А причём здесь казаки?
Запорожское казачество инициирует процедуру вступления во Всероссийское казачье общество
Даже мне, русскому помору, за казаков обидно стало. Сейчас djamix увидит — обидится ))
Да пускай 8 лет Россия АТО проводит там, че они паникуют, интервью какие-то дают. А когда поднимут налоги, надо обязательно ткнуть их в то, что это недемократично.
Так они уже подняли ставку Державного банка с 10% до 25%: переплюнули Россию с её «жалкими» 20%.
Во сейчас заживут с такими-то процентами по вкладам и долларом за 30 гривен, который по этой официальной цене не купишь. Да ещё без четверти территории и миллионах воюющего, убитого, искалеченного, эмигрировавшего и трудомигрировавшего населения.
Национальный банк Украины (НБУ) 2 июня резко повысил учетную ставку (в России ее называют ключевой) на 1500 базисных пунктов — с 10 до 25 процентов, указано в пресс-релизе регулятора. Как отмечает «Интерфакс», решение ЦБ соответствует ожиданиям рынка.
«Правление Нацбанка приняло решение повысить учетную ставку до 25 процентов годовых. Целью этого решительного шага вместе с другими мерами является защита гривневых доходов и сбережений граждан, увеличение привлекательности гривневых активов, снижение давления на валютном рынке и в результате усиления возможности Нацбанка обеспечивать курсовую стабильность и сдерживать инфляционные процессы», — говорится в сообщении НБУ.
Представители Центробанка считают, что незначительное повышение ключевой ставки не было бы достаточно эффективным для положительных изменений в финансово-экономической системе, а также спровоцировало бы ожидания дальнейших повышений ставки. В такой ситуации вкладчики заняли бы выжидательную позицию и проявляли недостаточный интерес к гривневым активам.
ЦБ отметил, что международные резервы Украины сейчас находятся на достаточно высоком уровне благодаря помощи зарубежных партнеров, однако риски для макрофинансовой стабильности страны в среднесрочной перспективе все же растут. По оценке регулятора, если доходность активов в нацвалюте не возрастет, продолжится быстрое истощение международных резервов и накопление дисбалансов в экономике.
С июня 2020-го по март 2021 года Нацбанк удерживал учетную ставку на исторически минимальном уровне в 6 процентов годовых. Затем ЦБ начал постепенно увеличивать показатель — в последний раз регулятор повысил ставку 21 января 2022 года на 1 процентный пункт, до 10 процентов годовых.
В начале марта заместитель главы Нацбанка страны Сергей Николайчук заявил, что суточный ВВП страны составляет половину от нормы. Он добавил, что, безусловно, это окажет давление и на госбюджет, и на ресурсы центрального банка, и выразил надежду на поддержку международного сообщества.
Министр финансов Украины Сергей Марченко дал британскому The Economist интервью, в котором признал: если боевые действия будут продолжаться более трех-четырех месяцев (они идут уже четвёртый месяц), киевскому режиму придется радикально сократить бюджетные расходы (зарплаты, пенсии, социальные выплаты) и повысить налоги.
На самом деле в оригинале!
Сергей Марченко странно оптимистичен. Русские, возможно, оккупировали или заблокировали основные порты его страны и вынудили закрыть большинство предприятий, но министр финансов Украины излучает спокойствие.
«Ситуация очень сложная, я не собираюсь ее преуменьшать», — говорит он за чашечкой латте в шикарном кафе рядом со своим министерством. — Но мы можем справиться с этим. Когда сирена воздушной тревоги прерывает интервью, он просто игнорирует его.
Причин не паниковать довольно много. Украина вступила в войну в хорошей форме, ее экономика росла в квартальном исчислении почти на 7% в годовом исчислении; высокие цены на экспорт зерна, железа и стали; хорошо регулируемая банковская отрасль и дефицит государственного бюджета в размере менее 3% ВВП в прошлом году. Её долг составлял чуть менее 50% ВВП, число, о котором многие министры финансов могут только мечтать.
Впечатляющая оцифрованная система налогов и льгот означает, что доходы по-прежнему беспрепятственно поступают из тех частей экономики, которые все еще функционируют.
Пенсии и государственные зарплаты все еще выплачиваются, даже в районах, которые сейчас находятся под российской оккупацией, благодаря устойчивым цифровым системам и удивительно невредимому Интернету.
Большинство предприятий на данный момент все еще платят своим сотрудникам, даже если они не могут работать в обычном режиме или вообще не могут. Удивительно, но налоги на заработную плату снизились всего на 1%, говорит министр.
