Правда вытесняется интенсивным потоком информационного, идеологически заряженного спама, чтобы не дать аудитории ни малейшего шанса на получение объективного представления о происходящем - В.А.Небензя
Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по теме цифровых технологий в контексте поддержания международного мира и безопасности
Г-жа Председатель,
Благодарим бриферов за сделанные заявления.
Цифровые технологии трансформировали мир и стали неотъемлемой частью экономических, политических и социальных процессов. Были надежды, что они станут локомотивом экономического и социального прогресса, упростят коммуникацию, помогут человечеству перейти на новую, цифровую стадию развития.
Во время пандемии коронавируса именно благодаря информационно-коммуникационным технологиям удалось сохранить рабочие места, да и в целом единство разобщенного карантинными мерами мира. На ИКТ практически целиком стали завязаны услуги, которые государство предоставляет населению, работа больниц, банков и в целом финансового сектора, школ и других критически значимых для общества институтов. Не будет преувеличением сказать, что человечество сегодня зависит от ИКТ намного сильнее, чем когда-либо в своей истории. Но надежды, что ИКТ будут безусловной силой добра, не сбылись. Виноваты в этом не технологии, а то, что их стали использовать для достижения геополитических целей, навязывания гегемонии, теперь уже не только в физической, но и онлайн-среде.
За последние годы манипуляция информацией приобрели угрожающие масштабы. Появилась целая армия псевдорасследователей из числа НПО, которые по указке западных правительств штампуют ангажированные расследования — по факту, порождая и тиражируя многочисленные фейки и неподтвержденные сведения из открытых источников для очернения неугодных Западу государств. Печально известные примеры – «Белые каски» и «Bellingcat». Они «отличились» грубейшими подтасовками в интересах западной пропаганды по сирийской «химии», по сюжету с MH17 и по многим другим резонансным темам. Эксперты их не раз, что называется, ловили их за руку, указывая на несостоятельность их выкладок, которые не имеют ничего общего с профессиональными независимыми журналистскими расследованиями и готовятся в нарушение всех их базовых принципов.
Глубокую озабоченность вызывает новый тренд – борьба на информационном поле ведется не просто в полном отрыве от реальности, а с целью ее искажения и даже полной подмены. Правда вытесняется интенсивным потоком информационного, идеологически заряженного спама, чтобы не дать аудитории ни малейшего шанса на получение объективного представления о происходящем.
Вопиющий пример – раскрученный западными медиа по заказу их правительств инцидент с гибелью гражданских лиц в Буче, в которой обвиняли российских военных. Все объективные факты и свидетельства ими замалчивались, вместо этого раскручивались откровенные фейки. Под давлением фактов в итоге даже западные СМИ были вынуждены признать, что многие мирные жители Бучи погибли не огнестрельных ранений, как утверждаюсь Украиной, а от артиллерийских снарядов устаревшего типа, которые использовались ВСУ при бомбежке этого города. Теперь же вбрасываются новые фальшивки, призванные сместить акцент с очевидной ответственности украинской армии за провокацию в Буче. Как и за провокацию в Краматорске, о которой после появления очевидных свидетельств причастности Украины, западные СМИ предпочитают больше не вспоминать.
В последние месяцы работа коллективного западного «Министерства правды», а точнее «Министерства лжи», достигла кульминации. Против России развернута небывалая по своему размаху и интенсивности кампания дезинформации и манипулирования общественным мнением. Западные СМИ, которые и раньше-то не блистали объективностью, окончательно превратились в рупор грубой государственной пропаганды и фабрику фейков.
Не лучше себя ведут ИТ-гиганты, монополизировавшие сферу социальных сетей и видеохостингов. Цифровые платформы окончательно «сбросили маски» и не скрывают свою политическую ангажированность, блокируя любые аккаунты, чей контент не вписывается в продиктованную западными элитами повестку дня.
Корпорация «Мета» прямо разрешила человеконенавистническую риторику и призывы к насилию в адрес россиян и русских на своих платформах.
Государства, которые называют себя «сообществом демократий», на самом деле строят настоящий кибер-тоталитаризм. Хотят создать мир, в котором они и только они будут полностью контролировать информпотоки, определять, что есть правда и что нужно читать и видеть аудитории. Любая альтернативная точка зрения сразу же клеймится как дезинформация и пропаганда, а неудобные факты отметаются. Отключаются российские телеканалы, высылаются российские журналисты, блокируется доступ к российским сайтам. Это вы называете свободой доступа к информации? Надеемся, что это имели в виду организаторы сегодняшнего заседания под «злоупотреблением ограничениями на доступ к Интернет-ресурсам под предлогом обеспечения национальной безопасности».
Русофобская информационная атака направлена ее инициаторами на самые разные сферы деятельности, в том числе никак не связанные с политикой – образование, культуру, спорт, что грубейшим образом нарушает фундаментальный принцип недопустимости дискриминации по этническому принципу.
Помимо информационной агрессии, нацеленной на умы населения, развязана кампания по нанесению ущерба непосредственно ИКТ-инфраструктуре путем организации компьютерных атак.
В Киеве недавно заявили о создании киберармии, открыто признались в таких кибернападениях против российских и белорусских объектов. Причем западные спонсоры киевского режима не только не попытались его одернуть, но и целенаправленно взращивают эту армию хакеров, не задумываясь о последствиях. Соответствующие задачи, как нам известно, совсем недавно отрабатывались НАТО в рамках киберучений Locked Shields, в которых участвуют ВСУ.
