Выступление Президента Республики Уганда Й.Мусевени в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым по итогам переговоров, Энтеббе, 26 июля 2022 года
27 июля 2022
Ваше Превосходительство Министр иностранных дел, уважаемые члены делегации!
Позвольте поприветствовать вас от лица Уганды, народа Уганды и от моего личного имени. Вы стали первым высокопоставленным представителем российского правительства, посетившим Уганду.
Как я уже сказал вам в ходе нашей беседы, вот уже более 60 лет как я занимаюсь общественно-политической деятельностью. Начинал во главе студенческого актива, а затем занимал другие руководящие посты. На моем веку Громыко так и не приехал в нашу страну, а ведь он долго занимал должность министра иностранных дел, но так и не приехал. Не приехал и еще один высокопоставленный руководитель – Косыгин. Однако вы приехали, и мы приветствуем вас в нашей стране.
Несмотря на тот факт, что ни один высокопоставленный руководитель России [до сих пор] не приезжал сюда, на протяжении последних ста лет Россия поддерживала антиколониальное движение в Африке. Во время нашей личной беседы я сообщил вам, что колонизация всего африканского континента завершилась к 1900 году, за исключением одной лишь Эфиопии. Отчасти, причиной колонизации Африки стала наша собственная слабость. Тогда правили феодалы, неспособные отстоять нашу независимость. До завершения колониального раздела Африки на протяжении ста лет работорговля разоряла наш континент.
Африканские вожди не смогли отстоять нашу независимость, и тогда сами африканцы стали создавать движения, во главе которых вставали новые силы. Первая такая группа появилась в 1912 году в Южной Африке с созданием Африканского национального конгресса. Так шло формирование африканского антиколониального движения. Именно оно привело сюда Россию. В 1917 году к власти в России пришли новые силы – большевики. Не знаю, как вы относитесь к ним, нравятся они вам или нет. Однако мы их ценим, поскольку они оказали нам поддержку. Они стали поддерживать нашу борьбу против колониального гнета. Именно в этом заключается суть наших отношений с Россией. Россия, Советский Союз поддерживали африканское антиколониальное движение.
Затем, в 1949 году нам снова улыбнулась удача – к власти в Китае пришли коммунисты, а ведь Китай очень большая страна. И на этот раз они тоже поддержали нас. Были и другие социалистические страны, Куба и так далее.
Таким образом, когда возникают какие-то спорные вопросы и некоторые требуют, чтобы мы заняли позицию против России, мы отвечаем, что эти люди поддерживали нас на протяжении последних ста лет. Разве мы можем просто так взять и выступить против них? Мы простили наших давних врагов, тех колониалистов, что колонизировали нас, тех, кто порабощал людей, увозил отсюда рабов и совершал злодейства. Мы их простили и готовы двигаться вперед вместе с ними. Но разве мы можем выступить против тех, кто никогда не наносил нам никакого вреда, а наоборот, помогал нам?
Конечно, если русские совершают ошибку… В 1968 году я был студентом и участвовал в уличных демонстрациях в Дар-эс-Саламе против решения Брежнева ввести войска в Чехословакию для смещения Александра Дубчека со своего поста. То есть, если Россия совершает ошибку, мы об этом ей говорим, как это было в 1968 году.
Но если ошибки не было, мы не можем осуждать Россию. Это первое, что я хотел сказать, чтобы очертить исторический контекст. Те, кто малосведущ в международных делах, должны это знать. Дело в том, что немногие разбираются в международной политике. Люди имеют достаточно ограниченное представление о вопросах философии и стратегии, что для нас неприемлемо. Мы занимаем четкую позицию. В рамках движения за освобождение Африки мы знаем, кто есть кто, кто чем занимается и почему, и какая роль нам отведена.
Что касается дня сегодняшнего, то у нас огромный потенциал. Конечно, нам и раньше доводилось взаимодействовать и с Россией, и с Советским Союзом, в особенности, по вопросам безопасности. Чехи готовили служащих наших военно-воздушных сил. В Чехословакии, а также и в самом Советском Союзе мы закупали оборудование. Велось взаимодействие по вопросам безопасности. Однако теперь к этому добавляются новые области сотрудничества.
В октябре состоится заседание совместной постоянной комиссии. Что касается потенциальных сфер сотрудничества, хотел бы отметить, что сельскохозяйственный комплекс Уганды способен на очень многое. Нет ни одного вида сельскохозяйственной продукции, который мы не могли бы произвести. Если вы нуждаетесь в какой-либо сельхоз продукции, например, кофе, у нас его очень много. Наша страна – крупнейший производитель кофе во всей Африке. Еще есть чай, молоко, говядина, зерновые, бананы. Мы занимаем второе место по выращиванию бананов в мире. Нам есть, что предложить. Некоторые виды нашей продукции поставляются в Россию через Западную Европу. Теперь мы можем направить эти потоки вам.
Также затронули тему сотрудничества в области космических исследований. Уганда хотела бы запустить собственный спутник, чтобы знать, что происходит в мире. Существует также тема атомной энергетики. Уганда богата гидроэнергоресурсами, обладает большим потенциалом в области солнечной энергетики и так далее. Кроме того, у нас имеются богатые залежи урана, и мы хотели бы использовать их для производства электроэнергии, а также в других областях: медицине, биотехнологиях и так далее. В том, что касается борьбы с патогенами и сферы экономики, связанной с вакцинами, лечением и диагностикой, то в этих областях мы тоже открыты для сотрудничества. Мы представляем обширный рынок. Население самой Уганды составляет 43 млн. человек, а в странах Восточной Африки проживает более 300 млн. Что касается всей Африки, то здесь действует Африканская континентальная зона свободной торговли, охватывающая население в 1,5 млрд. человек.
Таким образом, мы хотели бы наращивать товарооборот с Россией, также как и со всеми странами мира. Мы не считаем, что если кто-то кому-то враг, то и нам он должен быть врагом, ведь тогда все мы станем друг другу врагами. Наша доктрина заключается в том, чтобы не вступать в конфронтацию с чужими врагами.
Во времена холодной войны меня как-то спросили: вы за Восток или за Запад? Я ответил, что спрашивающий, видимо, держит меня за идиота. С чего это кто-то решил, что моя главная задача заключается в том, чтобы вставать на чью-то сторону? Я отстаиваю собственные интересы и выстраиваю свои отношения с другими в зависимости от того, как они влияют на мои интересы. Нас держат за глупцов. Что за нелепый вопрос. С чего это я должен занимать позицию и поддерживать либо Восток, либо Запад? Я поддерживаю самого себя и взаимодействую с другими в зависимости от того, как они относятся ко мне.
Предлагать мне выступить рискованное дело, потому что говорить я могу очень долго. Чтобы не отнимать у вас больше времени, передаю вам слово для вашего выступления. Спасибо большое.