«Что произойдет, если русские и китайцы нацелятся на спутники? Это станет угрозой для Starlink?» – такой вопрос задали журналисты Илону Маску в связи с проведением российской спецоперации на Украине. Ответ был таков:«
Было интересно посмотреть на российскую противоспутниковую демонстрацию несколько месяцев назад в контексте этого конфликта. Потому что это вызвало много споров у спутниковых операторов. Это даже представляло некоторую опасность для космической станции, где находятся российские космонавты. Так почему же они это сделали? Это было сообщение перед обострением ситуации на Украине. Если вы попытаетесь вывести из строя Starlink, это будет непросто, потому что у нас уже более 2 000 спутников. Это означает много противоспутниковых ракет. Я надеюсь, что нам не придется проверять это на практике, но я думаю, что мы сможем запускать спутники быстрее, чем они смогут их сбивать, запуская противоспутниковые ракеты».
Илон Маск
Битва за превосходство в космосе
А зачем вообще их сбивать? Starlink может предоставить относительно недорогую высокоскоростную связь по всей поверхности планеты (в перспективе). А, кроме того, ведь Илон Маск такой прогрессивный, толкает мир к лучшему будущему?
Возможно, для кого-то лучшее будущее на Западе и построят, но проблема в том, что, судя по действиям западных политиков, России в этом мире место не предусмотрено, и нам придётся выгрызать его силой оружия.
Как уже неоднократно говорилось, доминирование в космическом пространстве – это основа доминирования на поверхности планеты. И это подтверждается в ходе конфликта на Украине. Вооружённые силы Украины (ВСУ), не имея собственной орбитальной группировки, но получая данные со спутников разведки США, через спутники связи США, получают возможность противостоять на порядок превосходящим их технически вооружённым силам Российской Федерации (ВС РФ), нанося время от времени достаточно чувствительные удары.
Считается, что спутники Starlink не могут быть использованы для ведения разведки, хотя и этому утверждению безоговорочно доверять нельзя, но даже их использование в качестве средств связи – это существенное подспорье для противника, а терминалов Starlink на Украине, по некоторым данным, уже тысячи.
Поставляя Украине терминалы Starlink, Илон Маск фактически является пособником нацизма.
Терминалы спутниковой связи Starlink – что ж, с Гитлером крупный бизнес тоже сотрудничал весьма охотно...
Но проблема не в Украине. При наличии политической воли ВС РФ перемелют ВСУ, каким бы оружием страны Запада их не снабжали. Можно прислать «Стингеры» и «Джавелины», но где взять опытных бойцов, способных их эффективно применять?
Можно прислать зенитно-ракетные комплексы и боевые самолёты, но где взять профессиональных операторов, пилотов и техников, способных их обслуживать, а главное – топливо, которым их необходимо заправлять, разумеется, при условии, что ВС РФ будут действовать жёстко и бескомпромиссно, уничтожая как топливную базу ВСУ, так и саму возможность поставки топлива извне
Важно то, что Starlink – это лишь первая «ласточка», пример того, что высокотехнологичные спутники связи можно быстро производить и выводить на орбиту в огромных количествах – вот уж воистину выпекают как пирожки. И вот уже появились частные спутники радиолокационной разведки, способные работать в любую погоду, о которых мы ранее говорили в статье «Всевидящее око» компании Capella Space: предвестник революции в спутниковой разведке. Можно не сомневаться, что количество выведенных на орбиту Земли малогабаритных быстроразвёртываемых спутников различного назначения далее будет нарастать в геометрической прогрессии.
Совсем скоро относительно недорогие, но высокоэффективные малогабаритные спутники различного назначения заполонят низкую околоземную орбиту (НОО)
Что будет, если ВС РФ столкнутся в ограниченном конфликте, который не будет подразумевать применения ядерного оружия, с действительно сильным противником? С противником, у которого будут достаточные запасы ударных вооружений большой дальности?
В этом случае наличие у противника высокоэффективной разведывательной спутниковой группировки разведки, связи и управления позволит ему уничтожать российские войска, не входя в непосредственное боевое соприкосновение. Самолёты будут уничтожены на аэродромах, корабли и подводные лодки погибнут, не успев выйти из мест базирования, наземные войска не смогут создать сколь-либо крупный ударный кулак, передвигаться значительными силами, организовать эффективное снабжение топливом и боеприпасами. Надводные корабли, находящиеся в море, также будут гарантировано обнаружены и уничтожены с дистанции, превышающей дальность их средств обнаружения.
