[Мнение] Голод на экспорт: Европа спасётся за счёт бедных стран

отметили
26
человек
в архиве

 

В переговорах с президентом России Владимиром Путиным его французский коллега Эммануэль Макрон обратил внимание на то, что Европа может столкнуться с нехваткой продовольствия. На это Путин резонно заметил, что Европе следовало думать чуть раньше – когда она ликвидировала через санкции все логистические цепочки.

 

 

Конечно, говорить о голоде в Европе – это некоторое преувеличение или по крайней мере преждевременные опасения. Но мы должны исходить из того, что продовольственные рынки в современном мире глобализированы. Фактически это единый рынок. И те обстоятельства, которые сложились в ходе специальной военной операции на Украине, воздействуют на этот рынок по целому ряду направлений.

 

Три источника страха

 

Действительно, сейчас под угрозой находится экспорт, прежде всего зерновых, с территории Украины и в какой-то степени России. И не только зерновые, там есть целый ряд других товарных позиций, по которым Россия и Украина занимают серьёзные места в мировых рынках – скажем, подсолнечное масло.

 

Первое. Понятно, что если растут цены на пшеницу, то запускается механизм роста цен и на возможные её заменители – кукурузу, рис, другие зерновые. Если это подсолнечное масло, значит и оливковое тогда подорожает, и сливочное.

 

Второе и, возможно, даже более существенное. Россия и Белоруссия обеспечивают, по разным оценкам, от 20 до 25% мирового экспорта минеральных удобрений. Их очень широко используют Ближний Восток, Африка, даже Латинская Америка.

 

Третье. Нынешний кризис привёл к общей нестабильности цен. Вот, скажем, повышение цен на углеводороды, когда нефть в моменте дошла до 130 долларов за баррель. А сельское хозяйство – это один из наиболее энергоёмких секторов: горюче-смазочные материалы, электричество. Это всё сказывается на эффективности сельского хозяйства и, главное, на стоимости конечного продукта.

 

Бедным станет хуже…

 

А если ко всему этому добавить удлинение логистических цепочек, то и получается, что мировые цены на продовольствие за последний год выросли в среднем примерно на треть. И потенциал роста ещё далеко не исчерпан.

И вот тут возникает вопрос, на кого это в большей степени повлияет. Конечно, первыми жертвами станут небогатые страны. Скажем, Украина поставляет зерно в Судан, Украина и Россия – в Египет. Такие страны первыми и столкнутся с дефицитом продовольствия – тем более что зерно, которое мы туда поставляем, не фуражное, а продовольственное, оно непосредственно потребляется населением (Царьград ранее подробно расписывал, кто погибнет от затягивания конфликта на Украине. – Ред.).

 

…но и богатые пострадают

 

Поскольку рынки глобальные, всё это спровоцирует подъём цен в Европе – и оптовых, и розничных. Я не думаю, что здесь дело дойдёт до физического дефицита. Едва ли получится так, что в магазинах не будет, скажем, подсолнечного масла (уже получилось. – Ред.). Но рынок на это отреагирует повышением цен. В Европе прогнозируется общая инфляция на этот год в размере 7%, и главной составляющей будет как раз продовольственная: в супермаркетах рост цен будет значительно больше, чем 7% годовых. Такая перспектива вырисовывается сейчас вполне ясно.

Всё это – результат наличия единого глобального рынка. Больше не может быть такого, чтобы везде было плохо, а в Европе хорошо. Потому что если мировые цены будут расти, те же европейские производители бо́льшую часть своего продукта будут поставлять на внешние рынки, и Европе придётся подтягиваться по ценам.

Конечно, это всё не здорово. Очень возможно изменение структуры питания не в лучшую сторону по всему миру.

Добавил Никандрович Никандрович 4 Мая 2022
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать