Проект указа Президента Российской Федерации "О Стратегии развития природоподобных (конвергентных) технологий"

отметили
22
человека
в архиве
Паспорт проекта
НаименованиеПроект указа Президента Российской Федерации «О Стратегии развития природоподобных (конвергентных) технологий»ID проекта01/03/06-22/00128578Дата создания14 июня 2022 г.РазработчикМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России)Ответственный сотрудникХубулова Виктория Эдуардовна

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Стратегии развития природоподобных

(конвергентных) технологий

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития природоподобных (конвергентных) технологий.

2. Правительству Российской Федерации:

а) утвердить в 6-​месячный срок по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию план мероприятий по реализации Стратегии развития природоподобных (конвергентных) технологий;

б) осуществлять контроль за реализацией названной Стратегии;

в) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о ходе реализации Стратегии.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии развития природоподобных (конвергентных) технологий при осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев внесение необходимых изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента
‎Российской Федерации

от « ___ » ________ 2022 г. № ____

СТРАТЕГИЯ

развития природоподобных (конвергентных) технологий

на период до 2030 года

Общие положения

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

Конвергенция наук и технологий – интеграция, слияние наук ‎и технологий, их методов и подходов, позволяющая получить результаты, принципиально недостижимые в рамках каждой из конвергирующих наук и/или технологий в отдельности. В настоящее время к конвергентным наукам ‎и технологиям относят группу НБИКС-​технологий (нано-, био-, информационные, когнитивные, социогуманитарные технологии), однако перечень является открытым и впоследствии может быть расширен.

Природоподобные технологии – технологии, воспроизводящие системы ‎и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в естественный природный ресурсооборот. Конвергентные НБИКС-​технологии – инструментарий для создания природоподобных технологий.

Природоподобная техносфера – часть ноосферы, созданная человеком ‎на базе природоподобных технологий.

Нанотехнологии – технологическая культура, основанная на возможности прямого оперирования атомами и молекулами с целью получения принципиально новых веществ, материалов, структур и систем, имеющих наперёд заданные свойства.

Биотехнологии – интеграция биологических и инженерных наук, позволяющая использовать возможности живых организмов или ‎их производных для создания и модификации продуктов и/или процессов различного назначения.

Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации ‎и способы осуществления таких процессов и методов.

Когнитивные технологии – группа технологий, ориентированных ‎на исследование сознания, интеллектуальной, в частности познавательной деятельности человека и повышение его интеллектуальных возможностей.

Нейроморфные технологии – природоподобные технологии и системы, основанные на принципах работы нервной системы человека.

Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, в котором научная и технологическая деятельность человека становится определяющим фактором развития биосферы.

Социогуманитарные технологии – процессы исследования ‎и модификации духовного мира индивидуума во взаимосвязи с его социальными функциями и проявлениями.

Научно-​технологическое развитие Российской Федерации – трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России ‎и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы;

Большие вызовы – объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность ‎и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счёт увеличения ресурсов;

Приоритеты научно-​технологического развития Российской Федерации ‒ важнейшие направления научно-​технологического развития государства, ‎в рамках которых создаются и используются технологии, реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на большие вызовы, и которые обеспечиваются в первоочередном порядке кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными ресурсами.

Статус Стратегии развития природоподобных (конвергентных) технологий

Президентская инициатива «Стратегия развития природоподобных (конвергентных) технологий» (далее – Стратегия) утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Стратегия разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 3 декабря 2015 года № Пр-2476, от 25 декабря 2015 года ‎№ Пр-2697 и от 18 апреля 2018 года № Пр-656.

Стратегия определяет ключевые принципы, цели, задачи и основные направления государственной научно-​технической политики в области развития конвергентных наук и технологий как основного инструмента создания природоподобного технологического базиса экономики Российской Федерации (природоподобной техносферы).

Стратегия определяет также механизмы, способы и средства достижения долгосрочных целей и приоритетов устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности путём формирования на базе конвергенции наук и технологий новых природоподобных технологий, включённых в естественный ресурсооборот природы.

Стратегия направлена на реализацию национальных интересов Российской Федерации в глобальном мире XXI века в соответствии ‎со Стратегией научно-​технологического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря
‎2016 года № 642.

Стратегия разрабатывается в контексте необходимости решения основных национальных задач, нахождения ответов на глобальные вызовы развития, обеспечения безопасного и устойчивого социально-​экономического развития России в долгосрочной перспективе.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ ‎«О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Место Стратегии в иерархии стратегических документов Российской Федерации

Настоящая Стратегия разработана с учётом положений Стратегии научно-​технологического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 ‎«О Стратегии научно-​технологического развития Российской Федерации», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», ‎а также Президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» ‎и призвана стать базой для разработки ряда документов программного ‎и проектного типа. На основании Стратегии могут быть скорректированы документы в сфере государственной научно-​технологической политики ‎в части целеполагания и приоритизации направлений развития.

Положения Стратегии должны быть учтены при корректировке Стратегии научно-​технологического развития Российской Федерации, мероприятий действующих национальных проектов и программ, Государственных программ Российской Федерации, Федеральных научно-​технических программ и важнейших инновационных проектов государственного значения, а также при подготовке докладов Правительства Российской Федерации по направлениям государственной научно-​технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды, при составлении посланий Президента Российской Федерации о положении ‎в Российской Федерации, иных докладах и документах, представляющих высокое значение для государственной политики в области развития науки ‎и технологий.

Общая характеристика больших вызовов, ответ на которые призвана дать Стратегия

Глобальный вызов XXI века состоит в необходимости обеспечения устойчивого развития цивилизации.

Базовым условием такого развития является достаточное количество энергии и других ресурсов.

Вместе с тем, в условиях глобализации в технологическое развитие вовлекаются всё новые страны и регионы, что приводит ко всё более интенсивному потреблению и истреблению ресурсов.

Включение в состав «активных технологических игроков» таких стран, как Китай и Индия, а также ускоряющееся развитие технологий, основанных на классических принципах, ведут к ресурсному коллапсу.

В частности, развитие и широкое внедрение цифровых технологий неизбежно приведет к взрывному росту энергопотребления. По данным Международного энергетического агентства, к 2025 г. доля потребления энергии сетевой инфокоммуникационной сферой (оконечные устройства, пользовательское сетевое оборудование, сетевые коммуникации, дата-​центры) без производственной информационно-​вычислительной инфраструктуры превысит 30% мирового производства электроэнергии, что создаст уже в ближайшей перспективе серьёзные энергоресурсные ограничения для цифровой экономики.

Причиной кризиса является антагонизм природы и созданной человеком техносферы.

Природа миллионы лет существует без ресурсного голода в рамках замкнутого, самосогласованного ресурсооборота. Индустриальная ‎же цивилизация за 150 – 200 лет своего существования пришла на грань ресурсной катастрофы, о чём свидетельствует, например, тот факт, что ‎за последние 50 лет индустриальной эры было израсходовано такое ‎же количество кислорода (примерно 200 миллиардов тонн), как за всю предшествующую антропогенную историю.

Это обусловлено чрезвычайно высокими энерго-​ и ресурсоёмкостью технологий, созданных человеком, в отличие от исключительно «экономных» технологий живой природы.

Выход из кризиса возможен лишь путём создания техносферы, базирующейся на природоподобных технологиях, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в естественный природный ресурсооборот.

Смысл создания такой природоподобной техносферы состоит ‎в восстановлении естественного самосогласованного ресурсооборота – своеобразного «обмена веществ» природы, – нарушенного сегодняшними технологиями, вырванными из естественного природного контекста, ‎и превращении природы в непосредственную производительную силу.

Природоподобные (конвергентные) науки и технологии – инструмент ответа на большие вызовы современного мира

Для создания природоподобной техносферы, прежде всего, необходимо отказаться от отраслевого подхода к формированию науки и технологий
‎и перейти к парадигме конвергенции наук и технологий.

В мировой практике термин «конвергенция наук и технологий» трактуется как взаимопроникновение наук и технологий, интеграция ‎их методов и подходов, позволяющая получить результаты, принципиально недостижимые в рамках каждой из конвергирующих наук и/или технологий ‎в отдельности. Принципиальным моментом конвергенции является использование идеологии, инструментария и результатов одних наук и /или технологий для получения результатов в других.

