В Конвенции о правах беженцев также есть положения, защищающие право гражданского населения на исход из зоны конфликта. Конвенция ясно декларирует, что «права беженца распространяются и на членов его семьи» — утверждая таким образом, что в семье должны быть защищены права и мужчин-беженцев. Но — опять же — эта Конвенция накладывает обязательства на принимающую страну, а не на страну, которую беженцы были вынуждены покинуть. Если бы, к примеру, Польша начала принудительную высылку мужчин, пересекших ее границу, это стало бы нарушением ее положений. В то же время она не обязывает украинскую погранслужбу выпускать за пределы Украины мужчин-беженцев в приоритетном порядке.
Есть совершенно другой комплекс международных соглашений, касающихся прав человека и положений, которые должны соблюдать правительства в отношениях со своими гражданами — и, ссылаясь на них, активисты и НПО могли бы добиваться изменений в законодательстве. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах защищает право на свободу передвижения, свободу мысли и совести, и запрещает дискриминацию по половому признаку.
Но даже здесь профессиональные правозащитники и гуманитарные НПО до сих пор формулировали проблему так, что это не только не способствует результату, а скорее усложняет дело: «не является ли сам по себе призыв на военную службу нарушением прав человека?». Положения же Всеобщего пакта, декларируя запрет на использование принудительного труда, делают исключение для практики воинского призыва.
Марк Гарласко, военный советник голландской пацифистской организации PAX, регулярно консультирующий и более широкое правозащитное сообщество, объясняет, почему НПО не горят желанием поднимать проблему. «Это тяжелая проблема, касающаяся международного гуманитарного права, и мы должны это учитывать. Но в правозащитном сообществе и НПО „есть осознание, что воинский призыв — это законно, и НПО вряд ли могут с этим что-то поделать. Да, это больно осознавать, но государство в этом вопросе ничто не остановит“.
Для украинских мужчин, однако, проблема не только в воинском призыве. Законодательство в области прав человека, даже если признается право государства на мобилизацию населения в условиях военных действий, содержит как минимум три нормы, имеющие отношение к украинской ситуации и к статусу военнообязанных, но еще не призванных на службу мужчин.
Первая норма — это право на отказ от военной службы по соображениям совести. Несмотря на отсутствие четкого толкования этой нормы в пакте, она признается Управлением Верховного Комиссара ООН частью законодательства о правах человека. Правозащитные НПО могут добиваться от Украины гарантий того, что мужчины, в том числе те, кто находится за рубежом, отказывающиеся убивать по соображениям совести, могли бы иметь возможность проходить альтернативную службу. Но этот выбор должен быть обоснован религиозными и этическими убеждениями.
Более широким и фундаментальным правом, на которое ссылаются украинские правозащитники, является просто гендерное равенство. Со времени принятия Международного пакта о гражданских и политических правах в 1966 году законодательство о правах человека претерпело значительные изменения и сейчас включает в себя вопросы запрета гендерной дискриминации во всех областях правоприменения — и почти все соглашения, касающиеся гражданских прав, сегодня используют этот язык.
Роберт Энзор, секретарь голландской НПО TransgenderNetworkNetherlands, утверждает, что проблема не про „лазейку“ от воинского призыва, а про то, что во множестве стран для службы и прочих разрешенных законодательством обязательных работ рассматривают только мужчин.
»В контексте конфликта на Украине, где в ловушке оказались призывники и гражданское население, нет нужды говорить о важности этого вопроса" — написал он в электронном письме.
По словам Энзора, расширение НАТО приводит к мысли о необходимости выработки более точных международных норм: в таких странах, как Украина или Финляндия, стремящихся в альянс или ЕС, есть только мужской воинский призыв, и потенциально может возникнуть ситуация, когда эти страны будут обязаны защищать женщины из Нидерландов и Норвегии, где воинский призыв распространяется и на женщин.
В этом свете правозащитные НПО могли бы попытаться по-другому воздействовать на украинское правительство — учитывая долгую историю участия украинских женщин в ВС. В этом смысле у Украины, вероятно, есть все стимулы для проведения более сильной политики в правозащитной области и в области гендерного равноправия. Это позволит больше соответствовать стандартам прогрессивных стран-участниц ЕС и НАТО, в контексте ее просьб о приеме в альянс и присвоении статуса кандидата в Евросоюз.
