В чем скрытый смысл прекращения поставок российского газа в Польшу и Болгарию
В Европе начался «сезон охоты» за российским газом. В преддверии введения широко анонсированного запрета первой не выдержала и откровенно начала запасаться топливом из России Италия, являющаяся сторонником энергетического эмбарго. С начала месяца республика приобрела рекордное количество сырья, поток которого увеличился вдвое по сравнению с апрелем. Такое поведение русофобов Европы вызвано умелыми действиями «Газпрома», который начал самостоятельно вводить свое собственное эмбарго, фактически перекрыв одно из экспортных направлений для поставок топлива в ЕС, подогревая тем самым европейские же слухи.
Сообщается, что холдинг не стал бронировать мощности трубопровода «Ямал – Европа» до конца года, что вызвало состояние паники на рынке и ожидаемо подняло цены на спотовые фьючерсные контракты. Таким образом, «окно возможностей» для получения драгоценного сырья, которое в достаточном количестве и по приемлемой цене может поставить лишь Россия, начало сужаться до трех направлений: турецкого и балтийского «потоков», а также украинской ГТС.
Согласно данным Оператора ГТС Украины, номинации на 2 мая в точках входа из России в Судже и Сохрановке составляли 74 и 23 миллиона кубометров в сутки соответственно. Это также один из максимальных показателей, так как в общей сложности прокачано более 98,3 млн кубометров газа. Проще говоря, экспорт даже увеличивается, несмотря на разговоры об эмбарго, и процессом руководит не «свирепая» Европа, а сам «Газпром», умело маневрируя мощностями и направлениями поставок.
Таким образом, к этому моменту становится полностью очевидной скрытая многоуровневая стратегия «Газпрома», с помощью которой он умело манипулирует предсказуемой жадностью участников рынка топлива, а также реальными, а не декларируемыми нуждами потребителей в ЕС. В такой цепочке просчитываемых наперед шагов нет никакого «коварства», просто холдинг действует агрессивно и в рамках законов капиталистического рынка.
Во-первых, полностью исключен из уравнения «Ямал – Европа», во-вторых, «Газпром» фактически демонстрирует собственную готовность прекратить поставки любому, даже самому значимому клиенту, не боясь ухода с премиального рынка. И, наконец, в-третьих, показательное отключение Польши и Болгарии от российского газа вызвало удорожание СПГ и топлива других трейдеров на спотовом рынке, что вновь популяризировало в ЕС отечественное сырье из-за разницы в цене.
Польша и Болгария являются миноритарными потребителями, и потеря их как клиентов не особо скажется на балансе доходов компании, но урок другие крупные клиенты, судя по всему, получили. Жертвы в лице Варшавы и Софии того стоили. Италия уже демонстрирует выполненное «домашнее задание», рекордными темпами потребляя «плохой» газ из России.