В рамках создания природоподобной техносферы каждая ‎из конвергентных наук и технологий выполняет свои функции.

Нанотехнологии, оперируя атомами и молекулами, позволяют получить принципиально новые вещества и материалы с заданными свойствами, используя для этого те же «технологические приёмы», что и сама природа.

Симбиоз нано- и биотехнологий позволяет не только воспроизводить живую материю, но и создавать принципиально новые биоорганические материалы и структуры.

Информационные технологии позволяют воспроизводить ‎в искусственных объектах природные процессы преобразования информации.

Таким образом, двигаясь по пути синтеза природоподобных систем, человечество подойдёт к созданию антропоморфных технических систем ‎с элементами сознания и способностью к познанию. Для решения этой задачи необходимы когнитивные науки и технологии.

Чтобы разумно и эффективно пользоваться возможностями природоподобных (конвергентных) наук и технологий, необходима радикальная трансформация сознания самого человека как социального существа. Это возможно только на базе соединения нано-, био-, информационных, когнитивных технологий с достижениями социогуманитарных наук и технологий.

Природоподобные (конвергентные) науки и технологии относятся ‎к стратегическим приоритетам, ориентированным на средне-​ и долгосрочную перспективу, обеспечивающим создание принципиально новых прорывных технологий и приводящим к смене технологического уклада.

Угрозы, связанные с возникновением и развитием природоподобных (конвергентных) наук и технологий

Природоподобные технологии, с одной стороны, давая человечеству шанс избежать ресурсного коллапса, с другой стороны, предопределяют возникновение принципиально новых глобальных угроз и вызовов.

Эти угрозы связаны с самим характером природоподобных технологий, построенных на возможности технологического воспроизведения систем
‎и процессов живой природы. Эта возможность открывает перспективу целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность природных объектов и, прежде всего, человека.

Риски, сопровождающие создание и развитие природоподобных технологий, многократно увеличиваются в силу ряда специфических особенностей, присущих последним.

Важнейшими из них являются следующие:

  • двойственный характер технологий, размытые границы между гражданскими и военными применениями и, как следствие, неэффективность существующих средств и технологий контроля;
  • доступность и относительная дешевизна технологий, возможность создания средств поражения даже в кустарных условиях, отсутствие необходимости в сложнейших и чрезвычайно дорогостоящих системах доставки;
  • невозможность предугадать все последствия выхода искусственных живых систем в окружающую среду.

Исследования и разработки в области НБИКС-​конвергенции как инструмента создания природоподобных технологий, активно ведутся в ряде зарубежных стран, прежде всего в США.

В частности, в США действует программа Национального научного фонда и Министерства торговли США под названием NBIC – «Nanotechnology, Biotechnology, Information technology and Cognitive science». В других странах аналогичные конвергентные программы известны под аббревиатурами GRAIN (Genetics, Robotics, Artificial Intelligence and Nanotechnology) и BANG (Bits, Atoms, Neurons, Genes). Эти программы ‎в значительной степени ориентированы на развитие человеческих ресурсов. Так, НБИК программа США называется «Converging Technologies for Improving Human Perfomance», а НБИК программа Европейского союза – «Converging Technologies for the European Knowledge Society) (CTEKS).

В этих условиях обеспечение устойчивого социально-​экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации становятся зависимыми от способности государства стимулировать и обеспечивать процессы создания, развития и использования конвергентных наук ‎и технологий как инструмента природоподобия.

Исходные условия развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий в России

Первым ответом на этот стратегический вызов стала президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии», два этапа которой успешно реализованы в 2007 – 2015 гг. В качестве задачи третьего этапа, начавшегося в 2016 г., указано «опережающее развитие принципиально новых направлений …, обеспечивающих создание в стране надотраслевой научно-​образовательной и производственной среды в перспективе ‎на ближайшие 10-20 лет. …

Главным содержанием этого этапа станут разработка и создание:

  • продукции нанобиотехнологий;
  • гибридных устройств и приборов бионического типа;
  • нанобиосистем и устройств, включая принципиально новые гибридные системы очувствления бионического типа;
  • биоробототехнических систем, включая системы искусственного интеллекта нового поколения и нейроморфные процессоры.

