В украинских социальных сетях распространяется информация о «технологии сдачи в плен». Поскольку под мобилизацию попадали даже те, кто к военной подготовке не имел никакого отношения, то тема «кто куда, а я сразу в плен» сегодня актуальна. А значит — просто поле для бизнеса. «Решалы» берут сумму в твёрдой валюте, цены могут быть более-менее гуманными, в районе 2—3 тысяч долларов. Но могут доходить и до 10 тысяч. При этом посредники гарантируют, что клиент сдастся без проблем — его не убьют и не причинят вреда здоровью.
Некоторые посредники даже дают гарантию, что пленный не будет проходить процедуру проверки и фильтрации. Новый сервис набирает популярность среди военнослужащих ВСУ, которые начинают понимать, что защищают не свою землю, а чьи-то интересы, и не желают за них умирать.
Сдача в плен становится всё более массовым явлением. В частности, по вине командиров бригад, которые бросают солдат под танки, а сами нередко находятся в десятках километров от передовой. Показательна в этом смысле история 93-ей отдельной механизированной бригады Холодный Яр, которая попала в тактическое окружение под Изюмом.
По информации приближённого к бригаде источника, положение дел в этом подразделении, знаменитом ещё с 2014 года своим участием во многих операциях на Донбассе, характеризует ситуацию в армии в целом. А именно — коррупцию, кумовство и воровство — перепродажу оружия и средств защиты.
Мужчина рассказывает, что командир бригады полковник Руслан Шевчук состоит в родственных связях с главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным, чем активно пользуется при попытках оспорить его решения старшим офицерским составом. В бригаде Шевчук человек новый, но заняв место, сразу же привёл на все «хлебные» места многих своих друзей, сделав кумовство обыденным явлением.
Неудачи 93-ей бригады на фронте источник объясняет, прежде всего, плачевным состоянием технического обеспечения, и говорит, что 30% военной техники подразделения вышло из строя в первые недели военных действий. Боеприпасы, которые поставляют союзники, зачастую бывают просрочены, что напрямую сказывается на боеспособности бригады. По этой же причине произошло несколько несчастных случаев с летальным исходом, которые руководство списало на боевые потери.
Бригада ощущает острый дефицит средств личной защиты — касок и бронежилетов. По информации источника, в данный момент только 60% солдат имеют их. Притом, что согласно документам, подразделение полностью укомплектовано всем необходимым. На самом деле бронежилеты, как и оружие, продаются налево, а бойцам зачастую приходится использовать самодельные средства защиты, которые не всегда её обеспечивают.
Александр Крыжановский