Может ли рубль, обеспеченный золотом, изменить мировую экономику?

отметили
33
человека
в архиве

«Это было бы эквивалентно экономическому и финансовому ядерному удару России по США и ЕС», — считает эксперт.

Написано Драго Босником, независимым геополитическим и военным аналитиком .

После того, как 24 февраля в России началась специальная военная операция, Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз немедленно ввели самые всеобъемлющие санкции в истории человечества, что сделало Россию с большим отрывом самой санкционированной страной на планете, намного затмив санкции, введенные против Ирана. Венесуэла и даже Северная Корея. Поначалу эффект от этих санкций казался катастрофическим для российской экономики. Рубль практически превратился в бесполезные фиатные деньги. По крайней мере, так казалось. Однако, потеряв более 50% своей стоимости всего за 2 недели, российская валюта, находящаяся в бою, не только полностью восстановила свою стоимость, но и набрала обороты и достигла значений, превышающих те, что были до начала спецоперации России в Украине.

Большинство людей на самом деле не понимают, как работает современная экономика, поэтому мы решили поговорить с Матиасом, экспертом по экономике и финансам, который в настоящее время работает в крупном центральноевропейском инвестиционном банке.

– Спасибо, что нашли время принять участие в этом интервью, Матиас. Мы хотели бы начать с вопроса: как Вы оцениваете нынешний кризис в Украине с экономической и финансовой точек зрения и как он влияет на деловые отношения между Россией и ЕС?

– Спасибо, что ты у меня есть. Здесь здорово. Прежде всего, я хотел бы начать с того, что, несмотря на то, что говорят СМИ, торговля между Россией и Европейским Союзом на самом деле не прекратилась. При чтении или просмотре большинства европейских СМИ складывается впечатление, что у нас теперь буквально железный занавес или какая-то физическая стена, отделяющая нас от России. Это, безусловно, не так. Сделать что-то подобное практически невозможно, не причинив катастрофического ущерба нашей экономике здесь, в Европе. Мир стал настолько взаимосвязанным, что вся мировая экономика похожа на гигантскую мозаику домино. Невозможно изменить что-то одно, не вызвав при этом волновой эффект глобального масштаба. И это не новое положение дел. Экономический кризис 2008г. начался с краха американской автомобильной промышленности, что, в свою очередь, был связан со страховыми и инвестиционными гигантами в США. Конечно, нынешняя ситуация иная. Люди, похоже, забыли о разрушительном воздействии пандемии COVID-19, которая уже более двух лет опустошает рынки. Украинский кризис был последним, в чем мы нуждались, но ущерб уже нанесен. Даже если боевые действия прекратятся сегодня, негативные последствия сохранятся на долгие годы.

– Что Вы думаете о просьбе России использовать рубли для расчетов за природный газ?

– С политической, вернее, с геополитической точки зрения это решение вряд ли можно назвать нелогичным. Однако с чисто экономической точки зрения это создает немало проблем для налаженных экономических связей между Россией и ЕС. Конечно, наши российские деловые партнеры настаивают на том, что это результат замораживания золотовалютных резервов России, что лишило Россию возможности использовать эти деньги, что не оставило им другого выбора, кроме как запросить рубли за российский природный газ. Решение заморозить российские активы было политическим, и, хотя мы понимаем желание ЕС помочь Украине, мы по-прежнему считаем, что экономические связи можно было оставить вне геополитики. Ведь это будет не в первый раз. Однако, учитывая, что текущая ситуация обострилась до уровней, которых мы не видели очень долгое время, нам нужно найти альтернативы, чтобы продолжать вести дела с Россией. И надо отметить, что это не вопрос эмоций, политики или чего-то подобного. Это просто вопрос здравого смысла. Хотя мы не согласны и не потворствуем действиям России на Украине, нам все равно нужно работать с Россией, потому что это не только большая страна, которая находится в непосредственной близости от нас, но и чистый экспортер природного газа, нефти, электроэнергии, различные металлы, в том числе редкоземельные металлы и неметаллы, удобрения и продукты питания, среди прочего. Большинство людей не обращают внимания на эти товары, но они необходимы для функционирования любой экономики. Без них вся система просто рухнет, и мы уже видим это в массовом скачке цен почти на все товары, многие из которых могут показаться не связанными с нефтью, природным газом или любым из вышеупомянутых товаров. В связи с этим нам необходимо найти механизмы для продолжения торговли с Россией, потому что нынешние скачки цен скоро превратятся в дефицит, если мы вообще разорвем связи с Россией. И если это означает, что нам нужно будет найти способы торговать в российских рублях, я полагаю, что у нас нет особого выбора.

– Вы упомянули повышение цен. Кажется, официальные лица в Соединенных Штатах начали использовать такие термины, как «путинский рост цен» и «путинская инфляция». Как вы думаете, они как-то связаны с президентом Путиным?

– Я не могу комментировать заявления, сделанные американскими или любыми другими официальными лицами в этом отношении, но могу сказать, что связывать инфляцию и рост цен с одним человеком, кем бы он ни был, является, по меньшей мере, чрезмерным упрощением. Как я уже упоминал ранее, мы все еще переживаем пандемию, и только недавно мы начали ослаблять карантинные меры, которые действуют уже два года практически во всех ведущих экономиках мира, и США не являются исключением. это. В результате нормальная хозяйственная деятельность была не просто нарушена, а просто остановилась. Это уничтожило спрос в целых секторах мировой экономики, замедлив или даже перекрыв линии поставок. Люди остались без работы, но потребности у них остались. Чтобы удовлетворить эти потребности, многие страны напечатали чрезмерное количество валюты, чтобы финансировать меры по блокировке. И, несмотря на важность Интернета для нашей экономики, эта пандемия научила нас тому, что мы все еще не можем управлять экономикой, которая полностью находится в онлайне. Это стало еще более очевидным во время нынешнего кризиса на Украине, поскольку и Россия, и Украина экспортируют товары, имеющие стратегическое значение. Из-за военных действий и последующих санкций в сочетании с чрезмерной эмиссией валюты, особенно в США и ЕС, у нас теперь есть эти скачки цен, которые затрагивают обычных людей, что снова негативно влияет на спрос, что приводит к очень изменчивой смеси высокой инфляции и стагнации., иначе называемая стагфляцией. Это очень экономическая уловка-22. Нет никакого способа остановить это. Особенно это касается США, ЕС, Японии и Великобритании.

– Как Вы думаете, есть ли способ смягчить последствия санкций, не ввязываясь в геополитические обстоятельства противоборствующих сторон?

– Это вопрос на миллион долларов. Или я должен сказать рубль. Шутки в сторону, мы работаем над механизмами, чтобы сделать именно это. К сожалению, повлиять на геополитические факторы в условиях кризиса такого масштаба практически невозможно. Что мы можем сделать, так это попытаться найти альтернативы. Однако проблема с альтернативами в том, что все они слишком дороги, даже запредельно дороги, что ничуть не облегчает наше положение. Мы также наблюдаем лицемерие со стороны некоторых глобальных игроков, которые официально осуждают Россию и вводят санкции против всех, кто пытается вести дела с Россией, но в то же время они обходят свои собственные санкции, импортируя нефть, удобрения и другие товары и даже перепродавая эти товары в страны ЕС.

– Вы имеете в виду США? Как они это делают?

– Я хотел бы избежать каких-либо прямых ссылок, но мы наблюдаем это, когда говорим. Что касается того, как это делается, это довольно просто. Позвольте привести пример. Если в нефтяном танкере находится менее 50% российской нефти, он официально не перевозит российскую нефть. Итак, если в вашем танкере 49% российской и 51% норвежской, голландской или британской нефти, то официально он перевозит норвежскую, голландскую или британскую нефть.

— Это законно?

– Это не незаконно, но уж точно аморально. Особенно с учетом того, что против любой стороны, покупающей российскую нефть или природный газ, вводятся санкции, что наносит неисчислимый ущерб нашей экономике. Страны, находящиеся за океаном, полагаются на танкеры, поэтому они могут легко реализовать эту стратегию. ЕС, с другой стороны, связан с Россией серией трубопроводов. У нас нет возможности использовать «менее 50% конвейера». Вот почему дешевое морализаторство о том, что ЕС якобы финансирует войну в Украине, в лучшем случае нечестно.

– Но даже если ЕС решит не вводить санкции в отношении российской энергетики, как он может решить вопрос о рублях за газ, учитывая недавние заявления о том, что он не будет использовать рубли?

– Я считаю, что это всего лишь политические заявления, рассчитанные на внутреннее использование. Если бы у ЕС была какая-то альтернатива российскому энергетическому сектору, он бы уже санкционировал ее. Это означает, что нам нужно будет найти способ платить за российский природный газ и нефть. Уступят ли чиновники ЕС требованиям России или найдут золотую середину, не имеет значения. Что реально возможно и уместно, так это то, что наша экономика будет подорвана и повреждена без возможности восстановления в обозримом будущем, если мы не сможем найти какое-либо соглашение с Россией. Конфискация огромных активов России в иностранной валюте оказалась в этом отношении неразумной, потому что это подорвало доверие как к нашей валюте, так и к нашим международным финансовым обязательствам. В мире финансов и банковского дела это Святой Грааль, и было бы намного лучше, если бы мы оставили его в покое.

– Вы упомянули о заморозке российских активов. Что произойдет, если Россия не выполнит свои обязательства по выплате долга из-за конфискации этих валютных резервов?

– Для большинства платежей по облигациям предусмотрен 30-дневный льготный период. Остается только надеяться, что Минфин США перестанет блокировать попытки России осуществить выплату по облигациям. Однако, если США продолжат блокировать российские платежи в долларах США или любой другой валюте, российское правительство может подать в суд. В частности, он может ссылаться на внешние силы, препятствующие платежу, что технически не считается дефолтом. Пока идет судебное разбирательство, любые выплаты по облигациям откладываются на время судебного процесса.