Все эти проблемы мы уже неоднократно обсуждали. Если кто-то считает, что будет иначе, что можно просто построить сильный надводный флот, обеспечить наземные вооружённые силы современными танками и боевыми машинами пехоты с комплексами активной защиты (КАЗ), закупить военно-воздушным силам «классические» истребители пятого поколения, и всё будет хорошо, то он глубоко заблуждается.
Только превосходство в космосе обеспечит победу, а его отсутствие гарантирует поражение.
С другой стороны, ВС США без спутников, без разведданных, получаемых с орбиты, без космических систем связи, потеряют значительную часть своих преимуществ – не получат целеуказание высокоточные боеприпасы большой дальности, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не смогут действовать за пределами радиогоризонта или вне дальности действия средств связи самолёта-ретранслятора, исчезнут многие горизонтальные и вертикальные связи в многодоменных силах.
Возможности противодействия
Как Россия может противостоять США в космосе? Превзойти количеством и качеством разведывательных спутников? Это невозможно, мы не сможем производить и выводить на орбиту спутники даже в количестве, меньшем на порядок, чем США и другие страны Запада. Да и наличие своей развитой спутниковой группировки не нивелирует превосходство США и НАТО в количестве высокоточного оружия большой дальности и БПЛА.
Глушить спутниковые группировки противника средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и слепить лазерами? Что-то пока об этом ничего не слышно – на Украине ничего такого не применяется. Функциональное поражение вообще вещь не очень надёжная, да и сложно оценить эффективность подавления средств разведки и связи противника в каждый конкретный момент времени.
Остаётся лишь физическое уничтожение космических аппаратов противника, но и здесь существует ряд проблем. Отчасти проблема уничтожения космических аппаратов была рассмотрена в статьях Достучаться до небес и Орбитальные чистильщики.
Существующими средствами можно уничтожить один, десять, сто спутников, но что делать, если их тысячи – десятки тысяч? Возникнет ситуация, когда вывод на орбиту новых спутников действительно будет дешевле, чем их уничтожение, даже при условии, что одна противоспутниковая ракета будет нести несколько перехватчиков. Преимущество будет у того, кто сможет как дешевле производить спутники, так и дешевле выводить их на орбиту.
В части вывода на орбиту у США уже есть существенное подспорье – частично многоразовые ракеты-носители семейства Falcon, хотя пока они и не создают решающего преимущества. Ситуация может измениться после начала использования полностью многоразовой двухступенчатой ракеты Starship, о которой мы говорили в статье На пороге революции в космосе.
Starship может изменить правила игры в космическом пространстве. Изображение wikipedia.org
Если это произойдёт, и Starship действительно позволит радикально снизить стоимость вывода грузов на орбиту, то через совсем небольшой промежуток времени вооружённые силы США осознают, какое преимущество это им может предоставить, и в обозримой перспективе на орбите могут появиться не только спутники разведки, связи и управления, но и космический эшелон системы противоракетной обороны, способный перехватить сотни, а то и тысячи боеголовок, и орбитальные ударные системы класса «космос-поверхность».
Исходя из вышеизложенного, необходимо обеспечить радикальное снижение стоимости уничтожения космических аппаратов противника, в первую очередь на низкой орбите. Этого можно достичь при условии, что один орбитальный перехватчик будет уничтожать не один, а несколько десятков, а лучше – несколько сотен спутников противника.
Проект орбитального перехватчика «Жнец»
Массово выводимые на орбиту спутники развёртываются кластерами с одной ракеты-носителя и далее разводятся по своим орбитам. Зная их орбиту, можно запустить космический аппарат-перехватчик таким образом, чтобы он поочерёдно пролетал мимо спутников, которые требуется уничтожить. В момент пролёта на минимальном расстоянии перехватчик выпустит компактный и недорогой боеприпас, который и уничтожит спутник противника. Сам перехватчик после этого отправится к следующему спутнику, затем к следующему, и так далее, и так далее, пока у него не иссякнет боекомплект.
Небольшие низкоорбитальные спутники массово развёртывают кластерами с одного «большого» носителя. Изображение wikipedia.org
При атаке «в лоб» на подлёте к цели существует риск того, что перехватчик затем влетит в облако осколков, оставшееся от атакуемой цели и собственного атакующего боеприпаса. Исходя из этого, возможно, предпочтительным вариантом будет атака спутника противника после пролёта перехватчика мимо него. В этом случае запуск атакующего боеприпаса будет осуществляться в обратную сторону – все осколки останутся позади перехватчика.
Орбитальный перехватчик типа «Жнец» должен включать радиолокационные и/или оптические средства обнаружения и сопровождения цели, топливо и двигатели ориентации/коррекции траектории полёта, приборный отсек и отсек вооружений.
Концептуальное изображение нескольких вариантов орбитального перехватчика «Жнец»
Концепт орбитального перехватчик типа «Жнец»
Орбитальный перехватчик типа «Жнец», выведенный на орбиту, должен перемещаться чуть в стороне от предполагаемого местонахождения спутника противника. В определённый момент двигатели ориентации осуществляют разворот летящего по инерции перехватчика, а затем в расчётной точке траектории, когда хвостовая часть перехватчика оказывается направлена на спутник противника, производится выстрел.
Атакующий боеприпас поражает спутник противника, а перехватчик получает ускорение, корректирующее траекторию его полёта для пролёта мимо следующего спутника-цели. Таким образом цикл повторяется до тех пор, пока у перехватчика остаются поражающие боеприпасы. Дополнительная коррекция траектории полёта должна осуществляться двигателями перехватчика.
Возможная схема работы орбитального перехватчика «Жнец»
В орбитальном перехватчике «Жнец» могут использоваться боеприпасы различного типа. В простейшем случае это может быть шрапнельный боеприпас, наиболее простой в изготовлении и, соответственно, дешёвый. Однако не исключено, что дальности действия и точности шрапнельных боеприпасов будет недостаточно.
В качестве альтернативного варианта могут быть рассмотрены неуправляемые боеприпасы с дистанционным подрывом на траектории или неуправляемые боеприпасы с неконтактным взрывателем (или комбинация этих решений). Ну и наконец, наиболее сложным и дорогим боеприпасом орбитального перехватчика «Жнец» может стать управляемый боеприпас с наведением в лазерном луче («лазерная тропа») или с радиокомандным наведением.
В конечном итоге тип используемых боеприпасов должен быть определён по результатам расчётов и испытаний. Не исключено, что в боекомплект одного орбитального перехватчика «Жнец» могут войти несколько типов управляемых и неуправляемых боеприпасов.
Один перехватчик потенциально может нести сотни поражающих боеприпасов. Например, если диаметр пусковой установки одного боеприпаса составит порядка 150 мм, то пакет из 100 боеприпасов в формате 10х10 будет представлять собой квадрат со стороной чуть более 1,5 метра, соответственно, пакет из 400 боеприпасов будет иметь размерность немногим более 3х3 метра.
Концепт орбитального перехватчик типа «Жнец»
Потенциально противник может заставить свои спутники изменять местоположение с помощью встроенных двигателей коррекции орбиты при приближении перехватчика. Если спутники будут оснащаться собственной системой обнаружения атаки, то это значительно увеличит их стоимость, и не позволит производить в больших количествах, а команды с Земли могут и запоздать. Кроме того, запас топлива на борту спутников противника в любом случае будет ограничен – долго они по орбитам не «попрыгают».
Для противодействия уклонению спутников противника от атаки с помощью коррекции орбиты может быть разработан перехватчик-провокатор, не оснащённый РЛС и боеприпасами, максимально примитивной конструкции. Его единственно задачей станет сближение со спутниками противника по командам с Земли для того, чтобы вынудить их изменять орбиту и тратить топливо. Его запас топлива может быть куда больше, чем у перехватчика, поэтому он сможет сделать много витков, заставляя спутники противника «прыгать» по орбитам, растрачивая топливо. Такие «провокаторы» можно запускать время от времени даже в мирное время, чтобы слегка «взбодрить» противника.
Противодействие противника
Разумеется, противник может попытаться уничтожить орбитальные перехватчики – это может быть реализовано несколькими способами.
Первый – оснащение спутников системами самообороны. Но это сделает их сложными и дорогими, поскольку им потребуются средства разведки, вооружение и так далее, а это противоречит самой концепции массовых и недорогих спутников.
Второй – уничтожение орбитального перехватчика противоракетой, запускаемой с наземного, морского или воздушного носителя. Для противодействия этой угрозе орбитальный перехватчик может выпускать малогабаритные ложные цели с уголковыми отражателями и линзами Люнеберга, увеличивающими эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) имитаторов, а также тепловыми излучателями, предназначенными для обмана тепловых головок самонаведения перехватчиков противоракет. Одновременно сам орбитальный перехватчик может прикрываться экраном, снижающим его тепловую и радиолокационную заметность при обзоре с земной поверхности.
