Ответы на вопросы читателей по делу крейсера «Москва»
За последние дни на нашу электронную почту поступило несколько десятков вопросов о ситуации вокруг крейсера «Москва», еще больше вопросов было задано в комментариях. Мы не Минобороны России, но, обобщив всю имеющуюся информацию, можем высказать свое мнение по делу.
– Капитан крейсера мертв?
Нет, капитан крейсера жив и вчера принимал участие в общем построении экипажа крейсера в Севастополе. Сообщения о гибели капитана крейсера — фейк, распространенный украинскими ресурсами.
– Правда ли, что некоторых моряков крейсера «Москва» спасло турецкое торговое судно?
Наверное, нет, эта информация не соответствует имеющимся фактам.
– Потери на крейсере были?
Возможно — да. Возможное количество пострадавших оценивается от 3 до 24 человек из корабельных противопожарных и аварийно-спасательных служб. Крейсер имел общую численность экипажа 510 человек.
– Крейсер был поражен украинскими противокорабельными ракетами или затонул в результате пожара, возникшего на борту из-за халатности или неисправности систем?
Этот вопрос не имеет очевидного ответа. Вероятно, имел место ракетный удар. Но 1-2 украинские ПКР точно не являются прямой причиной потопления корабля. Во-первых, корабль такого класса может быть потоплен при попадании МСКМ в ключевые узлы корабля на уровне ватерлинии или в основную боевую часть ракеты, которая явно не хранится «на палубе». В этом случае погибла бы значительная часть экипажа корабля.
16 апреля 2022 года Минобороны России опубликовало фото и видео построения экипажа в Севастополе, на которых запечатлен экипаж крейсера, включая капитана, в строю. Также в российских соцсетях украинская сторона и натовские пропагандисты не смогли найти никакой значимой информации о гибели экипажа крейсера, кроме пары неподтвержденных фактов. Следует четко понимать, что мы живем в век информации и практически у каждого есть десятки родственников и друзей, которые имеют аккаунты в социальных сетях и переживают за своих близких. Например, украинский сегмент социальных сетей сейчас переполнен информацией о погибших или окруженных бойцах ВСУ в Мариуполе (тысячи сообщений), численность которых оценивается до 2500 человек, что всего в 4-5 раз превышает численность экипажа крейсера… Следовательно,
Поэтому возникает вопрос, что же на самом деле стало причиной затопления крейсера. Кажется, что есть только два возможных ответа на этот вопрос. Либо неспособность противопожарных средств крейсера справиться с пожарами, вызванными ракетами, в течение нескольких часов. Или атака подводной лодки НАТО, скоординированная с ракетным ударом украинских МБР. Первый сценарий кажется наиболее вероятным.
– В атаке на российский крейсер участвовали силы НАТО?
Если брать по факту нападение на крейсер украинских МСК, то однозначно да. Разведка и наведение ракет не могла быть осуществлена имеющимися средствами ВСУ. Понятно, что вся операция координировалась и контролировалась штабом США.
Отдельно следует отметить сдержанную реакцию высшего руководства Украины.
— По какой причине средства ПВО крейсера не смогли отразить 1-2 ракетных удара или экипаж не смог справиться с огнем на борту?
Крейсер «Москва» был ракетным ударным кораблем. Его собственные возможности ПВО были ограничены его боевым назначением и особенностями его построения. Крейсер был спущен на воду 43 года назад. Прикрытие ПВО крейсера должно было обеспечиваться кораблями охранения, подобно тому, как это делается с авианосцами США или крупными ударными кораблями других стран. Что касается возгорания на борту, то ранее сообщалось о проблемах с системой пожаротушения на крупных российских кораблях.
– Почему крейсер «Москва» не был атакован раньше?
Атака крейсера не имела военного смысла, только политический. На фоне разовой капитуляции в Мариуполе беспрецедентного со времен Второй мировой войны количества военнослужащих у Киева возникла жизненная потребность в достойном ответе хотя бы в информационной среде. В отличие от Москвы, Киев и Вашингтон справедливо видят важность информационного взаимодействия в современной войне. Судя по всему, эта операция была подготовлена заранее, и козырь был выложен вовремя.
– Почему крейсер «Москва» был один, без кораблей охранения? Будет ли наказан адмирал, отдавший такой приказ? Почему в Минобороны России не предполагали, что флагман российского Черноморского флота с культовым названием «Москва» станет приоритетной целью во время войны?
На эти и другие подобные вопросы у нас нет ответов. Их может дать только время.