Запретить нельзя поставлять: какие схемы используют страны Запада для приобретения топлива из России в обход санкций
источник: regnum.ru
Антироссийские западные санкции привели к перераспределению мировых энергетических потоков. России приходится переориентировать поставки. Среди покупателей — Индия и Китай. При этом некоторые западные компании находят лазейки, чтобы в обход рестрикций заполучить российские энергоносители. Об этих схемах — в материале «Известий».
США, Британия, Канада и Австралия запретили импорт российской нефти после начала военной спецоперации на Украине. При этом в апреле экспорт российской нефти вырос до 1,6 млн баррелей в сутки, и это на 0,3 млн больше, чем в марте. Журналисты газеты The Wall Street Journal отследили маршруты танкеров и выяснили, что западные страны продолжают закупать российские энергоресурсы — правда, делают это по необычным схемам. Издание отмечает, что сейчас одним из самых популярных способов доставки являются суда, на которых отмечено, что пункт назначения неизвестен: таким образом, танкер может перевозить российскую нефть на более крупные суда, где она смешивается с другим грузом. А это в свою очередь помогает скрыть происхождение нефти.
Выяснилось, что в апреле в России на танкеры загрузили более 11,1 млн баррелей. В качестве примера подобной схемы приводится следующая цепочка: из Усть-Луги и Приморска вышли три танкера, которые около берегов Гибралтара загрузили нефть на судно, которое направлялось в нидерландский Роттердам из южнокорейского Инчхона. Помимо этого на рынке есть туркменская и латвийская смеси, в которых также содержится большое количество российской нефти.
Американская ExxonMobil, британская Shell и итальянская Eni в комментарии изданию заявили, что нефть они транспортируют из Казахстана, просто делают это через российский порт. Испанская Repsol объяснила поставки российской нефти долгосрочными обязательствами.
С заботой о репутации
К тому же Запад наращивает санкционное давление. Так, США призвали Индию отказаться от закупок российской нефти. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки посоветовала «странам, имеющим торгово-экономические связи с Россией, позаботиться о своей репутации». Несмотря на это, Дели за полтора месяца приобрел у России порядка 14 млн баррелей Urals. Для сравнения, в 2021-м за весь год Индия приобрела 16 млн баррелей.
Покупать или нет
В Евросоюзе, который особенно зависит от поставок из России, также обсуждают нефтяное эмбарго. Не исключено, что оно может войти в шестой пакет антироссийских санкций. Впрочем, единства по этому вопросу в Евросоюзе нет. При этом запрет может применяться выборочно. Например, какие-то государства смогут отказаться от сырой российской нефти, другие — заявить, что в будущем начнут стремиться к этому, а третьи пообещают оставить вопрос на усмотрение частных компаний страны.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан не раз заявлял, что считает запрет на поставки российских энергоносителей «красной чертой», а гендиректор компании MOL, управляющей единственным крупным в стране НПЗ, Жолт Хернади заявил, что для перестройки на другое сырье потребуется «несколько сотен миллионов долларов, а также от двух до четырех лет».
В Словакии, хотя и обещают в течение последующих пяти лет снизить зависимость от российских энергоресурсов, также звучат заявления о том, что немедленный отказ от российской нефти стал бы катастрофой для национальной экономики.
В Румынии заявляют, что поддерживают курс Брюсселя на скорейший отказ от российских энергоносителей, но уточняют при этом, что «смена поставщиков не произойдет мгновенно», для этого «потребуются месяцы и даже годы».
Разные ухищрения
— Из стран Европы сложно будет отказаться от российской нефти тем, кто получает ее не морем, а по трубопроводу — Венгрии, Чехии и Германии. Венгрия пока остается единственной страной, которая публично заявляет, что не поддержит любые ограничения на закупки российских энергоносителей. Однако важно понимать, что нефть — глобально торгуемый товар, и физически российские поставки можно заменить. Вопрос — какая будет цена на нефть, если страны Запада введут ограничения против российского сырья или полное эмбарго. В том случае если российские поставки в размере 2–2,5 млн баррелей в сутки не найдут нового рынка в Азии, то такой дефицит в моменте может поднять цены на нефть выше $200 за баррель, — пояснил в беседе с «Известиями» руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.
Эксперт отмечает, что сейчас страны Европы свободно покупают российскую нефть по контрактам, заключенным до 24 февраля, и такие закупки в апреле только росли.
— На споте трейдеры берут российское сырье неохотно. Долю различных схем в общих продажах сложно определить, но она незначительна, поскольку пока даже для европейских стран нет прямого запрета на закупки и нет смысла прибегать к таким схемам. После 15 мая, когда полностью вступят в силу санкции ЕС против российских компаний, мотивация использовать различные схемы может вырасти, — считает специалист.
— Пока для западных стран импорт российской нефти остается токсичной историей. Но никто пока не готов от нее отказываться. Объемы российского экспорта сегодня сопоставимы с показателями четвертого квартала прошлого года, — пояснил эксперт.
По его словам, страны ЕС, которые почти не зависят от поставок российских энергоресурсов, по-прежнему останутся на передовой ужесточения санкций в адрес российских энергетических компаний.
— Официальных предложений в ЕС по эмбарго российского газа и нефти пока нет и вряд ли будут. При этом в бетонной стене антироссийских санкций все заметнее крупные трещины. Россию невозможно изолировать, промышленность Германии и других крупнейших стран ЕС остро нуждается в российских ресурсах. Похоже, это экономический смысл сегодня начал уверенно балансировать с санкционной риторикой на Западе, — добавил Лобода.
В свою очередь специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов считает, что у западных стран, которые теоретически готовы отказаться от российской нефти, очень остро встанет вопрос ее замещения.
По словам эксперта, каждый сорт нефти отличается от другого количеством примесей, плотностью, сернистостью и массой других показателей.
— Именно поэтому пока что Европа просто придумывает опции для того, чтобы российская нефть становилась «нероссийской». Простой пример из практики Ирана – после выхода танкера в море на нем или меняется флаг, или в нефть загоняются дополнительные примеси, которые будут отличать иранскую нефть от другой, или переписываются документы. В итоге в азиатские порты едет уже не иранская нефть, а иракская, индонезийская и так далее. Такая же история происходила некоторое время с российской нефтью в Балтике, когда российская нефть вдруг становилась «латвийской» и спокойно реализовывалась балтийским государством, которое уже расплатилось с российской компанией за поставку. Есть сценарии с покупкой Евросоюзом российской нефти у Турции, Сербии, Венгрии — любой лояльной к России стране. И при вторичной продаже нефть уже будет считаться европейцами нероссийской, — объяснил схему покупки российской нефти Вавилов.
О строительстве подземных хранилищ говорилось давно. В США гигантское хранилище было построено после арабского эмбарго 73 г. У нас рассуждали так: достаточно большой объём может хранится в трубах Транснефти, мы не нетто-экспортер, нефть у нас есть и будет всегда в достатке для внутреннего потребления, а хранение стоит денег. Какой смысл? Заговорили о строительстве на фоне сланцевой лихорадки и высокой волательности биржевых цен. Имея большие хранилища можно эффективнее влиять на рынок и меньше рисков иметь от его капризов и чужих манипуляций. Но, строительство потребует нескольких лет. Проблемы с логистикой из- за рестрикций временные. Спрос все равно превышает предложение. Даже с учётом угроз Гейтса новым более заразным и опасным штаммом ковид, а главное — совершенно реальной угрозой мирового экономического кризиса. Большой депрессии. В 1 квартале ВВП США уже ушёл в минус. В Европе положение аховое. В Китае периодические локдауны.