Реализация задачи третьего этапа приведёт к созданию принципиально нового технологического базиса экономики в Российской Федерации.».

Таким образом, главный вектор, задающий направление научно-​технологического развития, определён.

В ходе реализации Президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» заложена идеологическая (интеллектуальная), кадровая ‎и инфраструктурная база для развития конвергентных НБИКС-​природоподобных наук и технологий.

Сформирована национальная нанотехнологическая сеть, объединяющая сотни научных, образовательных, проектных и промышленных центров ‎и лабораторий, ВУЗов, институтов РАН и других научных организаций, институтов развития и других.

Создан уникальный, не имеющий прямых аналогов в мире, центр конвергентных наук и технологий – Курчатовский комплекс НБИКС-​природоподобных технологий. В этом центре проводятся на мировом уровне исследования и разработки по всему спектру конвергентных НБИКС-​наук ‎и технологий.

Сформирована инновационная научно-​образовательная система междисциплинарной подготовки кадров, включающая первый в мире факультет нано-, био-, инфо-, когнитивных технологий в национальном исследовательском университете МФТИ.

Важное значение для развития исследований и разработок в области природоподобных (конвергентных) наук и технологий имеет тот факт, что Россия сегодня прочно интегрирована в международное научное сообщество. Наша страна играет ключевую роль во всех крупнейших международных научных проектах (ITER, CERN, XFEL, FAIR и др.).

Активно реализуются международные проекты мегасайенс ‎на территории Российской Федерации, такие как Международный центр нейтронных исследований на базе реактора «ПИК», токамак «Игнитор».

Принципиальное значение для формирования и развития природоподобных технологий имеет реализуемая с 2020 года Федеральная научно-​техническая программа развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры.

В рамках этой программы создаётся качественно новая экспериментальная база мегасайенс, в частности принципиально новый перспективный источник синхротронного излучения «СИЛА», превосходящий по техническим характеристикам действующие ‎и проектируемые международные источники синхротронного излучения, сочетающий возможности синхротронного источника излучения и лазера ‎на свободных электронах.

Создание такой базы позволит исследовать не только структуру природных объектов, но и процессы, происходящие в них.

Федеральная научно-​техническая программа развития генетических технологий, реализуемая с 2019 года, позволит создать базовый инструментарий для воспроизведения систем и процессов живой природы.

Большое значение для укрепления международных позиций Российской Федерации в мировом научном сообществе имеет расширение круга партнёров по международному научному сотрудничеству, прежде всего, ‎за счёт стран, готовых проводить самостоятельную научно-​техническую политику (страны БРИКС, ШОС, ЕАЭС).

Результаты участия России в крупнейших международных научных проектах служат, в том числе, интересам развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий.

Цель и задачи Стратегии

Цель Стратегии соответствует содержанию поручения Президента Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № Пр-2697 и его выступления
‎на юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 г.: «Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о принципиально новых, природоподобных технологиях, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой.».

Цель Стратегии – реализация национальных интересов Российской Федерации в глобальном мире XXI века путём формирования базовых элементов природоподобной техносферы.

Основными задачами Стратегии являются:

  • Определение, исходя из больших вызовов, стратегических приоритетов развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий, позволяющих создать условия для формирования природоподобной техносферы;
  • Формирование системы выявления и предотвращения угроз, обусловленных развитием конвергентных (природоподобных) технологий;
  • Формирование научной и кадровой базы развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий;
  • Создание технологических основ формирования природоподобных научно-​технологических кластеров;
  • Формирование базовых структурообразующих элементов природоподобной техносферы.
Этапы реализации Стратегии

Исходя из масштаба вызовов, состояния и перспектив фундаментальных научных исследований, можно выделить три этапа реализации Стратегии:

Этап 1. Формирование научной и кадровой базы развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий (2022 – 2026 годы).

