сильное оружие.
– Какие у вас связи с российскими спецслужбами? Или попадание снарядов в украинские центры ИПсО на следующий день после опубликованного предупреждения случайность?
– Нет, не случайность. К нам обратились за информацией о тех центрах, чью деятельность мы раскрыли задолго до начала специальной операции России на территории Украины. Документы, которые мы опубликовали в своем Telegram-канале, являются доказательством вмешательства во внутренние дела России. И тот поток фейков и террор российских граждан, который в огромном количестве выливался в сторону России, надо было остановить. Недавно мы передали информацию о такой же деятельности 72 ЦИПсО в отношении Беларуси. Подробности раскрывать не буду, этим уже занимаются компетентные органы. Я думаю, белорусы будут неприятно удивлены, как против них и их государства ведут информационную войну ССО ВСУ.
– Какие формы и методы работы по ИПсО у них? Заметили, что наши оппоненты работают через оппозицию – находят там сторонников и через них «бомбят». А как работаете вы?
– Какие у них формы и методы? Самые грязные. Если внимательно почитать цели и задачи на слайде ниже, то становится понятно, что они работают против мирного населения и, находя маломальский повод для недовольства, разжигают его, призывая к митингам и протестам. Настраивают радикально молодежь. Запугивают экологическими катастрофами. Сегодня они используют все виды оружия информационной войны, прописанные в классических учебниках.
Все как в модели «пяти колец» Джона Вардена. Это руководство страны и система государственного управления, производство, транспортная сеть, население и вооруженные силы. Проводятся кибератаки на информационные и государственные сайты. Собираются списки людей, которым рассылаются смс-сообщения с угрозами и призывами к протесту. Пытаются воздействовать через родственников, живущих в Украине, на военно-политическое руководство России, Беларуси, заставляя в последующем их зачитывать по бумажке написанный заранее текст. Создают сайты и фейковые движения солдатских матерей. Если все перечислять, то получится достаточно длинное интервью.
Как работаем мы? Мы разоблачаем всю их преступную деятельность, показывая всему миру, что на самом деле происходит в киберпространстве. Кто на самом деле манипулирует сознанием людей и какие цели преследует.
– Много информации сейчас на поверхности – в профилях соцсетей и в других открытых источниках?
– Я бы сказала, много ложной информации. Как вы говорите, на поверхности чаще лежит ложь, положенная с определенным умыслом, заранее подготовленная и разработанная в подобных центрах. Не подготовленная, аудитория принимает информацию из открытых источников за правду и становится управляемой мишенью в информационной войне.
Приведу пример: пишет нам гражданка России с просьбой узнать, правда ли, что в Мариуполе российские солдаты насилуют несовершеннолетних девочек и убивают их? При этом рассказывает, что подобный случай произошел в семье, проживающей по соседству с ее мамой, которая сейчас находится там. На тот момент, когда пришло это сообщение, российских войск еще не было в Мариуполе, но паника, посеянная в соцсетях, намеренным комментарием под новостью этого города превратилась в целую историю, которой на самом деле не было.
Или как в случае с Беларусью. На высоком правительственном уровне Украиной было сделано заявление, что российской авиацией нанесен провокационный ракетный удар по территории Беларуси и белорусские войска пошли в наступление на Украину. И вы не поверите, жители Украины начали наблюдать на территории Украины белорусские танки, бросаться им под колеса с криками «Белорусы, уходите!», уезжайте из нашей страны.
Такие сообщения и даже видеоролики распространялись через соцсети. А по факту белорусские Вооруженные Силы границу не пересекали. Таких фактов нет.
– Какие рекомендации можете дать нашим военнослужащим?
– Во-первых, все, что мы рассказали выше, должно принести понимание, что против России и Беларуси развернута полномасштабная информационная война. Военнослужащие – это главная цель, которую преследуют те, кто ее ведет. Поэтому надо мыслить критически и перепроверять информацию, а не верить всему, что пишут в сети. Во-вторых, информацию о вас собирают путем вербовки и подкупа, в том числе бывших сотрудников.
Используют личные аккаунты в социальных сетях. Поэтому помните, что когда вы выкладываете там свои данные, вы ставите под удар не только себя, но и своих близких.
– Вы уже собрали большой архив по ВСУ, СБУ и другим силовым ведомствам Украины. Есть ли там что-то интересное по Беларуси? Были ли их ИПсО направлены и на нас? А что планировали, но не успели сделать? Чего ждать от них в будущем?
– Конечно, они работали и по Беларуси. Они принимали непосредственное участие и в организации беспорядков и митингов во время выборов в 2020 году, и продолжают помогать вашей оппозиции сейчас. Принимают активное участие в движении так называемых киберпартизан, занимаются сбором персональных данных представителей белорусских силовых структур. Обучают людей и готовят в сети деструктивные действия против вашего государства и ваших граждан. Распространяют негативные новости про совместные учения с Россией.
Как пример мы передаем в Беларусь эксклюзивную информацию о создании подконтрольных им Telegram-каналов в Беларуси. С их помощью они планировали также воздействовать на белорусов.
У нас есть информация, что работа против вашей республики велась и ведется украинцами совместно с аналогичными силами Польши и Прибалтики. Они работают и администрируют каналы, открыто призывающие к терроризму, многие из которых уже признаны экстремистскими.
И то, что они продолжат в том же духе, мы не сомневаемся. Война только началась, и впереди будет очень много атак в информационном поле против вашей страны.
– Куда потом эти сведения передаются? Там наверняка террабайты полезной для следствия информации, которую будут рассматривать на современном Нюрнбергском процессе.
– Все сведения мы публикуем на своих ресурсах. К нам обращаются из России и Беларуси. Все необходимые документы для проведения расследования мы передаем и готовы и дальше передавить компетентным органам. Преступления должны быть раскрыты, и виновные должны понести наказание.
– Какие способы воздействия на людей в других странах у «ципсошников»? Следует знать традиции, устои и порядки… Наверняка у украинских ССО есть свои люди и среди нас. Помогаете их установить?
– Конечно, есть. И мы помогаем установить их. Получив доступ к переписке «ципсошников», мы выявили много интересных личностей, которые помогают им. Даже сейчас на территории Беларуси есть люди, которые в закрытых чатах сливают данные о передвижении вооруженных сил Беларуси и России специалистам ВСУ. Все их данные у нас есть.
– А сами вербуете?
– Нет. Как правило, нам сами пишут и предлагают помощь. Очень много информации приходит непосредственно от офицеров ВСУ. Пишут и простые украинцы, которым так же, как и нам, не нравится, что сделали со страной. Непосредственно вербовкой мы не занимаемся.
– На себе давление испытываете? Пытаются вычислить, переманить? Угрожают?
– Попытки были. И угрозы в грязной манере ипсошников – отрезать голову, изнасиловать и убить. Но на нас это не действует. Мы над такими сообщениями смеемся и троллим их.
– Что вами движет? Вы работаете за деньги? Или есть что-то большее?
– Мы не работаем за деньги. Мы спасаем нашу страну, наших граждан. Мы хотим мира в своей стране и жить в мире с соседями. Мы против нацизма, который сейчас расцветает. Мы против убийства невинных детей и издевательств над ветеранами. Мы те, кому не все равно, что будет с нашей страной.
Помните слова, что надо бояться равнодушных? Ведь это с их молчаливого согласия совершается все зло на Земле. Вот мы – именно те, кто не равнодушен. И будем делать все, чтобы таких неравнодушных становилось все больше.
– Что дальше? Когда все закончится, где информационные солдаты удачи будут применять себя?
– Ну, скажем так, мир большой и несправедливости хватает. Многие из сотрудников ЦИПсО сбегут (да и уже сбегают, мы это точно знаем) в Польшу и Прибалтику и будут продолжать свою деятельность. Поэтому пока у нас точно будет работа.
Кроме того, мы планируем помочь восстановить нашу страну и заняться благотворительностью. Многим нашим гражданам и в ДНР, и в ЛНР, и в Украине нужна помощь, и мы готовы ее оказать.
Александр Сафин, фото из открытых источников, носят иллюстративный характер