Конституционный суд РФ признал незаконным отказ в предоставлении осужденному статуса потерпевшего в том случае, если его приговор основан на фальсифицированных доказательствах. Это безосновательно ограничило бы право гражданина на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба и означало бы умаление чести и достоинства личности государством, следует из опубликованного в понедельник постановления КС РФ.
«В случае возбуждения уголовного дела против следователя (дознавателя) о фальсификации доказательств осужденный, хотя его уголовное дело и завершено постановлением обвинительного приговора, не должен быть лишен возможности претендовать на статус потерпевшего с тем, чтобы реализовать имеющийся у него процессуальный интерес, а значит, и возможность отстаивать свои права любыми не запрещенными законом способами», — говорится в постановлении суда.
Заявление о проверки конституционности ч. 1 ст. 42 УПК РФ (устанавливает статус потерпевшего) подал житель Московской области Андрей Никитин. В 2017 году он получил наказание в виде восьми с половиной лет лишения свободы за сбыт наркотиков. Спустя три года по его заявлению следователь и дознаватель, которые вели дело, были привлечены к ответственности за фальсификацию доказательств. Тем не менее решение о признании заявителя потерпевшим было отменено на том основании, что его права и интересы, по мнению прокуратуры и следствия, нарушены не были. Суды Никитина также не поддержали, поскольку вынесенный ему приговор на тот момент вступил в законную силу и не был отменен.
После вынесения приговора следователю и дознавателю дело Андрея Никитина было направлено на новое рассмотрение, в настоящее время ему как обвиняемому избрана мера пресечения в виде ареста. Однако факта нарушения его прав ранее это не отменяет, указал КС, поэтому ему как лицу, инициировавшему процесс, полагается компенсация.
Статью 42 УПК суд признал соответствующей Конституции, разъяснив, что в случае Никитина имело место ее некорректное правоприменение. В действительности норма предполагает возможность признать потерпевшим по уголовному делу о фальсификации доказательств лицо, осужденное по фальсифицированному делу, в том числе и в том случае, когда обвинительный приговор в отношении осужденного не отменен (не изменен).