Приоритетные задачи этапа:

  • создание системы подготовки и сопровождения высококвалифицированных кадров в сфере развития конвергентных (природоподобных) технологий;
  • создание ядра экспериментальной базы мега-​сайенс нового поколения для исследования систем и процессов живой природы (принципиально нового перспективного источника синхротронного излучения «СИЛА», превосходящего по техническим характеристикам действующие ‎и проектируемые международные источники синхротронного излучения, сочетающего возможности синхротронного источника излучения и лазера на свободных электронах; источники нейтронов);
  • создание уникального лазерного комплекса для исследования экстремальных световых полей на базе использования источников лазерного излучения с пиковой мощностью 200ПВт с возможностью выполнения исследований мирового уровня в области конвергентных технологий с применением квантовой электродинамики, ядерной оптики и моделирования астрофизических явлений;
  • развёртывание широким фронтом фундаментальных исследований систем и процессов живой природы, в первую очередь энергетических процессов в живой клетке, метаболических процессов, структуры ‎и деятельности мозга;
  • разработка новых природоподобных энерготехнологий, включая технологии природоподобной ядерной энергетики;
  • разработка и создание гибридных и биоподобных материалов ‎и структур, составляющих элементную (компонентную) базу природоподобной техники первого поколения, прежде всего материалов для регенеративной медицины, лекарственных средств нового поколения и средств их целевой доставки;
  • разработка и создание комбинированных (гибридных) технических систем и технологических процессов с использованием природных компонентов, в первую очередь, биосенсоров, биотопливных элементов, интерфейсов «мозг-​компьютер», аддитивных технологий для создания отдельных биоподобных и искусственных биологических объектов, технологий ядерной медицины и лучевой терапии;
  • создание первого поколения отечественного нейроморфного процессора и реализация пилотных проектов по его применению в реальных секторах экономики и военно-​промышленном комплексе;
  • поиск имеющихся разработок в области природоподобных (конвергентных) наук и технологий, готовых к промышленному освоению.

В результате реализации первого этапа будут:

  • создана, в основном, экспериментальная база, обеспечивающая комплексные фундаментальные исследования систем и процессов живой природы;
  • созданы научные заделы для формирования природоподобной техники ‎и технологий первого поколения;
  • созданы опытные (опытно-​промышленные) образцы природоподобной техники и технологий первого поколения;
  • сформировано ядро системы междисциплинарного образования.
Этап 2. Создание технологических основ для начала формирования отдельных природоподобных научно-​производственных кластеров (2027 – 2032 годы).

Приоритетные задачи этапа:

  • трансфер результатов первого этапа в экономику;
  • исследование и технологическое воспроизведение отдельных объектов ‎и процессов живой природы, прежде всего в области:
    • синтетической биологии (искусственная клетка, искусственный вирус);
    • биофотонных устройств;
    • биороботов;
    • аддитивных производственных технологий и оборудования для создания синтетических биологических материалов и искусственных органов из них;
    • лекарственных средств нового поколения и средств их целевой доставки;
    • систем энергообеспечения имплантируемых устройств, искусственных органов и биороботов за счёт энергетических процессов в живых организмах;
  • разработка и создание нейроморфных мозго-​машинных и мозго-​мозговых интерфейсов, антропоморфных биопротезов, антропоморфных робототехнических устройств;
  • разработка и создание нейроморфных систем искусственного интеллекта, в том числе с способностью к самообучению без подключения к центрам хранения и обработки данных;
  • создание полнофункционального (включающего функцию обучения) отечественного нейропроцессора с характеристиками, не уступающими или превосходящими зарубежные аналоги;
  • разработка технологий биокомпьютинга;
  • создание опытных образцов компонентов природоподобной ядерной энергетики;
  • развитие системы междисциплинарного образования.

В результате реализации второго этапа будут созданы:

  • опытное производство техники и технологий, созданных на этапе 1;
  • технологические основы для начала формирования отдельных природоподобных научно-​производственных кластеров,

‎как структурообразующих элементов природоподобной техносферы.

Этап 3. Формирование базовых элементов природоподобной техносферы (2033 – 2037 годы).