Но это непросто. Всемирный банк предсказал, что ВВП Украины сократится примерно на 45% в 2022 году («Наша оценка — 44%», — гримасничает г-н Марченко). И обе оценки, конечно, крайне неопределенны.
Таможенные поступления, составляющие значительную часть государственных налоговых поступлений, упали примерно до четверти довоенного уровня из-за сокращения импорта и отмены многих пошлин. Военные зарплаты — еще одно большое бремя. По его словам, все это приводит к дефициту финансирования примерно в 5 миллиардов долларов каждый месяц.
Это примерно 5% истощенного ВВП Украины на каждый месяц, пока идет война.
Как это заполнить? Отчасти, по словам г-на Марченко, за счет того, что центральный банк печатает больше денег. Отчасти также путем выпуска военных облигаций, по которым правительство в настоящее время выплачивает около 11% годовых, что ниже уровня инфляции. Но основной источник должен быть зарубежным. И именно так, по словам министра финансов, он проводит большую часть своего дня, лоббируя иностранные правительства, выпрашивая помощь.
Америка — это место, на которое он возлагает самые большие надежды. 28 апреля президент Джо Байден заявил, что просит Конгресс санкционировать дополнительные 33 миллиарда долларов в виде новых средств для Украины, поскольку предыдущая возможность почти исчерпана. Палата представителей проголосовала за увеличение суммы до 40 миллиардов долларов. Большая часть денег пойдет на вооружение, но не менее 8,5 млрд долларов — на экономическую поддержку.
«Хорошая новость, но как будет выглядеть американский пакет и когда он прибудет? Мы не знаем», — говорит министр.
МВФ тоже помог. Это побудило Америку и другие страны взять на себя часть предоставленных Украиной специальных прав заимствования в фонде, фактически направляя твердую валюту правительству в Киеве. Но конечным результатом всех этих призывов является то, что во втором квартале этого года Украина до сих пор подсчитала гранты на общую сумму всего около 4,5 млрд долларов при дефиците бюджета в размере 15 млрд долларов.
Это ненадежно, признает г-н Марченко, опасающийся, что если война продлится больше, чем еще «три-четыре месяца», потребуются болезненные меры, в том числе резкое повышение налогов и резкое сокращение расходов.
Реальный страх заключается в том, что в последние годы превратилось в довольно рыночную, свободно вращающуюся экономику, может столкнуться с волной национализации, которая сведет на нет годы тяжелого прогресса.
Еще более насущная проблема уже буквально прорастает. По всей стране завершился посевной сезон урожая этого года пшеницы, ячменя, подсолнечника (на масло) и других зерновых и основных культур. Удивительно, но примерно 80% обычного урожая ушло в землю, которую иногда сажают отважные фермеры в пуленепробиваемых жилетах.
Но что с этим делать? Со сбором не должно быть большой проблемы, поскольку линия фронта отодвинута, и Россия вряд ли добьется дальнейших успехов.
Самое сложное — вывезти товар из страны.Присутствие российского флота в Черном море, а также оборонительная установка мин украинским флотом означает, что Одесса, главный украинский порт, полностью закрыта. То же самое касается его второго и третьего портов, расположенных поблизости. Бердянск и Мариуполь, четвертый и пятый, находятся под контролем России. Не может храниться и много зерна; зерновые элеваторы страны в основном заполнены недавно собранным озимым урожаем, который в обычных условиях уже был бы отправлен за границу.
Мустафа Найем, бывший журналист и протестующий, ставший заместителем министра инфраструктуры Украины, отвечает за решение проблемы. Если зерно не может быть доставлено по морю, его придется перевозить автомобильным и железнодорожным транспортом через Польшу, Румынию и Венгрию.
Но проблем хватает, говорит он. Дороги не могут выдержать такое интенсивное движение; альтернативные порты имеют ограниченную свободную пропускную способность.
Хуже всего то, что пересечение границы Украины с ЕС сопряжено с трудностями. Таможенные и фитосанитарные проверки уже вызывают 10-километровые пробки на пунктах въезда. В правилах клуба сказано, что, поскольку Украина не является членом, в него может въехать только ограниченное количество ее грузовиков. Бюрократия тормозит работы, и если они не будут разблокированы, Украина, Европа и весь мир столкнутся с острой нехваткой продовольствия после сбора урожая в сентябре.
«Нам нужно, чтобы каждая страна Европы разрешила свободный доступ к нашим грузовикам», — говорит министр. «Кажется, они не понимают, какое количество пшеницы вот-вот ударит по ним». ■