Общемировая проблема на рынке нефти – это сильный доллар
Курс доллара сегодня самый высокий за последние двадцать лет, что создает серьезные проблемы для всех, кто покупает в этой валюте товары, в том числе и нефть, пишет Bloomberg. В будущем это может привести к падению спроса на черное золото.
Нефть стоит очень дорого во многих местных валютах. Со временем это приведет к падению спроса.
Выступая примерно полвека тому назад на встрече ведущих экономических держав, министр финансов США Джон Коннали (John Connally) шокировал коллег заявлением о том, что «доллар — наша валюта, но это ваша проблема». Тогда Америка хотела, чтобы доллар подешевел, и заставляла других проводить ревальвацию своих валют.
Прошло 50 лет, и сейчас мировая экономика сталкивается с прямо противоположной проблемой. Курс доллара сегодня самый высокий за последние 20 лет; он обгоняет все остальные ведущие валюты и создает огромные проблемы всем покупающим деноминированные в долларах товары, за исключением самой Америки. И здесь самую важную роль играет нефть.
С тех пор как Коннали сделал доллар проблемой для всех остальных, американская валюта стала безраздельно царствовать на мировых рынках энергоресурсов и сырьевых товаров. Цены почти на любое сырье, потребляемое сегодня в мире, начиная с нефти и кончая пшеницей и медью, устанавливаются в долларах. Даже на чай, являющийся квинтэссенцией британской жизни, цены устанавливаются в американской валюте, но не в фунтах.
Обычно сильный доллар означает понижение цен на сырье и наоборот. Такая связь между долларом и сырьем служит подушкой безопасности для мировой экономики. Одно компенсирует другое, что особенно важно для бедных стран. Когда мир в последний раз столкнулся с резким скачком нефтяных цен, этот симбиоз дал о себе знать в полной мере. В 2008 году цена марки Brent поднялась до рекордной отметки 147,5 доллара за баррель, и это стало неподъемным бременем для финансов многих стран. Но в том же году курс доллара опустился до рекордно низкого уровня по сравнению с валютами основных торговых партнеров США, и это ослабило нагрузку. Для многих стран-импортеров нефть стала дорогой, но не запредельно дорогой в местной валюте.
Теперь эта многолетняя связь между курсом доллара и ценой на нефть разрушается. Нефть за прошедший год поднялась в цене на 70%, и сегодня она стоит около 120 долларов за баррель. А курс доллара с середины 2021 года поднялся на 10%. Это привело к проблемам с платежным балансом во многих странах-импортерах нефти, особенно в Африке, Латинской Америке и Азии. Малави, являющаяся одной из беднейших стран в Африке, недавно за один день девальвировала свою валюту на 25%. Шри-Ланка, входящая в число самых бедных стран Азии, оказалась на грани экономического коллапса. «Разница между благополучными странами и теми, у которых меньше возможностей оплачивать сырьевые товары, постоянно увеличивается», — сказал в воскресенье Майк Мюллер (Mike Muller), возглавляющий азиатское направление в самом крупном в мире нефтяном торговом доме Vitol Group. Даже те, кому по карману заоблачные цены в местной валюте, скажем, Европа и Япония, страдают от роста инфляционной нагрузки.
Марка Brent сегодня примерно на 20% дешевле, чем в 2008 году, когда курс доллара установил абсолютный рекорд. Но при оценке в местных валютах все кардинально меняется для стран, на чью долю приходится примерно 35% общемирового спроса. Индия, занимающая третье место в мире по объемам потребления нефти после США и Китая, платит примерно на 45% больше, чем 14 лет назад, что объясняется резким снижением курса рупии по отношению к доллару. Еврозона в настоящее время платит около 111 евро (119 долларов) за баррель, а в июле 2008 года платила 93,5 евро. Британия сталкивается с аналогичной проблемой. Марка Brent в 2008 году достигла ценового пика в 74 фунта за баррель (92 доллара). Но сегодня она почти на треть дороже — 95 фунтов. Курс иены по отношению к доллару сегодня самый низкий за два последних десятилетия, и Япония тоже несет серьезные потери. Список стран, которые с трудом оплачивают свои счета за энергоресурсы, можно продолжать еще очень долго.
Рекордно высокие в местных валютах цены на нефть не только вызывают внутренние экономические потрясения, но и имеют немалое значение для самого рынка энергоресурсов. Нефтяные трейдеры ищут признаки грядущего падения спроса — это такая точка, когда рост цен ведет к сокращению потребления. Пока спрос на нефть растет весьма активно, чему способствует увеличившееся после пандемии общемировое потребление. Но значительная часть нашего мира уже столкнулась с рекордными ценами, и от этого очень скоро начнет страдать спрос. Аналитики из Goldman Sachs считают, что сильный американский доллар в среднем увеличивает цену за баррель примерно на 20 долларов, если измерять ее в местных валютах. «Таким образом, по марке Brent она достигает уровня, соответствующего 150 долларам за баррель».
Для нефтяного картеля ОПЕК+ разрушение связи между нефтью и долларом — это нежданная удача. В 2007 году на саммите ОПЕК в Эр-Рияде нефтедобывающие страны беспокоились по поводу возможного краха доллара. Но сейчас, когда Федеральный резерв поднимает процентные ставки больше и быстрее других ведущих центробанков, американская валюта на гребне успеха. И это еще одна причина, по которой нефтяному картелю надо упорнее работать над ограничением цен.
Автор: Хавьер Блас (Javier Blas)