В апреле в Вашингтоне заявили о награде в 10 млн долл. любому, кто поможет оправдать версию о якобы причастности российской разведки к кибератакам на США. Наши неоднократные призывы решать вопросы по линии компетентных ведомств были проигнорированы.
Западные правительства целенаправленно вовлекают в организацию кибератак хакерские объединения, а зачастую и обычных пользователей. В открытом доступе публикуют инструменты и подробные инструкции по организации компьютерных атак, в соцсетях проводится массовая агитация по организации хакерских атак против российской инфраструктуры.
На этом фоне нас не удивило, что главой, созданного 27 апреля с.г., «Совета по противодействию дезинформации» в Министерстве внутренней безопасности США была назначена Нина Янкович, уроженка Западной Украины известная тем, что она руководила информационной кампанией по «обелению» нео-нацизма на Украине и распространяла информацию о никогда не существовавшим Russiagate. Как на днях выяснилось, по прямому указанию соперницы Д.Трампа на выборах – Х.Клинтон. Даже в самих США подобный неприкрытый цинизм вызвал скандал. Н.Янкович была вынуждена подать в отставку, а сам проект пока был заморожен. Однако не сомневаемся, что его реанимируют в том или ином виде. Поскольку у наших западных коллег почти не остается дипломатических методов — лишь продвижение фейков и дезинформация.
Наряду с накачкой Западом Украины обычными вооружениями, параллельно идет бесконтрольная раздача кибероружия и методик его применения. Практические навыки получает огромное количество людей. По заявлениям Зеленского, в его «киберармии» числится более 300 тыс «бойцов». Коллеги, вы создаете неуправляемую киберармию, которая, отработав под вашим началом навыки на Украине, атакуя Россию, на этом не остановятся. Это не регулярная армия, эксперты хорошо знают, как сложно отследить хакерскую активность, установить ее источник и пресечь. Мобилизованные вами хакеры расползутся по всему миру, создавая в том числе угрозу для граждан западных стран.
Проводимая Западом милитаризация цифрового пространства многократно увеличивает угрозу прямого военного столкновения, тем более, что киевский режим по западным методичкам активно осваивает провокации в информпространстве. А ведь их последствия могут быть еще более чудовищными. Компьютерные атаки на критически важную инфраструктуру могут повлечь реальные и масштабные человеческие жертвы. Не говоря уже о рисках т.н. ошибочного установления источника в случае атаки «под чужим флагом», которую в виртуальном пространстве организовать гораздо проще, чем в реальном. В таком случае риски непреднамеренной эскалации и взаимного обмена киберударами кратно возрастут.
Безрассудные действия киевского режима могут повлечь полномасштабную киберконфронтацию, в которую окажутся втянуты и другие страны. НАТО уже распространила право на коллективную самооборону по ст.5 на информационное пространство. Ответственность за такую эскалацию целиком ляжет на западные страны, которые поощряют безрассудство киевского руководства.
Столкнувшись с такой угрозой, мы, безусловно, дадим отпор любым попыткам подорвать информационную безопасность России. Но призываю еще раз задуматься над опасностью втягивания мира в киберконфронтацию, которая не менее опасна, чем применение ОМУ. Мы больше двух десятилетий пытались предотвратить такой сценарий.
Я напомню, Россия еще в 1998 году первая подняла тему МИБ в ООН и добилась того, чтобы она вошла в ее повестку дня на постоянной основе. Именно мы настояли на том, чтобы в ООН были созданы переговорные площадки – сначала экспертные, а потом и открытые для участия всех государств-членов. На каждом этом этапе нам приходилось преодолевать мощнейшее сопротивление западных коллег, которые утверждали, что они и без ООН разберутся. Как они разбираются без ООН – миру хорошо известно.
Мы добиваемся закрепления на международном уровне, чтобы все государства приняли обязательства не использовать ИКТ в военных целях. Мы требуем демилитаризировать информационное пространство. Все эти годы мы предлагаем конкретные проекты международных документов – универсальной концепции обеспечения МИБ. От имени ШОС – проект свода правил ответственного поведения в этой сфере.
А что же наши западные коллеги? Они все эти годы открыто наращивали свой наступательный киберпотенциал и разрабатывали правила его применения. Достаточно вспомнить циничное «Таллинское руководство» по применению международного права в информационном пространстве, где детально регламентировано, как «гуманно» вести кибервойну.
Так кто из нас все эти годы готовился к кибервойне? Россия, которая призывала запретить использование ИКТ в военно-политических целях и готова взять на себя соответствующие обязательства, или западные страны, которые все эти инициативы раз за разом отвергали, чтобы оставить себе полную свободу рук в информпространстве?
Нельзя допустить превращения цифровой сферы в арену геополитического противостояния. Это экзистенциальный вопрос для человечества. Сейчас еще более, чем когда-либо, востребован профессиональный разговор, нацеленный на выработку конкретных практический решений. Наш долг его поддерживать вне зависимости от политической погоды. Призываем к деполитизированной дискуссии по всем аспектам обеспечения МИБ на профильной площадке под эгидой Генассамблеи – в Рабочей группе открытого состава. Исходим из того, что наша сегодняшняя встреча ее никак не подменяет.
Спасибо за внимание.