– К чему, на Ваш взгляд, может привести использование рубля в международной торговле?

– Как известно, рубль не является мировой резервной валютой, в отличие от доллара США, фунта стерлингов, евро или японской иены. Мы могли бы добавить китайский юань в этот список, так как он уже эффективно используется в этом качестве. Однако конфискация валютных активов России и санкции, введенные ЕС, подтолкнули рубль к свободному падению. Чтобы предотвратить гиперинфляцию, Центральный банк России поднял процентные ставки до 20%, предотвратив дальнейшую потерю стоимости. Однако это не повернуло время вспять. Это был просто контроль повреждений. Что на самом деле повернуло время вспять, так это заявление России о том, что она будет брать только рубли за природный газ и нефть. Именно тогда российская валюта восстановила не только всю свою стоимость, но и превысила досанкционный курс. В дополнение к этому, Центральный банк России также объявил о привязке курса рубля к золоту. Если точнее, грамм золота будет стоить 5000 рублей. Это сделает его первой обеспеченной золотом валютой с тех пор, как президент США Никсон отменил золотой стандарт в 1971 году. Однако некоторые аналитики заявляют, что Россия также будет привязывать рубль к природному газу, нефти и даже алмазам и другим товарам, повышая спрос. на рубль еще выше.

– Как вы думаете, чем все это закончится для России?

– Очень сложно сказать, но у меня есть несколько идей, чего Россия надеется добиться всем этим. Первое последствие вполне может быть связано с ценой на золото, а точнее с разницей в цене золота в рублях и долларах США после того, как Россия привязала грамм золота к 5000 рублям. Если цена золота на мировом рынке превышает 1900 долларов за унцию (около 28 граммов), то в пересчете на рубли унцию можно купить за эквивалент 1500 долларов. При этом Центробанк России искусственно завышает стоимость доллара США примерно на четверть, что может показаться американцам благом, но на самом деле приведет к тому, что все бросятся покупать эти обеспеченные золотом рубли в России и затем купите золото по цене, которая фактически будет на 25% ниже. Это может иметь серьезные последствия для мирового финансового рынка. Стоимость рубля начнет резко расти из-за высокого спроса, потому что все захотят купить его своими запасами долларов США и евро, в то время как стоимость долларов США и евро при этом упадет. Вскоре это приведет к тому, что другие страны привяжут свою валюту к золоту, стремясь заменить как доллары США, так и евро, чтобы получить прибыль, а также предотвратить быструю девальвацию своей валюты из-за зависимости от валютных резервов. Все это имело бы синергетический, почти каскадный эффект, экспоненциальный рост, когда один эффект усиливает и подталкивает другой. Поступая таким образом, Россия может вызвать внезапную гиперинфляцию доллара США, которую США смогут замедлить, только если начнут покупать рубли, но которая также приведет к дальнейшему стремительному росту спроса на российский рубль. То же самое касается ЕС и его валюты. Опять же, это может привести к очень резкому росту стоимости рубля до 50 рублей за доллар, затем до 45, 40, 35 и т. д. Другими словами, мы можем увидеть возвращение рубля к уровням до 2014 года и даже больше.. Цена на золото также резко возрастет из-за высокого спроса, а также курса рубля, который теперь будет привязан к золоту. Страны, имеющие большие запасы золота, будут заинтересованы в покупке и продаже золота только в рублях или любой другой валюте, жестко привязанной к золоту, потому что цена золота в долларах США и евро будет очень нестабильной. Все это было бы таким шоком для мировой финансовой архитектуры, что я не вижу другого способа описать это, кроме как сказать, что это было бы эквивалентно экономическому и финансовому ядерному удару России по США и ЕС. Сейчас,

– Но не считаете ли Вы, что это потенциально может привести к прямой конфронтации между Россией и Западом, учитывая, как политический Запад реагировал на подобные попытки Саддама Хусейна или Муаммара Каддафи?

– Я не могу комментировать что-то настолько экстремальное. Что я могу сказать, так это то, что я очень надеюсь, что до этого никогда не дойдет, учитывая тот факт, что Россия является одной из ведущих мировых держав. Такой конфликт был бы не просто экономически разрушительным. Это привело бы к физическому уничтожению нашей цивилизации. Я даже не хочу об этом думать. Я говорю о том, что экономические и финансовые последствия будут непохожи ни на что, что мы когда-либо видели. Конечно, это не означает, что Запад совершенно не способен ответить экономически. Текущая проблема заключается в том, что у нас слишком много политики в финансовом секторе. Западным странам необходимо сосредоточиться на более разумном экономическом и финансовом ответе на этот кризис. Идеология и геополитика должны быть исключены из этого, потому что нам нужно разрядить ситуацию, а не усугубить ее.

– Будем надеяться, что до эскалации не дойдет. Спасибо за уделенное время, Матиас.

– Будем надеяться, что нет. Удовольствие было все мое.

Добавил waplaw waplaw 13 Апреля 2022
проблема (1)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать