Су-57 имеет ряд ключевых преимуществ, его арсенал в сочетании с непревзойденной дальностью сделает его в перспективе ведущим ударным истребителем в мире, пишет MWM. А это положительно скажется и на внутрироссийских, и на экспортных заказах.
По сравнению с китайским J-20 и американским F-35, единственными на сегодняшний день истребителями пятого поколения как в производстве, так и на вооружении в составе эскадрильи, F-22 и Су-57 – программы менее успешные, хотя оба истребителя уже несут боевое дежурство. При том, что оба самолета уже находятся в эксплуатации, ни тот, ни другой пока не имели длительного производственного цикла: приказ о прекращении производства F-22 отдан спустя всего неполных четыре года, а серийное производство Су-57 началось лишь в 2018 году. Ни один из самолетов пока не воспользовался в полной мере ключевыми характеристиками своего поколения, которые можно увидеть на J-20 и F-35, – например, радиолокационной системой с распределённой апертурой и сетецентрическими возможностями высшего уровня. F-22 превосходит конкурента своей превосходной скрытностью, однако Су-57 имеет ряд ключевых преимуществ, начиная от гораздо более новых и дальнобойных ракет класса «воздух – воздух» и заканчивая большей маневренностью, шестью радарами вместо одного, и возможностью работы без радиолокационной сигнатуры с использованием инфракрасного датчика.
Но воздушным боем преимущества Су-57 отнюдь не ограничиваются – это заслуга менее специализированной конструкции: F-22 изначально разрабатывался без возможностей атаковать наземные цели, и даже после модернизации он так и не получил ракет класса «воздух – земля», запускаемых вне зоны поражения ПВО, из-за малой заглубленности его ракетных отсеков. Су-57, напротив, помимо воздушных боев разрабатывался еще и для ударных задач, а также противокорабельных и радиоэлектронных атак.
Универсальность Су-57 – отчасти наследие советской эпохи: все российские истребители с конца 1980-х годов обладали многоцелевыми возможностями, в том числе оружием класса «воздух – земля» за пределами видимости. К ним относился и прямой конкурент F-22, который проектировался в рамках программы МиГ 1.42 и должен был поступить на вооружение в конце 1990-х или начале 2000-х годов. Однако распад Советского Союза приостановил амбициозную программу, а экономические неурядицы окончательно положили ей конец.
Еще одна причина – это что F-22 предназначался для работы в паре с ударными самолетами, в первую очередь с F-35, разработанным в рамках говорящей программы Joint Strike Fighter («Многоцелевой ударный истребитель»). Его возможности воздушного боя гораздо скромнее, но он прекрасно подходит для атаки наземных целей с воздуха и электронных атак. Су-57, как и МиГ 1.42, разрабатывался для работы без облегченного аналога – то есть для выполнения всех задач в одиночку. В результате если F-22 несет лишь гравитационные бомбы малого диаметра, то Су-57 может нести не только комплект крылатых ракет с дальностью в сотни километров, но и ядерное оружие, а в будущем и гиперзвуковые баллистические ракеты, чьи испытания начались в феврале 2021 года.
Из-за своих ограничений F-22 за целых девять лет после ввода в эксплуатацию ни разу не участвовал в боевых действиях – вплоть до символических ударов по Афганистану и Ираку в сентябре 2014 года. Уже тогда широко подчеркивалось, что более дешевые самолеты с меньшими эксплуатационными расходами, такие как F-16, могут быть гораздо эффективнее. При том, что со своей малозаметностью F-22 мог бы стать идеальным ударным истребителем против хорошо защищенных целей благодаря возможностям боя за пределами видимости, одно то, что ему приходится подлетать очень близко к цели, во многом сводит все его преимущества на нет.
При этом Су-57 участвовал в боевых действиях еще до поступления на вооружение как раз благодаря способности наносить удары крылатыми ракетами большой дальности, а его прототипы отправились в Сирию еще в феврале 2018 года в поддержку сирийского правительства в борьбе с повстанцами. После нескольких заданий с авиабазы Хмеймим в западной Сирии Су-57 в марте 2022 года были переброшены на Украину, где наносили удары по правительственным силам.
Поскольку российские боевые самолеты всячески сторонятся украинской ПВО, что лишает их возможности сбрасывать гравитационные бомбы, наличие крылатых ракет – например, той же Х-59МК2 – придает им гибкости. Ракета, впервые испытанная в Сирии, разработана как основное вооружение Су-57 «воздух – земля» и оптимизирована для нейтрализации малоразмерных защищенных целей на предельных дальностях вплоть до 300 км.
Поскольку не ожидается, что F-22 получит новое вооружение класса «воздух – земля», арсенал Су-57 в сочетании с непревзойденной дальностью сделает его в перспективе ведущим ударным истребителем в мире. Это, в свою очередь, увеличит его производственный цикл по сравнению с тем, если бы он, подобно F-22, разрабатывался исключительно для превосходства в воздухе. А это не только положительно скажется на внутрироссийских заказах, но укрепит и экспортный интерес. Наконец, истребитель будет чаще использоваться для выполнения боевых задач в России и за рубежом, поскольку авиационные удары по-прежнему проводятся гораздо чаще воздушных боев.
*