Украинские граждане говорят также, что отмена исключительно мужского воинского призыва может стать той линией, которая позволит Украине почувствовать свое отличие от России. Вот один из комментариев к недавно заведенной петиции:
«Это не только большая (жестокость)… Это еще и по половому признаку… Я хочу, чтобы Украина победила, но я не буду воевать за такую страну. Я могу воевать за ценности — такие, как свобода. Свобода, которой лишили украинских мужчин — отцов, студентов, молодых людей, у которых впереди была вся жизнь — как и у их подруг, которые по какой-то причине имеют право на жизнь. Я хочу того же права для мужчин. В Украине большое количество добровольцев — только они и должны воевать. Пожалуйста, Украина, покажи, что ты не Россия».
Тем не менее, Зеленский ответил на петицию ссылкой на статьи Конституции, касающиеся введения военного положения. Сейчас ходят слухи, что в октябре запрет на передвижение и воинский призыв могут распространить и на женщин. Это, вероятно, решит проблему гендерного равноправия, но это также будет означать и равенство мужчин и женщин в лишении их другого фундаментального права: на свободу передвижения.
Статья 12 Международного пакта по гражданским и политическим правам гласит: «Каждый имеет право покинуть любую страну, в том числе и свою».
Пакт предусматривает исключение из правил в периоды угроз национальной безопасности, чем и воспользовалось украинское правительство, уведомив об «отступлении» от текста статьи Генерального секретаря ООН, прежде чем вводить запрет на передвижение.
Тем не менее, оговорка в Статье 4 предусматривает, что такое «отступление» может быть допустимо только в той степени, которой требует ситуация, а также если принимаемые правительством меры не будут противоречить другим международно-правовым обязательствам. Приходят на память положения обычного права о запрете разделения семей в период вооруженного конфликта. Еще раз, Пакт четко определяет, что исключения из положений по мотивам национальной безопасности не могут содержать фактов дискриминации исключительно по гендерному признаку.
Как отмечают многие активисты, сложно оправдывать ограничение на свободу передвижения мужчин, или даже всех, мужчин и женщин, жизненной необходимостью — когда в стране есть хорошо обученная и вооруженная армия из добровольцев, а множество иностранных бойцов было отправлено назад. Вот слова одного из активистов в петиции: «Более 625 тысяч человек изъявили желание защищать страну. Большинство этих людей проходили усиленное обучение владению оружием, проходили занятия по тактике и коммуникациям и имеют требуемый уровень физической и психологической подготовки. Мы полагаем, что воевать должны люди с адекватным уровнем подготовки и мотивации».
Пия Лотта Сторф, кандидат на докторскую степень в Университете Мюнстера, отмечает, что, как мужчины, так и женщины, еще не призванные в ВС, остаются гражданскими и должны в полной мере сохранять права на передвижение. И организации по защите гражданского населения, таких, как PAX, Human Rights Watch, Международный Красный Крест и Центр по делам гражданских в конфликте, которые пытаются привлечь внимание украинского правительства, должны озвучить следующее требование: сохранение права на передвижение и гуманитарный доступ для всех гражданских лиц, без дискриминации по половому признаку.
Желание Зеленского откреститься от все более драконовских шагов украинского генералитета может свидетельствовать об осознании им последствий военного положения в вопросах соблюдения гражданских прав населения. Есть и практические причины для пересмотра украинской властью закона о военном положении. В июне помощник главы офиса украинского президента Алексей Арестович уже заявил СМИ, что правительство склоняется скорее к смягчению мер военного положения, нежели к их ужесточению, — и отчасти из-за нехватки вооружений, которые необходимы для обеспечения им будущих призывников и их обучения. Более того, по словам Арестовича, Киев убедился, что многие мужчины могут оказывать стране более эффективную помощь — работая за рубежом и отсылая деньги домой.
На сегодня ситуация для украинских семей, странным образом вынужденных полным составом оставаться у линии огня, выглядит все более безнадежной. Недавно мне снова довелось выслушать Валентину: она больше не надеется переправить мужа и сына к себе, в Амстердам, и решила, напротив, пробираться на Украину с новорожденной дочерью. Та же молодежная организация волонтеров, которая помогла ей добраться из Украины в Амстердам и родить здесь дочь, теперь взялась организовать маршрут на восток, где она, с младенцем на руках, окажется в зоне боевых действий.
Чарли Карпентер — профессор политологии в Массачусетском Университете (Амхерст), старший научный сотрудник в Белферском центре наук и международных отношений, руководитель Лаборатории Человеческой Безопасности.