Третий вариант – создание противником собственных орбитальных перехватчиков. Сделать такие для поражения маневрирующего орбитального противоспутникового перехватчика типа «Жнец» будет сложнее, но рано или поздно дойдёт и до этого. Впрочем, это уже будет следующий виток космического противостояния.
Если спутники противника будут запускаться тысячами, то орбитальные перехватчики «Жнец» должны запускаться десятками, а может, и сотнями. При внезапной атаке противник просто не успеет поразить их все, особенно учитывая, что одновременно могут быть запущены и перехватчики «провокаторы», о которых говорилось выше, и просто ложные цели. Преимущество космоса в том, что отличить лёгкую ложную цель в космосе гораздо сложнее, чем в атмосфере.
Вывод на орбиту
Дешёвый и быстрый вывод полезной нагрузки на орбиту – это тема для отдельного разговора. Для орбитальных перехватчиков, возможно, наилучшим решением стало бы использование устаревших ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН), переоборудованных под плавучие космодромы, что ранее рассматривалось в статье Из-под воды в космос. Правда, пока под вопросом остаётся способность модернизированных баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) вывести на орбиту порядка 700 километров такую массивную полезную нагрузку, как орбитальный перехватчик – космический перехватчик, предположительно, будет весить несколько тонн, тогда как существующие проекты РН, запускаемых с РПКСН, могут вывести на орбиту 600 километров всего 80 килограмм.
Возможно, эта проблема может быть решена путём создания высокоэффективного разгонного модуля. Огромным преимуществом такого решения является возможность создания высокозащищённого оперативно-развёртываемого запаса орбитальных перехватчиков. Например, четыре плавучих космодрома на базе РПКСН проекта 667БДРМ с 16 РН каждый потенциально способны вывести на орбиту 64 орбитальных перехватчика. Если каждый из них будет способен поразить примерно 100 спутников противника, то в результате одномоментно может быть выведено из строя свыше 6 000 низкоорбитальных спутников противника. Разумеется, при условии, как уже говорилось выше, что удастся реализовать возможность вывода орбитальных перехватчиков на орбиту с помощью модифицированных БРПЛ с дополнительным разгонным блоком.
Альтернативный вариант – создание российских многоразовых ракет-носителей различного класса. Этот вопрос ранее рассматривался в статье Проекты многоразовых ракет-носителей в России: есть ли у них будущее?
Россия вполне способна разработать перспективные многоразовые ракеты-носители
Ну и наконец, никто не отменял возможность запуска орбитальных перехватчиков с помощью классических ракет-носителей. Здесь уж, как говорится, «хоть тушкой, хоть чучелом», в конце концов Россия осуществляет десятки космических запусков в год. При необходимости, можно не сомневаться, что эта цифра как минимум может быть удвоена, то есть возможность вывода необходимого количества орбитальных перехватчиков для зачистки спутниковых группировок противника российская космическая промышленность обеспечит.
Выводы
Создание орбитального перехватчика типа «Жнец» является хоть и сложной, но технически вполне реализуемой задачей. Можно предположить, что это оружие могло быть создано даже на базе технологий конца XX века. Для выбранной концепции орбитального перехватчика не требуются сверхсложные головки самонаведения, поражение цели прямым попаданием «hit-to-kill», антенны с активной фазированной антенной решёткой или высокоскоростные микропроцессоры. Это оружие могло быть создано в СССР 80-х годов, и оно может быть создано в России сейчас, какие бы санкции на нас ни наложили наши противники.
Из недавнего:
«Вице-президент США Камала Харрис сделала официальное заявление, в котором говорится, что Штаты берут на себя обязательство прекратить испытания противоспутниковых ракет, а также призывают другие страны последовать примеру США».
Ну да, конечно. Получив преимущество в космосе, США очень боятся его потерять. Лишившись преимущества в космосе, спутников на орбите, вооружённые силы США потеряют значительную часть своей боеспособности. Куда большую, чем потеряют ВС России или Китая, лишившиеся своих спутников.
Неизвестно, как поступят китайцы, но русские просто обязаны нацелиться на спутники США и НАТО, к которым определённо можно отнести и спутники системы Starlink. В зависимости от развития военно-политической ситуации, иного пути, кроме как зачистить орбиту, у нас просто может и не быть.
Автор: Андрей Митрофанов