ИНТЕРВЬЮ Администрация Запорожья: многие пытаются уехать с территорий подконтрольных Зеленскому
Владимир Рогов © Из личного архива Владимира Рогова
Запорожская область сейчас на две трети перешла под контроль российских военных. Несмотря на это, власти отмечают, что на блокпостах выстраиваются многокилометровые очереди из жителей подконтрольных Украине территорий, которые хотят переехать в регион из-за ощущения безопасности и отсутствия репрессий, которые гарантирует Россия. Как регион планирует интегрироваться с Россией, хотят ли жители получить российские паспорта, будет ли развиваться рыбная и портовая промышленность — в интервью ТАСС рассказал член главного совета Военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов.
— Владимир Валерьевич, Запорожская область в отличие от Херсонской пока не перешла под полный контроль российских войск. Как вы считаете, когда Запорожье будет полностью освобождено? Есть ли какие-то прогнозы?
— На сегодня освобождено порядка 70% Запорожской области. Чуть меньше трети пока находится под контролем режима Владимира Зеленского. Но в головах и в поведении его представителей, гауляйтеров паника, постоянные обсуждения по поводу эвакуации, вывоза всего ценного, что есть. И постоянные заявления, противоречащие друг другу. Это очень напоминает поведение героя песни Владимира Высоцкого: «он то плачет, то смеется, то щетинится, как еж».
Я не готов сказать, сколько времени потребуется, чтобы освободить всю Запорожскую область. Надо понимать, что при том, что под контролем режима Зеленского остается меньше трети территории, но именно под их контролем остается пока, к сожалению, областной центр — город Запорожье, где живет почти половина населения области. Но в то же время идет массовый исход с Запорожья на освобожденные территории. Люди хотят быть с Россией, люди едут в Россию. Они делают четкий выбор, и мы видим постоянные многокилометровые очереди на блокпостах, чтобы перебраться сюда. Люди выезжают семьями, вместе с детьми, стариками, они хотят мира, они хотят русского мира в прямом смысле. Люди на самом деле едут как в одну, так и в другую сторону, но сейчас намного больше людей пытаются уехать с территорий подконтрольных Зеленскому на освобожденные Россией территории. Я бы на сегодня оценил это соотношение как один к двум. То есть на двух выезжающих из Запорожья есть один, который едет туда с нашей территории.
— Какие настроения у обычных людей на тех территориях, которые пока контролируются Украиной?
— Если говорить о настроениях в Запорожье, то сегодня там, понятно, царит террор, физический беспредел со стороны так называемых «териков», а именно так называют в народе территориальную оборону. Провокации и преследования от СБУ и плюс массовый завоз жителей Галиции, то есть боевиков, нацистов из Львова, Ивано-Франковска и Тернополя. Они пренебрежительно и по-хамски относятся к запорожцам, часто оказывается физическое воздействие на людей, на блокпостах людей грабят. Люди недовольны, мягко говоря. И лишним подтверждением тому является история. Мы запустили бот в Telegram. И в этот бот написали ребята, запорожцы, которых силой выгнали на войну, которых заставили убивать и умирать, чего они, естественно, делать не хотели и не хотят. Они написали мне, сказали, что хотят перейти на мирную сторону. Мы с ними связались, договорились о времени и месте и других подробностях перехода их на мирную сторону, и они сами предложили, что могут взять больше оружия, чтобы оно не стреляло и не убивало людей. В конце концов, когда мы с ними встретились, этот переход произошел, слава богу.
В будущем, когда наш родной край будет полностью освобожден от власти нацистов и наркоманов, мы вместе с ними будем восстанавливать и возвращать некогда цветущий край в нормальное состояние, в котором он и должен быть. А по сути Запорожская область — это второй Краснодарский край. Если смотреть с точки зрения потенциала, экономических возможностей, климата и прочего.
— Поговорим немного об экономике, раз вы затронули вопрос туризма. Каково сейчас положение дел в порту Бердянска? Когда он сможет снова начать принимать и отправлять корабли?
— Бердянск — морские ворота Запорожской области. Там хороший порт, несмотря на то, что Азовское море достаточно мелкое. Там было произведено еще в советское время и перевооружение, и берегоукрепление, и масса других работ, которые помогли этот порт сделать намного крупнее. Я думаю, что перезапуск, полноценный перезапуск бердянского порта — это вопрос нескольких недель, даже не месяцев. Потому что порт в нормальном состоянии, несмотря на многочисленные обстрелы со стороны боевиков. Туда отправляли и ракеты, и массу другого тяжелого вооружения. Но оно было сбито ПВО России, и благодаря этому порт практически не пострадал. Порт важен с точки зрения поставок больших объемов грузов — продуктов питания, зерновых, топлива, продукции машиностроения и так далее. Поэтому перед властями региона в комплексе стоит задача как можно скорее порт перезапустить для того, чтобы он помог оживить экономику, перезапустить ее и работал на благо Большой России.
— Бердянск известен своим бычком. Когда планируется возобновить промысел, как будете бороться с браконьерами, которых было много в последние годы?
— Азовское море — благодатное море, там действительно есть и бычок, и пиленгас, и камбала, и барабуля, и масса другой рыбы. И всегда в Бердянске городской рынок славился своими рыбными раскладами. К сожалению, на протяжении 30 лет так называемой незалежности все местные чиновники жили по формуле «Украина — от слова украсть». Каждый старался украсть то, что он может. Браконьерство стало системным явлением, интегрированным во власть. Местные власти получали с браконьеров деньги, а с 2014, после переворота, это было перезапущено в еще большем объеме, потому что этим бизнесом занялись и сотрудники СБУ. Была четкая тактика и понимание, сколько рыбы и сколько денег надо отдать за каждый незаконный выход в море. Сейчас это вопрос природоохранной деятельности, вопрос сохранения биобаланса и развития не просто рыболовства, а сохранения популяции рыбы. Не зря в Бердняске стоит памятник «Бычку-кормильцу», потому что этот бычок на протяжении многих и многих лет действительно кормит тысячи жителей прибрежной зоны Азовского моря, и не только Бердянска.
— Можно сказать, что со временем Запорожская область начнет кормить рыбой всю Россию?
— Если говорить о потенциале Запорожской области, то надо понимать, что здесь еще и река Днепр, которая течет полноводная по всей территории и проходит через областной центр, другие населенные пункты, это водохранилище Каховской ГЭС. Есть масса заповедников, в привязке к ним можно выращивать и пресноводную рыбу и, конечно, на побережье Азовского моря можно заниматься промышленным разведением рыбы. По тому потенциалу, по оценкам экспертов, может если не всю Россию кормить, то несколько федеральных округов точно. Бычок, плотва, лещ, прочие десятки видов промысловых рыб, которые у нас водятся.
— А если говорить о продовольствии в области, какая сейчас обстановка?
— Идет перезапуск мирной жизни, и надо понимать, что сложное время, эти три месяца, мы выживали в первую очередь за счет рынков. Рынки, как и в 90-е годы, стали той точкой сборки для остатков экономики постукраинского пространства, где люди могли что-то продать, что-то купить.
Было интересно, у нас было такое время, когда мы жили почти как при коммунизме. В советские годы говорили, что при коммунизме не будет денег, вот у нас и не было денег: гривны не было уже, а рубля не было еще. Но на коммунизм это не походило: деньги были нужны, надо было покупать, расплачиваться, оплачивать товары и услуги. Гривны не было, потому что режим Зеленского сразу же заблокировал для людей любые возможности получения денег — это, во-первых. А во-вторых, например, руководитель «Укрпочты» сбежал с освобожденных территорий с колоссальной суммой в миллионы и миллионы гривен, которые предназначались для выплаты пенсий. Таким образом, старшее поколение осталось без денег. Поэтому мы с большой радостью восприняли инициативу нашего президента Владимира Владимировича Путина по поводу 10 тыс. рублей наиболее незащищенным категориям населения — прежде всего пенсионерам, многодетным семьям и прочим категориям. Сегодня эти выплаты идут полным ходом, многие тысячи людей получили эти выплаты, и эти выплаты помогают перезапустить экономику. По оценкам наших специалистов, чтобы избавиться от гривны полностью нам понадобится примерно 4 месяца, может быть, чуть меньше.
— Сообщалось, что украинские военные базы планируется передать России, так ли это? Сколько у вас сейчас баз, в каком они состоянии?
— Если говорить о присутствии российской армии, российских военных, надо понимать, что наличие их на территории Запорожской области — это гарантия безопасности. Мое глубокое убеждение, как и многих тысяч моих земляков, в том, что, если рядом есть российская армия, то нам бояться нечего. Ярким примером является тот же Мелитополь — по этому городу боевиками Зеленского было выпущено свыше 40 баллистических ракет «Точка-У» — самого сильного и разрушительного оружия, которое есть на вооружении режима Зеленского. Все эти ракеты летели по жилой части города, они должны были сравнять город с землей. Но спасибо большое ПВО России, все ракеты были сбиты, благодаря этому местные жители не погибли, остались живы и здоровы. Возникло такое выражение «Слава Богу и ПВО России!». Сейчас недалеко от линии боевого соприкосновения они просто неистово продолжают обстреливать мирные города: Васильевку, Пологи, по которым бьют и из ракетных систем залпового огня и баллистическими ракетами «Точка-У». Каждый день там сбивается масса ракет, наносятся удары по мирным городам, в которых живут пока еще граждане Украины.
Поэтому если говорить о безопасности, которая нам необходима, то залогом этой безопасности является присутствие российских военных, простого русского солдата, который знает свое дело. И вот здесь, я думаю, нам есть что предложить, потому что у нас на освобожденной территории есть как минимум две военные базы: одна бывшая украинская военно-морская база «Восток», которая расположена в Бердянске, она достаточно неплохо технически оснащена, есть все готовое для логистики. Но, естественно, это надо рассматривать непосредственно руководству Министерства Обороны — нужна ли такая база — по той простой причине, что Азовское море, которое стало внутренним морем России, может быть и не нуждается в присутствии военных в Бердянске. С другой стороны, однозначно ценным, может быть, и является военный аэродром в Мелитополе, потому что это очень удобный аэродром для полноценной базы ВКС России, где могут размещаться и истребители, и бомбардировщики, и непосредственно система ПВО, а также военно-транспортная авиация.
— Планируется ли восстанавливать сообщение с Россией: железнодорожное, автомобильное, морское?
— Нам необходимы полноценные дороги в Россию, коридоры, потому что сейчас жители Запорожской и Херсонской областей попадают в Россию и приезжают из России только через очень узкую точку пропускного пункта на территории между Херсонской областью и Республикой Крым. Естественно, там возникают заторы, постоянные пробки, люди вынуждены стоять на границе по 12-14 часов. Я уверен, что все идет к тому и закончится тем, что у нас появится полноценный сухопутный коридор из Москвы в Крым. По классике, по традиции он всегда таковым и являлся во времена Российской Империи, Советского Союза — это дорога Москва-Симферополь, которая является федеральной трассой, дорогой общесоюзного значения в советские годы и железная дорога, которая идет опять же от Москвы в Симферополь.
Сейчас освобождение Запорожья необходимо для того, чтобы мы продвинулись в этом направлении дальше, и как только эта ветка будет восстановлена, как только эта дорога, без преувеличения, жизни будет запущена, мы увидим, как энергия хлынет, энергия природного начала, народных масс, запасника исторических сил русского народа, говоря языком Николая Яковлевича Данилевского — великого нашего ученого. Это и экономический потенциал, потому что промышленная площадка исторической Новороссии просто колоссальная, она всегда была ориентирована на большую России. Только в одной Запорожской области объем экспорта в Россию всегда считался в миллиардах долларов. Вы представляете, какой большой потенциал не просто скрыт, а по сути преступно был заблокирован без возможности взаимодействия Запорожской области и Большой России.
— На главу Энергодара было совершено нападение. Другие представители власти получают угрозы?
