Reuters: Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, обогнав Саудовскую Аравии: экспорт российской нефти в КНР в мае вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года
Экспорт российской нефти в Китай в мае вырос на 55% по сравнению с маем предыдущего года, превысив аналогичные показатели Саудовской Аравии и сделав РФ крупнейшим поставщиком нефти в страну. Об этом в понедельник сообщает агентство Reuters со ссылкой на данные китайской таможни.
По его информации, в мае Саудовская Аравия поставляла в Китай 1,84 млн баррелей нефти в день, в то время как Россия поставляла порядка 1,98 млн баррелей, включая поставки по трубопроводу ВСТО («Восточная Сибирь — Тихий океан») и морские перевозки.
Как подчеркивает Reuters, данные таможни свидетельствуют о том, что Россия в состоянии найти покупателей на свою нефть, несмотря на западные санкции.
К середине мая 2022 года российские индексы акций продолжают двигаться без оглядки на традиционные внешние ориентиры. Это вполне логично в ситуации, когда среди участников торгов отсутствуют иностранные инвесторы, привычно ориентирующиеся на динамику ключевых мировых фондовых индексов. В настоящее время даже серьезное движение стоимости фьючерсов на нефть в течение торгового дня зачастую не является однозначным сигналом для спекулянтов.
Тем не менее оставшиеся на локальном рынке акций инвесторы и спекулянты все же не могут игнорировать среднесрочную динамику цен на черное золото. Не секрет, что значение нефтегазовых доходов для современной российской экономики едва ли возможно переоценить. Поэтому сегодня я рассмотрю текущее состояние мирового нефтяного рынка и его среднесрочные перспективы.
Коронавирус и «зеленая» повестка
С начала марта 2022 года уровень мировых цен на нефть можно охарактеризовать как стабильно высокий. Уже почти три месяца фьючерсы на нефть эталонного сорта Brent удерживаются выше знакового психологического уровня $100 за баррель и неизменно демонстрируют довольно резкие коррекционные отскоки вверх.
С технической точки зрения мы все еще наблюдаем в контрактах продолжение долгосрочного восходящего тренда, наметившегося еще в мае «коронавирусного» 2020 года. Иными словами, техническое преимущество пока что остается за нефтяными «быками». Надо отметить, что для этого имеются весьма объективные фундаментальные основания. Перечислю их по степени новизны, начиная с самых «старых».
Мировой энергетический кризис наметился еще в середине минувшего 2021 года. Его предтечей стало резкое сокращение объемов добычи минеральных ресурсов на фоне глобальной вспышки COVID-19. В тот же момент состоялся и резкий спад объемов инвестиций в новые добывающие проекты, в том числе и в нефтегазовой отрасли.
Дополнительным ударом по нефтяным компаниям выступил не очень продолжительный, но острый мировой дефицит мощностей для хранения сырой нефти. Экстремальным результатом этой тенденции стал провал стоимости поставочных фьючерсов на североамериканскую нефть сорта WTI по итогам торгов 20 апреля 2020 года глубоко в область отрицательных значений, до уровня минус $37,63 за баррель.
Этот факт стал сигналом для массовой консервации действовавших нефтяных скважин. Уже в тот момент было понятно, что последующее возобновление добычи на многих из них будет нерентабельным. Между тем быстрое наращивание объемов производства в нефтяной отрасли невозможно по технологическим причинам. Даже в случае острой необходимости оно неизменно затягивается во времени.
Это очевидное соображение очень хорошо иллюстрирует ситуация вокруг планового ежемесячного наращивания суммарной квоты на добычу участниками нефтяной сделки в формате ОПЕК+. Изначально альянс был создан с целью ограничения уровня добычи нефти для поддержания цен. Однако уже в течение многих месяцев он не в состоянии угнаться за ростом разрешенного объема производства нефти.
Между тем 16 мая 2022 года премьер-министр Шри-Ланки Ранил Викрамасингхе заявил о том, что в стране почти закончился бензин. Оставшихся на тот момент запасов хватало всего лишь на один день. Речь идет о целом государстве с населением, приближающимся к 22 млн человек. Как мы видим, текущий уровень цен на нефть и нефтепродукты стал для него неподъемным.
Продолжая разговор про застарелые факторы, способствующие текущему росту цен на углеводородное сырье, обращу внимание на ту злую шутку, которую сыграла с экономически развитыми странами «зеленая» повестка дня. Активная пропагандистская компания в пользу декарбонизации достигла своего пика в период с середины 2020 по середину 2021 года. Сейчас мы стали свидетелями того, что «коронавирусный» спад объемов мирового потребления ископаемых энергоносителей носил лишь временный характер.
Но в тот момент была создана вполне убедительная иллюзия, что именно сейчас государства с высоким уровнем жизни сумеют осуществить энергетический переход. Неожиданно модной стала тема скорого переключения цивилизованного мира на возобновляемый «зеленый» водород в качестве ключевого энергоносителя. Сейчас разговоры на эту тему временно затихли даже в Евросоюзе, который выступал основным проводником инициативы по декарбонизации мировой экономики. Так или иначе, но потребность человечества в нефти, природном газе и в каменном угле на ближайшие годы оказалась явно недооценена правительствами развитых стран. Далее вступила в действие неизбежная экономическая закономерность, балансирующая спрос и недостаточное предложение с помощью роста цены.
Спецоперация на Украине
Несложно заметить, что нынешний трехмесячный период высоких нефтяных котировок совпал по времени с российской специальной операцией на территории Украины. Рост геополитической напряженности вокруг крупнейших нефтедобывающих государств является классическим стимулом для быстрого и сильного роста цен на черное золото. Напомню, что в феврале текущего года доля российских поставок на мировом рынке нефти составила около 8,4% (без внутреннего потребления в РФ).
Надо учитывать и то, что на этот раз мир имеет дело не просто с гипотетической угрозой перебоев с поставками нефти из России. Международные санкционные ограничения способны стать более серьезной проблемой, нежели временные объективные препятствия технического характера.
В праздничный день 8 марта 2022 года США объявили эмбарго на импорт энергоносителей российского происхождения. В среднесрочном периоде подобные новости, несомненно, выступают стимулом для роста стоимости нефтяных фьючерсов.
Как показывает опыт, ограничительные меры подобного рода приводят к переориентации географии поставок запрещенных товаров. Подобная ситуация развивается прямо сейчас с продукцией российских угольных и сталелитейных предприятий после введения ограничений на ее импорт в ЕС. Тем не менее масштабные временные сбои логистических схем все равно приводят к среднесрочному росту мировых цен.
В 2021 году среднемесячный объем поставки российской нефти в США составил 0,67 млн баррелей в сутки. Новость о скором выпадении этого объема усилила и без того имевшуюся тенденцию к росту цен на нефть и нефтепродукты в Соединенных Штатах. К концу марта стоимость автомобильного бензина в стране в среднем повысилась с 3 до $4 за галлон, или примерно на треть.
На фоне столь масштабного роста цен на моторное топливо США предприняли целый комплекс усилий, направленных на насыщение внутреннего рынка. Сейчас становится понятно, что часть из них оказались безуспешными, а иные шаги не приносят быстрых желаемых результатов.
Намерения ослабить действующее нефтяное эмбарго в отношении Ирана и Венесуэлы все еще не реализовались. Хотя недавно и вышло сообщение о том, что некоторые действия в сторону отмены санкций в отношении Венесуэлы все же происходят. Попытки дополнительно стимулировать рост добычи со стороны Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов ни к чему не привели. Пока не возымел желаемого эффекта и призыв со стороны президента Штатов Джо Байдена к североамериканским нефтегазовым компаниям увеличить выработку на 1 млн баррелей в день из патриотических соображений. Я уже говорил о том, что мгновенный рост объемов добычи нефти невозможен по технологическим причинам.
В результате искомый дополнительный приток на внутренний рынок США был временно обеспечен за счет принятия решения о ежедневных товарных интервенциях из стратегических нефтяных резервов. Их объем составит 1 млн баррелей в сутки в течение полугода начиная с апреля 2022 года. Очевидно, что это временная мера, рассчитанная на то, что дисбаланс спроса и предложения на мировом нефтяном рынке сгладится во второй половине года. Она позволила лишь притормозить рост цен на автомобильное топливо в Соединенных Штатах.
Надо отметить, что в середине мая контракты на нефть сорта WTI торгуются всего лишь примерно на 2% дешевле фьючерсов на нефть сорта Brent. Сложившаяся ситуация достаточно нетипична. В самые лучшие времена североамериканская нефть стоила более чем на 13% дешевле североморской. Это стоит оценивать как среднесрочный «бычий» сигнал.
Инициативы Евросоюза
Наконец, самым свежим по времени и тревожным сюжетом для глобального нефтяного рынка выступает угроза введения эмбарго на импорт в ЕС нефти и нефтепродуктов российского происхождения. Политические лидеры Евросоюза поспешили анонсировать инициативу еще несколько недель назад. Однако ЕС пока не в силах согласовать ее со всеми своими участниками. Формальным камнем преткновения стала позиция Венгрии, которая не желает наносить ущерб собственной экономике или же требует соответствующей компенсации. Очевидно, что указанное государство, отстаивая свои интересы, одновременно выражает позицию и ряда других европейских стран. Какие-либо уступки в отношении Венгрии в рамках текущего политического торга способны стать «дурным примером» и для иных членов ЕС.
На фоне пробуксовки этого процесса уже озвучено альтернативное решение, призванное ограничить объемы выручки РФ от продажи углеводородного сырья. В США и ЕС обсуждается инициатива установления предельных цен закупки российских энергоносителей или же введения повышенных импортных пошлин в их отношении. Детали этих инициатив пока не ясны. Однако их дух намекает на то, что нефтяной рынок ЕС будет закрыт для России не с помощью жестких политических мер, а в результате введения заградительных тарифов. По сути, это может стать более мягким вариантом нефтяного эмбарго.
В любом случае недружественная политика Соединенных Штатов и Евросоюза уже привела к переориентации географии экспорта российской нефти. В частности, в марте 2022 года увеличение ее поставок в Индию оказалось сопоставимо с выпадающим объемом продаж в США.
В настоящее время многие европейские компании уже начали отказываться от закупок российской нефти в ожидании скорого введения тех или иных ограничений. В конечном счете это вынуждает отказываться от сотрудничества с РФ таких крупных мировых нефтетрейдеров, как Trafigura Group, Glencore Plc, Vitol Group и др. Однако их место очень быстро занимают более мелкие и даже неизвестные ранее компании.
В СМИ появляются сообщения о различных трудностях с реализацией танкерных партий российской нефти. Это вынуждает поставщиков делать очень серьезные скидки с цены в размере до 30%. Так или иначе, но российская нефть находит своего покупателя. По-видимому, проблемы носят временный характер. Это неприятная оборотная сторона вынужденного слома налаженных логистических цепочек. Не будем забывать, что даже находящийся под жесткими санкциями Иран изыскивает возможности поставлять черное золото на мировой рынок.
По-видимому, затянувшаяся история с расширением масштабов международного нефтяного эмбарго в отношении России будет поддерживать мировые цены на этот биржевой товар в течение нескольких ближайших месяцев. А с учетом всех изложенных факторов мировые цены на нефть способны удержаться на уровне около $100 за баррель и выше в течение 2–3 ближайших месяцев, то есть до конца лета.
В Германии принято решение об активном использовании угольных электростанций, для того, чтобы сэкономить газ к зиме.
Вообще — катаясь по Европе смотришь и удивляешься — тысячи ветряков, огромные поля солнечных панелей (земли то, между прочим — сельскохозяйственные). Просто торжество зелёной энергетики. Казалось бы — прощай газ и нефть.
Но этого мало. Даже не мало — ничтожно мало. И волосы встают дыбом на голове, когда понимаешь, сколько надо ветряков и солнечных панелей, чтобы перестали быть нужны углеводороды. Ребят, места не хватит. А ведь всё это не вечно и лопасти ветряков, солнечные панели — надо будет утилизировать. Или об этом пока не думали? как-нибудь потом?
Зато к 2035 году всю Европу хотят пересадить на электромобили. Вся зелень прям теребонькает на эту идею. Но в 2035 году уже не будет во власти никого, кто выдумывал весь этот бред.