Пропаганда США после Холодной войны
По сообщению «РБК daily», в 2008 году в США началась работа по воссозданию централизованной системы пропагандистской работы с зарубежной аудиторией[12]. О том, что работа по созданию централизованного пропагандистского органа, аналогичного по функциям USIA, перешла в практическую плоскость, сообщил в марте 2008 года руководитель вашингтонского The Center For Security Policy Фрэнк Гаффни. По его словам, подготовка соответствующего законопроекта начата в комитете по международным делам палаты представителей конгресса США.
В 2009 году доктор политических наук И. Н. Панарин заявил, что американская пропаганда весьма эффективна и способна целенаправленно воздействовать на европейские СМИ[13]. По мнению И. Н. Панарина, согласованность и синхронность выступления американских и европейских СМИ во время вооружённого конфликта в Южной Осетии свидетельствует о том, что план информационного прикрытия кампании в Грузии разрабатывался не менее года, а информационная агрессия направлялась руководством США[13].
В 2018 году Американский журнал Foreign Policy опубликовал интервью с первым заместителем председателя СММ ОБСЕ на Украине Александром Хугом, из которого удалил его высказывание о том, что миссия не обнаружила прямых доказательств российского присутствия на юго-востоке Украины. По словам представителей издания, данное высказывание «не передавало ту точку зрения, которую он хотел обозначить»
Издание РБК, со ссылкой на британскую The Guardian, пишет, что армия США в скором будущем будет оснащена специальным программным обеспечением, ориентированным на проведение проамериканской пропаганды через социальные сети и различные блоги. Данная технология сделает возможным вести секретную блогерскую деятельность на зарубежных сайтах. Например, такое ПО будет противодействовать распространению пропаганды за пределами США, поможет кампаниям по дезинформации или хакерским атакам. В рамках этой программы будут создаваться вымышленные виртуальные личности в Twitter, Facebook и других соцсетях, которые по всем внешним признакам будут казаться обычными пользователями из разных стран и иметь убедительную легенду. Под контролем одного военного будет до десяти онлайн-персонажей[15].
Без интенсивной информационной подготовки и последующей PR-поддержки не обходится ни одна операция американских войск. Термин «информационная война» был введён в оборот директивой министра обороны США (DODD 3600 от 21 декабря 1992 г.). В октябре 1998 г. МО США провозгласило «Объединённую доктрину информационных операций». В число сфер ведения боевых действий, помимо земли, моря, воздуха и космоса, теперь включалась и инфосфера. В США было признано целесообразным наличие «информационно-психологического обеспечения боевых действий». Формирование общественного мнения, обеспечивающего одобрение и поддержку военных акций собственного правительства, является основной задачей специалистов по связям с общественностью[16]. В работе, посвященной службе PR в вооружённых силах США, профессор Академии военных наук и Военного университета МО РФ Владимир Газетов пишет, что американские журналисты убеждены в том, что «пока CNN не объявило о победе американских войск, победы нет»[16]. Усилению деятельности отделов по связям с общественностью послужило решение МО США о создании информационно-пропагандистской группы оперативного реагирования. Задачей формируемой из лучших PR-специалистов структуры, уже получившей название «информационного спецназа Пентагона», будет немедленное (в течение 48 часов) прибытие на место предполагаемой военной операции для создания благоприятного идеологического фона в её освещении средствами массовой информации[16].
Так, Американское военное ведомство поручило исследовательской организации The Rand Corporation найти ответ на вопрос как изменить имидж своих солдат в Ираке, превратив их из «оккупантов» в «освободителей»[17]. Эксперты Rand посоветовали Пентагону уделять больше внимания таким рекламным техникам, как брендинг, мониторинг удовлетворенности потребителя и вовлечение, знание целевой аудитории. О сходстве стратегий продажи и пропаганды говорили и ранее (например, Эдвард Стронг)[18].