— Если говорить вообще о принципах организации мирной жизни, то надо понимать, что помимо военного человека, помимо соратников, наших солдат, которые шаг за шагом освобождают нашу родную землю от оккупации нацистской нечисти, другие, кто совершает подвиги, являются простыми людьми, налаживающими мирную жизнь, — здесь мэры городов, директора предприятий, ректоры вузов, директора школ, заведующие садиков, даже воспитательницы, нянечки, уборщики и дворники. Почему я говорю о них? Потому что к ним постоянно поступают угрозы, их терроризируют, им угрожают пожизненным заключением в тюрьме, им бьют стекла, угрожают смертью. Этот террор идет постоянно, и самое важное, чтобы здесь была налажена мирная жизнь. Все повторяется, как и 80 лет назад, когда на территории западных областей у СССР шел террор со стороны бандеровцев, которые прежде всего нападали на медицинский персонал, на сотрудников больниц, школ, всевозможных амбулаторий, на всех тех, кто запускал мирную жизнь и нес порядок и возможность жить достойно на своей родной земле. То же самое повторяется сегодня и здесь.
Это касается и музеев. У нас есть замечательные музеи, «жемчужины» мирового наследия, отмеченные международными структурами: чего стоят Каменная могила, краеведческий музей. Нами недавно предотвращена попытка похищения и вывоза в дальнее зарубежье, судя по всему заказчики были в одной из стран Евросоюза, легендарного Скифского золота, которое было похищено из Мелитопольского краеведческого музея, а затем припрятано для перевоза тропами, скрытыми путями, контрабандой непосредственно в Евросоюз. Когда мы это выяснили, вернули это золото в музей, объявили об этом, сразу началась истерика в западных СМИ, причем, что интересно, с обвинением России в том, что это Россия хотела украсть. Классика. «Вор кричит: «Держи вора»». Пока золото не было обнаружено, Запад сидел тихо и не возмущался, куда оно исчезло. Когда мы в результате следственных действий его нашли и вернули непосредственно в музей, тогда западные СМИ начали кричать и обвинять именно нас в том, что мы хотели сделать что-то плохое, хотя все очевидно, как это происходило и чем это, слава богу, закончилось.
Если говорить о мирной жизни, то есть масса вещей, которые в обычной жизни не ценишь и не замечаешь, кажутся как само собой, но в наших условиях все это очень важно. Перезапуск детского сада на 200 с лишнем деток — это большой праздник для всех нас. Я уже не говорю о родителях этих детей, непосредственно сотрудниках детского садика, воспитателях, заведующей. Потому что эти люди хотят работать, и все хотят вернуться в большую семью России.
Сейчас самое главное, что люди прекрасно знают и понимают, что никуда Россия уже отсюда не уйдет, потому что все три месяца это был их самый главный страх, что Россия уйдет. С первых дней, как мы сюда пришли, как мы сюда вернулись, меня все местные жители, мои земляки спрашивали: «Вы точно не уйдете? Вы точно нас не оставите на растерзание бандеровцам? Мы точно будем в России? Точно все будет хорошо?».
После трех месяцев успокоения указ президента России об облегченной форме получения гражданства в упрощенном порядке, естественно, вдохновил людей. Это настоящий праздник со слезами на глазах, мы все друг друга поздравляли, и сотни, сотни людей в каждый из административных центров, в каждый из органов власти идут с заявлениями, с просьбами, с вопросами. Это, знаете, эмоциональный подъем, сравнимый, может быть, с Русской весной в Крыму 2014 года. Причем, что показательно, значительная часть людей, которая обращается с вопросом о получении российского гражданства, пока еще находится на подконтрольной режиму Зеленского части Запорожской области — в областном центре.
— Сколько заявлений уже получено?
— По поводу цифры я вам не скажу по той простой причине, что сейчас только подготовлены структуры для приема, принимать должны сотрудники МВД России, а у нас их физически толком нет, поэтому сейчас прорабатываются варианты, как все это будет организовано. Возможно, будут выездные группы. Самое главное — мы возвращаемся домой!
Беседовал Валерий Стурит