В Эстонии правительство не может договориться с властями Нарвы о сносе танка-памятника Т-34
После начала российской спецоперации на Украине, в Эстонии с новой силой разгорелась дискуссия нужно ли сносить или нет танк-памятник Т-34, установленный в честь воинов Красной Армии, павших во время Великой Отечественной войны. Представители консервативной партии в новом правительстве вчера снова подняли вопрос о сносе «нарвского танка», который остался в Эстонии единственным Т-34, стоящим на постаменте, пишет эстонский портал Delfi.
По словам автора статьи, другие T-34 из Синди и Валга демонтировали и переместили в музей уже тридцать лет назад, а вот с «нарвским танком» дело не задалось – власти Нарвы отказываются его сносить. Мало того, памятник пользуется популярностью у населения: в уезде Ида-Вирумаа молодожены в день свадьбы традиционно фотографируются у Т-34.
«Судя по тому, как на протяжении последних двадцати лет решались споры о названии нарвских улиц, дискуссия вокруг нарвского танка ни к чему не приведет. В Нарве до сих пор есть улица Тиймана, названная в честь большевика, который в 1918 – 1919 гг. расправлялся с местными жителями, а также улица Даумана, названная в честь другого большевика, который был одним из главных организаторов красного террора в Латвии. Центральная власть несколько десятилетий вносит предложение о переименовании этих улиц, но местная власть Нарвы представляет ситуацию как давление и ультиматум из Таллина»,
– пишет автор, сокрушаясь о раздрае в ветвях эстонской власти, не позволяющем уничтожить советское наследие.
Так как споры вокруг памятника могут затянуться надолго, автор требует от властей прийти единой позиции: «за» снос или «против». Однако, если этого добиться не удастся, у автора готово решение: перекрасить Т-34 в светло-лиловый, «превратив его, таким образом, в новую достопримечательность» по аналогии с действиями властей Праги в 1991 году. Для противников такой идеи есть и «более консервативные решения»: «нарвский танк» можно перенести во двор Нарвского замка и установить рядом с памятником Ленину, или поставить его в Синимяэ, где в 1944 году велись ожесточенные танковые бои.
Несмотря на желание населения Нарвы сохранить памятник, автор пишет, что любой из этих планов хорош, только бы «нарвский танк» потерял свой истинный смысл. По словам автора «нужно придать ему другое осмысление, другой цвет, и установить в другом месте».