Приоритетные задачи этапа:

  • трансфер результатов этапов 1 и 2 в экономику;
  • технологическое воспроизведение систем и комплексов живой природы, прежде всего:
    • природоподобных энергетических систем, включая природоподобную ядерную энергетику;
    • киберфизических аддитивных производственных комплексов («интернет всего» – «internet of everything»);
    • медицинских систем, основанных на технологиях коррекции психофизиологической сферы человека;
  • формирование базовых элементов антропоморфной биоробототехники, ‎в том числе сообществ антропоморфных биоробототехнических систем;
  • создание на основе разработанных нейропроцессоров сверхбольших нейрокомпьютеров, приближающихся по своим когнитивным возможностям к человеку;
  • создание нового поколения систем искусственного интеллекта ‎с когнитивными возможностями, обеспечение подходов к созданию «сильного» искусственного интеллекта;
  • развитие системы междисциплинарного образования.

В результате реализации третьего этапа будут сформированы отдельные природоподобные научно-​производственные кластеры,
‎как структурообразующие элементы природоподобной техносферы.

Результаты реализации Стратегии определят перспективы социально-​экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на десятилетия вперёд.

Приоритеты развития системы поддержки природоподобных (конвергентных) наук и технологий

При формировании системы поддержки развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий должен быть максимально использован опыт, накопленный в ходе реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», в первую очередь инфраструктура, нормативно-​правовая база и организационно-​правовые механизмы национальной нанотехнологической сети.

Особое внимание должно быть уделено созданию необходимых условий для организации эффективной деятельности по поддержке природоподобных (конвергентных) наук и технологий, включающих:

  • создание национальной системы комплексного социально-​экономического, политико-​стратегического и научно-​технического прогнозирования, обеспечивающей определение приоритетов развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий и подготовку ‎и принятие управленческих решений в этой области;
  • совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью в области природоподобных (конвергентных) наук ‎и технологий;
  • разработка национальной системы стандартов и сертификации в сфере природоподобных (конвергентных) наук и технологий, гармонизированной ‎с международной системой;
  • создание системы формирования принципиально новых рынков отечественной продукции природоподобных (конвергентных) технологий, ‎в том числе рынка интеллектуальной продукции («рынка идей»).

Основными задачами, которые предстоит решить в рамках системы поддержки природоподобных (конвергентных) наук и технологий, являются:

  • рост объёма и результативности государственных и частных инвестиций в исследования, разработки и производственную деятельность, связанные ‎с развитием и внедрением природоподобных (конвергентных) наук ‎и технологий;
  • формирование природоподобных научно-​производственных кластеров, обеспечивающих создание, производство и продвижение на рынок высоких технологий конкурентоспособной продукции природоподобных (конвергентных)технологий;
  • разработка и внедрение эффективных механизмов коммерциализации результатов исследований и разработок в области природоподобных (конвергентных) наук и технологий;
  • информирование общества о возможностях, перспективах и рисках, связанных с развитием природоподобных (конвергентных) наук и технологий;
  • создание системы оперативного мониторинга научно-​технического, производственного и рыночного потенциала Российской Федерации в сфере природоподобных (конвергентных) наук и технологий;
  • изучение и анализ перспектив формирования и развития мирового рынка природоподобных (конвергентных) технологий, исследований ‎и разработок, проводимых за рубежом;
  • организация эффективного международного сотрудничества, реализация совместных с иностранными государствами и частными корпорациями, финансирующими проведение работ, проектов в области развития и внедрения природоподобных (конвергентных) наук и технологий.
Механизмы реализации Стратегии 1.Система органов, участвующих в реализации Стратегии

Для реализации настоящей Стратегии необходима консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-​образовательного ‎и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества ‎по созданию благоприятных условий для применения достижений науки ‎и технологий в интересах социально-​экономического развития Российской Федерации.

В систему органов, участвующих в реализации Стратегии, входят

  • Администрация Президента Российской Федерации;
  • Совет Безопасности Российской Федерации;
  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Совет по науке и образованию при Президенте Российской Федерации ‎в координации с другими Советами и Комиссиями при Президенте Российской Федерации
  • Правительство Российской Федерации;
  • Комиссия по научно-​технологическому развитию Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • Институты национальной системы комплексного социально-​экономического, политико-​стратегического и научно-​технического прогнозирования;
  • Регулирующие органы;
  • Институты инновационного развития;
  • НИЦ «Курчатовский институт» – головная научная организация Стратегии;
  • Фонды и институты развития;
  • Государственные корпорации и частные компании;
  • Общественные организации, профессиональные сообщества;
  • Российская академия наук;
  • Высшие учебные заведения;
  • Региональные органы власти;

Данный перечень не является исчерпывающим и может дополняться.

2.Механизмы формирования приоритетов развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий, управления ‎и контроля за реализацией Стратегии

Координация деятельности по формированию приоритетов развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий и реализации Стратегии осуществляется Советом по науке и образованию при Президенте Российской Федерации.

Научную координацию деятельности по формированию и реализации приоритетов развития природоподобных (конвергентных) наук и технологий осуществляет НИЦ «Курчатовский институт» как головная научная организация Стратегии.

Приоритеты развития природоподобных (конвергентных) наук ‎и технологий формируются на пятилетний период и утверждаются Президентом Российской Федерации.

Система мероприятий по реализации Стратегии и их ресурсное обеспечение закрепляются в Плане мероприятий («дорожной карте») ‎по реализации Стратегии (далее – План мероприятий), формируемом ‎на пятилетний период и утверждаемом нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Управление реализацией Плана мероприятий осуществляет Правительство Российской Федерации. О ходе реализации Плана мероприятий Правительство Российской Федерации представляет ежегодный доклад Президенту Российской Федерации.

Научную координацию деятельности по реализации Плана мероприятий осуществляет НИЦ «Курчатовский институт» как головная научная организация Стратегии.

3.Механизмы ресурсного обеспечения

Финансирование мероприятий, включенных в План мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществляется в рамках средств, в том числе предусмотренных на реализацию:

национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Экология», «Наука и университеты», «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт»;

государственных программ Российской Федерации «Научно-​технологическое развитие Российской Федерации», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ‎ее конкурентоспособности», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Информационное общество», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие энергетики», «Развитие внешнеэкономической деятельности», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и других.

Финансирование мероприятий, включённых в План мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии, за счёт внебюджетных средств осуществляется, в том числе, в рамках реструктуризации исследовательских бюджетов государственных корпораций и компаний с государственным участием, институтов развития и исследовательских центров с выделением адресной строки затрат на НИР и НИОКР в области природоподобных (конвергентных) наук и технологий.

Координацию деятельности по оценке эффективности реализации Стратегии осуществляет Консультативная группа по научно-​технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Предполагаемые результаты и эффекты реализации Стратегии

В результате реализации Стратегии в Российской Федерации должны быть созданы базовые структурообразующие элементы природоподобной техносферы, что позволит обеспечить в стратегической перспективе:

  • устойчивое социально-​экономическое развитие и национальную безопасность Российской Федерации;
  • устойчивое положение Российской Федерации в группе стран – научно-​технологических лидеров XXI века;
  • высокое качество жизни населения Российской Федерации;
  • создание оптимальных условий для развития человеческой личности ‎и общества.
Риски при реализации Стратегии

В процессе реализации Стратегии могут возникнуть следующие риски, ставящие под угрозу достижение её целей:

  • несформированность среди населения понимания сути и масштаба больших вызовов и необходимости ответа на них;
  • отсутствие в общественном сознании представлений ‎о природоподобных (конвергентных) науках и технологиях, и их важности для преодоления «больших вызовов»;
  • отсутствие в научном сообществе и сфере государственного управления Российской Федерации сформированного адекватного представления ‎о природоподобных (конвергентных) науках и технологиях, и актуальности ‎их развития;
  • различия в особенностях ведения исследований и модели управления ими, культуре и нормах в разных учреждениях и сферах могут усложнить налаживание взаимодействия и, тем самым, значительно ослабить процессы конвергенции наук и технологий.
 
 
 
Добавил waplaw waplaw 17 Июля 2022
Комментарии участников:
dzhankoy
+1
dzhankoy, 17 Июля 2022 , url

Ничего не понятно, но очень интересно!



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать